Высказанное не так давно желание официальных властей Казахстана допустить к расследованию событий в Жанаозене экспертов ООН на поверку может оказаться исключительно декларативным заявлением.
Автор: Лидия ШМИДТ
Как сообщили ранее в ряде СМИ, генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев внес подобное предложение на встрече с региональным представителем уполномоченного верховного комиссара по правам человека в ООН для Центральной Азии Арменом Арутюняном. Подробности разговора столичная общественность узнала, что называется, из первых рук — на следующий же день г-н Арутюнян провел встречу с президентом ОФ «Развитие парламентаризма в Казахстане», членом общественной комиссии по расследованию событий в Мангистауской области Зауреш Батталовой. На встречу также были приглашены представители НПО и кандидаты в депутаты маслихата Астаны.
- До официальных властей Казахстана Арменом Арутюняном было доведено, что уполномоченный верховный комиссар по правам человека ООН глубоко обеспокоен событиями, произошедшими в Жанаозене, — рассказала нам Зауреш Батталова. — В ходе встречи Асхат Даулбаев предложил направить экспертов ООН для участия в независимом расследовании событий 16 декабря. В связи с тем, что для этого требуется официальное обращение государства — участника ООН, данный вопрос был специально обсужден с вице-министром иностранных дел Кайратом Омаровым. Армен Арутюнян также озвучил представителям официального Казахстана рекомендации о необходимости соблюдения информационной открытости, презумпции невиновности, исключения пыток и унижающих достоинство действий, необходимости широкого участия в ходе следствия общественных институтов.
Создание подобной независимой комиссии было бы оптимальным вариантом и по максимуму могло бы обеспечить честность и прозрачность расследования «Жанаозенского Желтоксана». Однако, как мы знаем, наши власти не ищут легких путей. А вышеперечисленные условия соблюдения прав человека были благополучно ими проигнорированы с самого начала перехода конфликта в острую форму.
- Первое, что я отметила в разговоре с г-ном Арутюняном, это то, что информационная открытость властями Казахстана не соблюдалась и не соблюдается, — констатировала глава ОФ. — С момента начала событий несколько дней сохранялась информационная блокада города, были отключены интернет и телефонная связь. Поступающая информация была скудной и односторонней. События транслировали в основном новостные программы с отдельных телеканалов, а ряд общественных деятелей и журналистов, которые сразу хотели вылететь в Актау, не смогли этого сделать ввиду отсутствия возможности. Задерживались и отменялись рейсы или отсутствовали билеты...
Далее, как с удивлением узнал представитель уполномоченного верховного комиссара по правам человека, ситуация только ухудшилась. Несмотря на то что накал спал, независимые журналисты и общественные деятели не допускаются в Жанаозен по сей день. Зато с экранов телевизоров выступают другие многочисленные «деятели», осуждающие действия участников событий. Словом, все почти как 25 лет назад!
- Ведется односторонняя тенденциозная информационная подача ситуации, — считает Батталова. — О самих же событиях, о фактах, информация поступает дозированно. И получается, что вместо полного и объективного освещения самих событий мы видим заявления должностных лиц с прямыми обвинениями в адрес жанаозенцев. Тем самым публично демонстрируется игнорирование презумпции невиновности.
Впрочем, по словам правозащитницы, первым с подобным заявлением выступил глава государства, президент РК, лидер нации Нурсултан Назарбаев. Остальные же в основном по привычке хором подхватили.
- В частности, 17 декабря на заседании Совета безопасности президент так и заявил, что трудовой спор нефтяников нельзя смешивать с деяниями бандитствующих элементов, которые хотели использовать ситуацию для своих преступных замыслов, — напомнила Батталова. — А ведь до проведения объективного, независимого расследования такие вещи заявлять нельзя! При этом президент сам лично на этом же совещании, наоборот, дал положительную оценку действиям правоохранительных органов. Он, например, сразу сказал, что полицейские четко выполняли свой служебный долг и действовали в рамках своих полномочий по закону.
