16.01.2012

Зачем кабмину керосин из госрезерва?

Правительство дало добро на «разбронирование» госматрезерва – особого запаса, используемого только в крайних случаях. На фоне бодрых докладов о том, что в Жанаозене все хорошо, это вроде бы незаметное событие заставляет задуматься. В последний раз кабмин «вскрывал» государственный материальный резерв, ликвидируя последствия наводнения в Кызылагаше, а затем и в Уральске. Теперь, похоже, чиновники вновь готовятся к чему-то серьезному уже в Мангистау.


Автор: Александр УСТИНОВ


Что именно берут из госрезерва? «Горючку». Властям в рамках работы по ликвидации последствий беспорядков в Жанаозене срочно понадобилось больше миллиона тонн авиационного топлива. Во время заседания во вторник кабинет министров принял решение о разбронировании резервных средств, находящихся на хранении отдельного комитета МЧС и предусмотренных на случай серьезных ЧП.



«Предусматривается выпуск из мобрезерва 900 и 360 тысяч тонн авиационного топлива, которое пойдет на обеспечение заправки воздушных судов, осуществляющих перевозки при проведении режима ЧП», — пояснил вице-министр МЧС Валерий Петров.



Соответствующее постановление кабинет министров принял без лишних вопросов, несмотря даже на то, что это в последующем «повлечет финансовые затраты по восстановлению материального резерва». И тут-то сам собой и напрашивается вопрос: а для чего такая спешка? Почему бы правительству просто не выделить деньги и не купить топливо? И почему его нужно брать именно из неприкасаемого резерва страны? По всей видимости, власти вновь срочно к чему-то готовятся.



К чему именно, журналистам намекнул все тот же вице-министр МЧС Валерий Петров. По его словам, больше ничего кроме авиационного топлива из госрезерва для Жанаозена взято не будет. Обычно в случае того или иного ЧП госматрезерв поставляет пострадавшим гуманитарную помощь в виде продуктов питания, одежды, палаток, строительных материалов и медикаментов. Но не в этот раз.



«Для доставки, — объяснил журналистам в кулуарах правительства Валерий Петров, — для обеспечения жизнедеятельности, для доставки личного состава, сил, средств, где-то здравоохранение, ну, в общем, по всем вопросам».



О какой «доставке личного состава» идет речь, г-н Петров не пояснил. Впрочем, не стоит объяснять, какой именно контингент на языке силовиков принято называть «личным составом». При этом, судя по объемам запрашиваемого властями авиационного топлива, этого самого личного состава в регион собираются доставить немало. Г-н Петров отметил, что из вскрытого госматрезерва будет взято «900 и 360 тысяч тонн авиационного топлива».



Для справки: такого объема керосина хватит на 140 часов полета самого крупного из распространенных в СНГ военно-транспортного самолета ИЛ-76. При учете, что до Актау из Астаны, как, впрочем, и из Алматы, лететь часа четыре, выходит порядка 16 рейсов туда-обратно. За один раз ИЛ-76 может взять на борт до 245 солдат с оружием и в полном обмундировании.



К тому же, по словам все того же вице-министра Валерия Петрова, указанный объем авиатоплива выделятся не просто из госматрезерва страны, а из «мобилизационного резерва». И вот как толкует само понятие «мобилизационный резерв» профильное законодательство: «Мобилизационный резерв — запас материальных ценностей по ограниченной номенклатуре, являющийся составной частью государственного материального резерва, необходимый для выполнения мобилизационного заказа при мобилизации, военном положении и в военное время».



Вывод о том, для чего все это, напрашивается сам собой.



Тем временем правительственная комиссия во главе с новоиспеченным председателем фонда «Самрук-Казына» Умирзаком Шукеевым продолжала работать в Мангистауской области. При этом, как выяснилось, в самом Жанаозене Шукеев со свитой бывают лишь наездами, предпочитая Актау мятежному городу.



По словам Шукеева, город окончательно очищен от мусора и все силы теперь брошены на восстановление разрушенных зданий и инфраструктуры. Вместе с этим, если верить ему, к руководству «Озенмунайгаза» продолжают толпами приходить и проситься на работу уволенные ранее нефтяники.



Кроме этого, власти намерены начать раздачу предпринимателям Жанаозена, как выразился Шукеев, «очень льготных» кредитов — до 5 миллионов тенге. Такая вот поддержка бизнеса. А на восстановление всего разрушенного в городе во время беспорядков уже начали перечислять деньги акиматы других областей. Каждый регион власти напрягли на 100 миллионов тенге материальной помощи. В целом, по словам Шукеева, комиссия под его руководством потрудилась на славу и теперь ее уже можно сворачивать.



Помимо Шукеева в состав комиссии по ликвидации последствий беспорядков в Жанаозене вошла едва ли не половина кабмина. При этом каждый ее член, попав в регион, со временем заметил, что, оказывается, там не все так благополучно, как думали в Астане. К примеру, министр образования искренне удивился тому, что в стотысячном городе не хватает аж 7200 мест в детских садах, а в школах — компьютеров...



Пожив какое-то время в Мангистауской области, члены правительства заметили, что регион испытывает серьезные проблемы с водоснабжением. Как сообщил глава «Казатомпрома» Владимир Школьник, есть альтернатива: строительство либо опреснительных установок, либо нового водовода Астрахань — Новый Узень с соответствующими очистительными установками.



Глава правительства Карим Масимов во время этого селекторного совещания ничего не комментировал. В итоге пообещал, что сегодня же подпишет все постановления, в том числе и о разбронировании средств государственного материального резерва.



Источник: Газета "Голос Республики" №1 (223) от 13 января 2012 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий