25.11.2010

Жалобы жителей закатают в асфальт

Алматы - город незаконных построек, а казахстанцы - захватчики земель. Такой вывод можно сделать из недавнего заявления главы государства. 
 
Автор: Олеся ЩЕЛКОВА
 
Журналисты «Взгляда» проехали по новой объездной дороге и поговорили с домовладельцами, которых Нурсултан Абишевич назвал захватчиками.  
- Задержка строительства Восточной объездной алматинской автодороги (ВОАД) уперлась в то, что в свое время какие-то люди правдой и неправдой захватили земли, — констатировал Нурсултан Назарбаев. — Я уверен, что в большинстве это сделали чиновники. Я сейчас дам поручение правительству поголовно проверить фамилии и вы­явить подставных лиц. И предупреждаю, что если эти люди для государственных нужд добровольно сейчас не отдадут эту землю за ту цену, по которой они покупали ее у государства, мы изымем ее для государственных нужд.
Глава государства вспомнил про экологию региона, заметив, что на ее улучшение тратятся немалые средства из бюджета и ВОАД — важная составляющая в экологическом вопросе.
Напомним: в конце октября состоялось открытие ВОАД. Движение проходит от пр. Аль-Фараби, уг. пр. Достык до улицы Балтабаевской. Пока завершен лишь первый этап строительства дорожного полотна протяженностью 5,6 км. Полностью строительство ВОАД до улицы Халиуллина планируют завершить к концу 2011 года. Общая протяженность дороги составит 7,8 км.
- Основная задача Восточной объездной дороги — разгрузить центральную часть мегаполиса и организовать транзитное движение между северо-восточной и юго-западной частями города, что значительно снизит негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду, — заявил на открытии аким Алматы Ахметжан Есимов. — Такая магистраль давно необходима для совершенствования транспортной инфраструктуры крупнейшего города республики и в целях экологии.
Уже в следующем году  дорога будет проложена до кольца, далее — по Кульджинской трассе вплоть до Талгара. В целом из республиканского бюджета на строительство ВОАД выделено более 57 млрд тенге. Из них 36 млрд тенге — на компенсацию за изъятие земельных участков и строений. С начала строительства освоено 42,034 млрд тенге. Для завершения объекта в 2011 году необходимо около 12 млрд. На компенсацию за изъятие земельных участков и строений — 8,896 млрд тенге.
Дежавю...
Вроде все замечательно — новая дорога, разгрузка улиц и улучшение экологии. Посмотришь казахстанские новости (неважно, по какому телеканалу) и понимаешь: все правильно, молодцы власти, для людей стараются. Вот только что-то не дает покоя.
Возможно, память? Ведь если вернуться на три года назад, в 2007-й, то сразу возникает ощущение дежавю. Те же пламенные речи о незаконных застройках в природоохранной зоне, то же экологическое беспокойство. Тогда Назарбаев также грозился всех «выгнать с гор» и даже велел создать специальную комиссию. Правда, в ней как раз работали те, кто эти земли незаконно выдавал.
Виновных нашли и наказали. В отставку отправили министра по ЧС Виктора Храпунова и руководителя Агентства по земельным ресурсам Бакыта Оспанова. Как оказалось, Виктор Храпунов в бытность акимом Алматы выдал 168 разрешений на строительство в природоохранной зоне, а 66 решений принял нынешний аким Астаны Имангали Тасмагамбетов. Но даже после того как прозвучали фамилии чиновников, сами провинившиеся продолжали бодро докладывать о выполнении ими поручения главы государства по расследованию причин незаконной застройки и поиску причастных лиц.
Сегодня экс-министр по ЧС — один из успешных миллионеров Швейцарии, а Имангали Тасмагамбетов управляет главным детищем президента.
Но если в природоохранной зоне громких выселений так и не произошло, то по схеме ВОАД все может быть совсем наоборот. Ведь там люди живут всю жизнь, им Храпунов с Тасмагамбетовым разрешений не выдавали.
Есть и довольные
Комментарии на интернет-форумах под недавним заявлением Нурсултана Абишевича можно разделить на две категории: одни негодуют, другие предсказывают итог кампании.
«Что за тон? Это же еще доказать надо, что там все незаконно живут или за копейки купили. Наезд как по поводу хаммеров. Какая-то лексика отряда продразверстки. Где уважение к частной собственности?» — пишет один пользователь.  «Все будет как всегда: у какого-нибудь аксакала, который прожил там последние 40—50 лет, все отберут, заплатят грошовую компенсацию, а остаток распределят между чиновниками. Президенту доложат о добровольном отказе чинуш от собственности, и ни один суд не защитит аксакала, он же не имеет блата в акимате», — прогнозирует другой комментатор.
Мы решили прокатиться по новой дороге и посмотреть на особняки, которые так мешают строительству ВОАД.
Приехав на место, встретили девушку, у которой открытие дороги вызвало положительные эмоции.
- Раньше, чтобы добраться на работу, тратила много времени. Сейчас проблема решена, иной раз даже за десять минут доезжаю. Открытие этой дороги — большой плюс для нас, — оживленно поделилась Ирина.
Противоположной точки зрения придерживаются жители домов, подпадающих под снос. Естественно, с оговоркой: если бы нормальные деньги давали, то никто бы и спорить не стал.
Говорить только шепотом
Не надо быть наблюдательным человеком, чтобы понять: люди боятся. Мы обошли с полдюжины домов и не раз наталкивались на подозрительные взгляды. И только после того как показывали людям журналистское удостоверение, они начинали говорить, не переставая оглядываться по сторонам.
- Конечно, мало дают, — сетует женщина. — Всего по $14 200 за сотку... Дома фотографируют там, где похуже. А за каркасно-камышитовый, как у нас, сразу предупреждают, что мизер будет. В среднем получается $117 000 за дом, $120 000 предложили соседям за углом. Но в этом районе за такие деньги жилье уже не купишь. Тем более с землей. Здесь дома по $300 000—400 000 сейчас продают. Есть разница?
По словам хозяйки, оценщики не церемонятся с жителями, предлагая им покупать жилье в области, если на аналогичное в городской черте средств не хватит.
- Почему мы должны уезжать в область? — подхватил подошедший хозяин дома. — Наши родители, например, целину осваивали. У нас и медали, и ордена есть. Мы здесь с 1958 года живем. А мой дед еще в 20-е годы в Верный перебрался. Меньше всех прожили соседи напротив, но и они переехали сюда в 80-х годах, считай, уже 30 лет живут. Мы, можно сказать, коренные жители, а к нам так по-свински!
Назвать свои имена наши собеседники отказались, сославшись на угрозы чиновников. По их словам, сегодняшняя цена за сотку — $14 000 — не предел. Оценочная стоимость может в любой момент упасть чуть ли не вдвое.
- Нам сказали, если будем резину тянуть и возмущаться, вообще дадут $8 000 за сотку, — жалуется жительница.
С маниакальной подозрительностью отнеслась к нашему визиту хозяйка небольшого продуктового ларька «Мечта» Ирина. Женщина пригрозила нам адвокатом, заявив, что он очень жесткий человек, и только после того как мы предъявили служебные удостоверения, немного смягчилась.
- Да, дело очень сложное, — заметила Ирина, — но именно поэтому я ничего вам комментировать не буду.
В бой идут одни  старики
Стоило выйти из магазина, как нас окликнула бабушка: «Мне жить осталось недолго, я ничего не боюсь и буду добиваться нормальной оценки земли».
- Это что же, грабеж средь бела дня, получается? — возмущалась Галина Орлова. — Еще три года назад один чиновник, который занимался оценкой и выкупом земель в нашем районе, сулил мне за $10 000 сделать все, как положено. Я просто развернулась и ушла, никому жаловаться не стала, ведь там одна шайка-лейка. Но теперь жалею, надо было еще тогда шум поднимать, а сейчас и фамилию этого чиновника не помню. В 2007 году мой дом и десять соток оценивали в $900 000, а сегодня только $180 000 дают. А у нас дом на двух хозяев и только в моей половине шесть комнат, горячая, холодная вода проведена, отопление. Все есть. Смогу я такой же дом с землей купить, если еще и деньги разделим?
По словам Галины Петровны, в этом районе она проживает с 1955 года, имущество свое, как и все жители, приватизировала, а сегодня ее лишают жилья, не предоставив нормальной компенсации.
- Скажи, что ты не перекупщица, что мы не перекупщики, а коренные жители, — несколько раз пыталась вставить свое слово в рассказ Галины Орловой бабушка-соседка.
- Да, напишите, пожалуйста, что среди нас перекупщиков нет, — закончила беседу боевая старушка.
Увы, кроме Галины Петровны других жителей, настроенных на борьбу, мы не нашли, хотя за десять минут возле нас собралась внушительная толпа. Однако на вопрос: «Что вы намерены предпринять для защиты своих интересов?» — люди либо пожимали плечами, либо шепотом признавались, что один раз уже пытались поговорить с городскими властями, когда дорогу открывали, но их «как бандитов, как террористов каких-то омоновцы и каэнбэшники зажали, было очень страшно».
Дорога, дорога,  ты знаешь так много...
Аким Алматы Ахметжан Есимов утверждает, что с жителями власти сумеют договориться. В декабре 2011 года ВОАД будет достроена полностью.
- Строить дорогу было непросто, и впереди еще много трудностей. Трасса должна пройти через густонаселенные поселки. У нас будут, конечно, непростые переговоры по выкупу домов и земельных участков в этом районе. Надо отметить, что часть домов там уже выкуплена, по остальным идут переговоры, но некоторые хозяева подали в суд, — пояснил градоначальник. — На сегодня запущено движение только по готовому участку дороги первого этапа. Полностью строительство Восточной объездной алматинской автодороги планируется завершить к концу будущего года. ВОАД позволит значительно разгрузить транспортные потоки, что в свою очередь благоприятно повлияет на экологию мегаполиса.
На строительство было выделено более 57 млрд тенге (или $285 млн). Между тем водители считают, что качество новой трассы неудовлетворительное.
- Ощущение такое, что дорогу проложили около полугода назад, — отмечает автолюбитель Максим, — уже появились  небольшие ямки, камешки повылетали. Не удивлюсь, если через несколько месяцев с учетом предстоящих осадков, на которые любят ссылаться наши дорожники, водителям придется объезжать рытвины.
С другой стороны, любят у нас дорогами заниматься и выделять на ремонтные работы бюджетные средства. Сегодня дорожная тема особенно актуальна, ведь через месяц стартует Азиада. К этому времени городские власти пообещали отремонтировать более 160 км дорог, из бюджета на это уже выделили более пяти с половиной миллиардов тенге.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №42 (178) от 24 ноября 2010 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий