Старение населения – один из общепризнанных глобальных вызовов – добрался и до казахстанских степей.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Не случайно этой теме, а также правам пожилых людей и инвалидов была посвящена одна из сессий форума неправительственных организаций, искавшего ответ на вопрос «Сдал ли Казахстан экзамен на гражданскую зрелость?».
После жаркого первого дня форума, когда кипели страсти вокруг таких наболевших тем, как свобода слова и право на мирные собрания, второй день, казалось бы, должен быть спокойным. Однако проблемы пожилых людей и инвалидов и тема соблюдения права на здоровье оказались также близки участникам форума (подробнее о мероприятии читайте в материале «Казахстанские власти в Стране чудес»).
Коляска или ящик водки
В Алматы свыше 7% жителей пожилые, а «это требует изменений во всех сферах», констатировала президент ОФ «Активное долголетие» Гульшара Урмурзина.
- Если у инвалидов есть закон, есть конвенция ООН, то у пожилых ничего нет. Права стариков и ущемлены, и не соблюдаются. Традиционно к ним относятся как к нетрудовым ресурсам, насильственно отправляют на пенсию, нарушая право на труд, — перечислила основные проблемы докладчица. — Нет ни одной государственной структуры, которая бы занималась комплексной госпрограммой по защите пожилых людей.
Глава фонда предложила создать межведомственную комиссию по решению проблем людей пожилого возраста. Кроме того, Гульшара Урмурзина в который раз повторила несколько шагов, которые необходимо предпринять немедленно:
- пересмотреть методику пенсионных выплат, назначенных до июля 1996 года (эти пенсионеры получают гораздо меньше своих «коллег», вышедших на пенсию позже);
- проводить ежегодный перерасчет с учетом фактической инфляции, а не планируемой;
- внести изменения в статус участника трудового фронта — таковыми считать жителей только до 1933 года рождения, а родившихся с 1933 до 1945 года считать «детьми войны»;
- внести в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи зубопротезирование лиц пожилого возраста.
Показательный пример дискриминации пожилых привела общественный деятель Зауреш Батталова. Приснопамятное постановление правительства от 1 апреля оставило дольщикам право только на одну квартиру, даже если они вложили деньги в несколько. Сейчас, когда эти квартиры распределяются, единственную жилплощадь родители отдают, как правило, детям, а пожилые опять остаются без жилья. Такая же ситуация при принудительном изъятии земельных участков под госнужды — с нарушениями выселена масса инвалидов и пожилых, негодовалаг-жа Батталова, требуя проверить законность применения постановления и производства изъятий.
Участники форума вспомнили про Конвенцию ООН о правах инвалидов — Казахстан подписал ее, но не ратифицировал. Загвоздка, по словам секретаря Комиссии по правам человека при Президенте РК Тастемира Абишева, в деньгах: исполнение документа потребует нескольких миллиардов тенге. Впрочем, в проблему денег упираются многие проблемы. Причем не всегда дело в том, что денег просто нет. Например, депутат Айгуль Соловьева напомнила о скандале с опрокидывающимися колясками в Павлодаре и предложила «монетарно решить проблему» — дать человеку не коляску, а деньги, чтобы инвалид сам купил то, что ему нужно, но в ответ услышала ответ директора департамента соцзащиты Министерства труда.
- Это неоднозначный вопрос, — печально прокомментировала Кайни Манабаева. — Если дать человеку деньги, он может потратить их на другие цели, а потом он не сможет обеспечить себе необходимое лечение.
- Значит, вы признаете, что у наших инвалидов не хватает денег на их нужды! Не доверяете людям — давайте не деньгами, а чеком, на который он ящик водки не купит. Видите, чиновники не хотят расставаться с этой кормушкой, — дала отпор хозяйка форума президент фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова.
Предложения на выбор
Сами инвалиды говорили о больной для них проблеме доступа в общественные помещения, административные здания, самолеты, поезда... Выход один — принимать новые стандарты и нормы строительства, а это задача архитектурных и градостроительных ведомств.
Радовало, что, обсуждая решения самых острых проблем, НПОшники не ограничивались призывами к госорганам исправить положение, а предлагали свои идеи, свои возможности, говорили о том, что должны и в состоянии делать сами граждане. Например, НПО могли бы настаивать на своем участии в приемке построенных зданий школ и больниц — на предмет наличия пандусов и других необходимых приспособлений для инвалидов, подала идею Бахыт Туменова.
Еще один пример: у нас существует обязательная реабилитация инвалидов (другой вопрос, как она проводится). НПО из регионов предлагают: давайте в санаториях, реабилитационных центрах наладим правовое обучение людей с ограниченными возможностями. Чтобы, выходя из центра, инвалид знал, на что он имеет право, и умел добиваться его соблюдения.
Участникам форума со стороны власти оставалось или отделываться чугунными фразами о том, что «государство принимает необходимые меры для защиты социальных, экономических, политических и других прав инвалидов», или поддерживать инициативы НПО, в том числе о включении представителей в нижнюю палату парламента или квотировании рабочих мест для инвалидов в госорганах.
Поток жалоб прервал политолог Ерлан Смайлов из Института политических решений. Он озвучил два предложения, которые, по его мнению, могли бы устранить большую часть проблем.Во-первых , считает политолог, нужно объединить Минздрав и Минсоцзащиты, что повысило бы эффективность оказания как социальной, так и медицинской помощи. Во-вторых , изменить закон о госзакупках в части медобслуживания населения, построив систему на принципах фармаэкономики. То есть проводить тендеры по модели — сначала качество, а потом цена.
Пожилые не балласт
В перерыве мероприятия мы подошли к Гульшаре Урмурзиной с вопросами: «Выгодно ли государству вкладывать деньги в пенсионеров? «Отобьются» ли средства на то же зубопротезирование, социальные койки или центры досуга для пожилых?»
- Выгодно! Если пожилой человек обучен, знает свои заболевания, знает, какие медикаменты принимать, как питаться, как вести себя, следит за своим здоровьем, он требует меньше внимания от государства. А если он еще и использует свои идеи и опыт на благо общества — выгодно вдвойне, — не сомневалась наша собеседница. — Если человек ушел на пенсию и остался один со своими проблемами, он начинает болеть, потреблять больше медикаментов, начинает мучить врачей, своих близких. А если вернуть его к активной жизни, то на каждую вложенную копейку он даст вдвойне своих усилий, чтобы было спокойствие, толерантность, согласие в обществе. На многое иденьги-то не требуются!
- Это человеческий капитал, люди с опытом, со знаниями. И чем больше они будут работать в экономике, тем больше будут создавать добавленную стоимость, меньше будет затрат на самого пенсионера, — подвел экономическую базу Ерлан Смайлов. — Пенсионер работает, платит налоги, в итоге и социальной напряженности нет, и болеет он меньше. Больше у него доходов — больше покупательская способность. Опосредованный экономический эффект будет — мы же в одной системе живем.
Минздрав, дай порулить!
После перерыва началась сессия «Право на здоровье», и обстановка в зале сразу стала накаляться. Говорящие цифры сменяли тревожные факты, вызывая бурную реакцию участников. Несмотря на то что здравоохранение у нас обходится в 200 долларов на человека, только 20% сельских женщин говорят о том, что им доступны все необходимые медицинские услуги, привела данные Рахима Дуйсенова, менеджер по проектам фонда «Амансаулык». А 76,8% пожилых заявили, что недовольны качеством лечения.
Не в лучшем положении врачи:80—90 % времени отнимает заполнение бумаг, на пациентов нет ни времени, ни сил. Кроме того, больницы проверяет и финпол, и Комитет контроля медуслуг, и санэпидстанция, а врач остается один на один со своими проблемами. Надо объединить усилия, уверена г-жа Дуйсенова. Со стороны организаций гражданского общества это может быть школа общественных экспертов, которые бы имели право посещать лечебные учреждения и в сотрудничестве с госорганами и врачами решать возникающие проблемы.
Многочисленные вопросы собравшиеся адресовали было замдиректора департамента оказания медпомощи Минздрава Гульшат Карбузовой, прибывшей вместо заявленного замминистра. Кстати, замена возмутила участников форума до глубины души.
- Это ясно показывает отношение министерства к НПО! — негодовали Мурат Телибеков и Ерлан Смайлов. — Пусть этих людей сюда не присылают, это плевок в наше лицо. Так и будем кричать в пустоту.
Диалог явно не складывался. Участники требовали ответа за больных, которые умерли, так и не дождались госпитализации по новой единой системе здравоохранения; за нехватку врачебных кадров на селе, за распространение гепатита среди сельских детей и даже за пропавшего в Алматы из роддома ребенка. Чиновница же сначала пыталась зачитыватьчто-то вроде официального отчета о достижениях (выдача до миллиона тенге молодому сельскому специалисту, помощь с жильем, пособия на мебель, трудоустройство супруги, детсад для детей...), потом отбивалась общими фразами о «развитии» и «принятии мер», а под конец стала все чаще повторять «я не готова ответить».
- Сама система здравоохранения неправильно выстроена — она не пациентоцентрична, а чиновникоцентрична, ориентирована на количественные, а не качественные показатели, — не выдержал неразберихи политолог Ерлан Смайлов. — Нам надо знать, не какое количество больных пролечили, а почему люди не стали жить на три года дольше.
Виной всему, считает политолог, управленческий дисбаланс: Министерство здравоохранения само разрабатывает политику, само ее реализует и само контролирует, но закакой-то этап должны отвечать местные органы. А еще важно встроить в систему НПО — в целях и контроля, и участия, и помощи в конкретных случаях.
...Напоследок НПОшников порадовали депутат Айгуль Соловьева, убеждавшая в том, что соцзаказ «и нужен, чтобы реализовать участие НПО в законодательстве», и директор департаментаобщественно-политической работы Министерства культуры и информации РК Бану Нургазиева, обещавшая, что в бюджет министерства уже заложены «огромные средства для НПО». В январе начинаются конкурсы проектов, направляйте тематики, призвала чиновница.
От редакции: Напоминаем,23—24 ноября в санатории «Алатау» под Алматы прошел форум казахстанских неправительственных организаций «Сдал ли Казахстан экзамен на гражданскую зрелость? К итогам председательства РК в ОБСЕ: взгляд гражданского общества». Форум был организован фондом «Амансаулык» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан , партнер — Гражданский альянс Казахстана.
Коляска или ящик водки
В Алматы свыше 7% жителей пожилые, а «это требует изменений во всех сферах», констатировала президент ОФ «Активное долголетие» Гульшара Урмурзина.
- Если у инвалидов есть закон, есть конвенция ООН, то у пожилых ничего нет. Права стариков и ущемлены, и не соблюдаются. Традиционно к ним относятся как к нетрудовым ресурсам, насильственно отправляют на пенсию, нарушая право на труд, — перечислила основные проблемы докладчица. — Нет ни одной государственной структуры, которая бы занималась комплексной госпрограммой по защите пожилых людей.
Глава фонда предложила создать межведомственную комиссию по решению проблем людей пожилого возраста. Кроме того, Гульшара Урмурзина в который раз повторила несколько шагов, которые необходимо предпринять немедленно:
- пересмотреть методику пенсионных выплат, назначенных до июля 1996 года (эти пенсионеры получают гораздо меньше своих «коллег», вышедших на пенсию позже);
- проводить ежегодный перерасчет с учетом фактической инфляции, а не планируемой;
- внести изменения в статус участника трудового фронта — таковыми считать жителей только до 1933 года рождения, а родившихся с 1933 до 1945 года считать «детьми войны»;
- внести в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи зубопротезирование лиц пожилого возраста.
Показательный пример дискриминации пожилых привела общественный деятель Зауреш Батталова. Приснопамятное постановление правительства от 1 апреля оставило дольщикам право только на одну квартиру, даже если они вложили деньги в несколько. Сейчас, когда эти квартиры распределяются, единственную жилплощадь родители отдают, как правило, детям, а пожилые опять остаются без жилья. Такая же ситуация при принудительном изъятии земельных участков под госнужды — с нарушениями выселена масса инвалидов и пожилых, негодовала
Участники форума вспомнили про Конвенцию ООН о правах инвалидов — Казахстан подписал ее, но не ратифицировал. Загвоздка, по словам секретаря Комиссии по правам человека при Президенте РК Тастемира Абишева, в деньгах: исполнение документа потребует нескольких миллиардов тенге. Впрочем, в проблему денег упираются многие проблемы. Причем не всегда дело в том, что денег просто нет. Например, депутат Айгуль Соловьева напомнила о скандале с опрокидывающимися колясками в Павлодаре и предложила «монетарно решить проблему» — дать человеку не коляску, а деньги, чтобы инвалид сам купил то, что ему нужно, но в ответ услышала ответ директора департамента соцзащиты Министерства труда.
- Это неоднозначный вопрос, — печально прокомментировала Кайни Манабаева. — Если дать человеку деньги, он может потратить их на другие цели, а потом он не сможет обеспечить себе необходимое лечение.
- Значит, вы признаете, что у наших инвалидов не хватает денег на их нужды! Не доверяете людям — давайте не деньгами, а чеком, на который он ящик водки не купит. Видите, чиновники не хотят расставаться с этой кормушкой, — дала отпор хозяйка форума президент фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова.
Предложения на выбор
Сами инвалиды говорили о больной для них проблеме доступа в общественные помещения, административные здания, самолеты, поезда... Выход один — принимать новые стандарты и нормы строительства, а это задача архитектурных и градостроительных ведомств.
Радовало, что, обсуждая решения самых острых проблем, НПОшники не ограничивались призывами к госорганам исправить положение, а предлагали свои идеи, свои возможности, говорили о том, что должны и в состоянии делать сами граждане. Например, НПО могли бы настаивать на своем участии в приемке построенных зданий школ и больниц — на предмет наличия пандусов и других необходимых приспособлений для инвалидов, подала идею Бахыт Туменова.
Еще один пример: у нас существует обязательная реабилитация инвалидов (другой вопрос, как она проводится). НПО из регионов предлагают: давайте в санаториях, реабилитационных центрах наладим правовое обучение людей с ограниченными возможностями. Чтобы, выходя из центра, инвалид знал, на что он имеет право, и умел добиваться его соблюдения.
Участникам форума со стороны власти оставалось или отделываться чугунными фразами о том, что «государство принимает необходимые меры для защиты социальных, экономических, политических и других прав инвалидов», или поддерживать инициативы НПО, в том числе о включении представителей в нижнюю палату парламента или квотировании рабочих мест для инвалидов в госорганах.
Поток жалоб прервал политолог Ерлан Смайлов из Института политических решений. Он озвучил два предложения, которые, по его мнению, могли бы устранить большую часть проблем.
Пожилые не балласт
В перерыве мероприятия мы подошли к Гульшаре Урмурзиной с вопросами: «Выгодно ли государству вкладывать деньги в пенсионеров? «Отобьются» ли средства на то же зубопротезирование, социальные койки или центры досуга для пожилых?»
- Выгодно! Если пожилой человек обучен, знает свои заболевания, знает, какие медикаменты принимать, как питаться, как вести себя, следит за своим здоровьем, он требует меньше внимания от государства. А если он еще и использует свои идеи и опыт на благо общества — выгодно вдвойне, — не сомневалась наша собеседница. — Если человек ушел на пенсию и остался один со своими проблемами, он начинает болеть, потреблять больше медикаментов, начинает мучить врачей, своих близких. А если вернуть его к активной жизни, то на каждую вложенную копейку он даст вдвойне своих усилий, чтобы было спокойствие, толерантность, согласие в обществе. На многое и
- Это человеческий капитал, люди с опытом, со знаниями. И чем больше они будут работать в экономике, тем больше будут создавать добавленную стоимость, меньше будет затрат на самого пенсионера, — подвел экономическую базу Ерлан Смайлов. — Пенсионер работает, платит налоги, в итоге и социальной напряженности нет, и болеет он меньше. Больше у него доходов — больше покупательская способность. Опосредованный экономический эффект будет — мы же в одной системе живем.
Минздрав, дай порулить!
После перерыва началась сессия «Право на здоровье», и обстановка в зале сразу стала накаляться. Говорящие цифры сменяли тревожные факты, вызывая бурную реакцию участников. Несмотря на то что здравоохранение у нас обходится в 200 долларов на человека, только 20% сельских женщин говорят о том, что им доступны все необходимые медицинские услуги, привела данные Рахима Дуйсенова, менеджер по проектам фонда «Амансаулык». А 76,8% пожилых заявили, что недовольны качеством лечения.
Не в лучшем положении врачи:
Многочисленные вопросы собравшиеся адресовали было замдиректора департамента оказания медпомощи Минздрава Гульшат Карбузовой, прибывшей вместо заявленного замминистра. Кстати, замена возмутила участников форума до глубины души.
- Это ясно показывает отношение министерства к НПО! — негодовали Мурат Телибеков и Ерлан Смайлов. — Пусть этих людей сюда не присылают, это плевок в наше лицо. Так и будем кричать в пустоту.
Диалог явно не складывался. Участники требовали ответа за больных, которые умерли, так и не дождались госпитализации по новой единой системе здравоохранения; за нехватку врачебных кадров на селе, за распространение гепатита среди сельских детей и даже за пропавшего в Алматы из роддома ребенка. Чиновница же сначала пыталась зачитывать
- Сама система здравоохранения неправильно выстроена — она не пациентоцентрична, а чиновникоцентрична, ориентирована на количественные, а не качественные показатели, — не выдержал неразберихи политолог Ерлан Смайлов. — Нам надо знать, не какое количество больных пролечили, а почему люди не стали жить на три года дольше.
Виной всему, считает политолог, управленческий дисбаланс: Министерство здравоохранения само разрабатывает политику, само ее реализует и само контролирует, но за
...Напоследок НПОшников порадовали депутат Айгуль Соловьева, убеждавшая в том, что соцзаказ «и нужен, чтобы реализовать участие НПО в законодательстве», и директор департамента
От редакции: Напоминаем,
Комментариев нет:
Отправить комментарий