В подтверждение своих слов представители НПО передали г-ну Арутюняну статью из «Казахстанской правды», с президентским выступлением и его оценкой событий. С нарушением презумпции невиновности выступали и другие должностные лица. В частности, сам генеральный прокурор, министр внутренних дел Калмуханбет Касымов и руководитель правительственной комиссии по событиям в Мангистауской области Умирзак Шукеев. Последний обвинил во всех грехах местных оралманов, и эту мысль радостно подхватил советник главы государства Ермухамет Ертысбаев.
Причем «виновных» в бунте назвали быстро. А вот кто отдал приказ полицейским стрелять по безоружным людям, это так до сих пор и неизвестно.
- Когда мы добились встречи с руководством МВД РК и потребовали дать разъяснения по событиям в Жанаозене, — рассказала Батталова, — официальный представитель ведомства, Игорь Лепеха, делегированный на встречу с нами, дал однозначный ответ, что приказа стрелять не поступало. При этом он добавил, что перестрелка была. По-видимому, это полицейских вынудили обороняться. Но когда была восстановлена интернет-связь, там выложили видео очевидцев события. На видеозаписи отчетливо видно, как полицейские стреляют в убегающих граждан и добивают раненых. И поэтому слова представителя, что приказа стрелять не было, расходятся с действиями.
Впрочем, методы властей для разрешения назревшей проблемы на сегодняшний день тоже весьма оригинальны. Сейчас, несмотря на то что президент практически в открытую заявил о правоте нефтяников в их трудовом конфликте с работодателем, забастовщиков (причем без учета их мнений) рассчитывают переселить по разным регионам. «Эти действия нельзя отнести к адекватным», — считает Батталова.
Ноты нет!
На встрече с г-ном Арутюняном глава ОФ также подняла вопрос о фактах применения пыток и насильственных действий в отношении арестованных. Это происходит как в Жанаозене, так и в Актау. От общественности происходящее старательно скрывается.
- И кстати, сам Арутюнян подчеркнул, если расследование даже будет проведено тщательно и очень объективно, но без участия общественности, то такое расследование будет вызывать сомнения, — отметила правозащитница.
На сегодняшний день создаются какие-то комиссии, призванные расследовать жанаозенские события. С ними встречаются представители акиматов, с ними проводятся какие-то работы. При этом с представителями независимых СМИ и НПО власти не встречаются и местным жителям не дают. (Стоит вспомнить, как задержали Владимира Козлова, у которого изъяли и уничтожили все отснятые им видео- и аудиоматериалы.)
- Резюмируя, я хочу сказать, что на данной встрече поддержали необходимость участия в расследовании независимых экспертов ООН, — подытожила Батталова. — Мы обратились к г-ну Арутюняну, заявили о своем желании сотрудничать с данной экспертной группой и получили поддержку...
Эта поддержка с учетом знания местных реалий может стать для экспертов ООН незаменимой. В частности, представители НПО сообщили высокому гостю, что кровавым событиям в Жанаозене предшествовала семимесячная конфронтация между работодателями и работниками «Озенмунайгаза». При этом, как подчеркнула правозащитница, правительство и профильные министерства, по сути дела, заняли страусиную позицию и достаточных мер для урегулирования процесса не предпринимали. Их «деятельность» ограничилась осуждением юриста нефтяников Натальи Соколовой, что явно не могло послужить успешному разрешению конфликта.
- Кстати, господин Арутюнян был очень удивлен, — отметила Батталова. — Он сказал, что приезжал в тот период в Казахстан и говорил с представителями властей о том, что они, эксперты ООН, могут проехать в Жанаозен и содействовать снятию социальной напряженности. На это ему ответили, что в регион выедет министр труда и социальной защиты и что вопрос будет исчерпан. То, что 7-месячная конфронтация до сих пор не получила должного рассмотрения, для него, конечно, было новостью!
А время-то идет!
Правозащитница считает, что публичное и озвученное всем СМИ предложение генпрокурора Даулбаева приехать в Жанаозен для проведения расследования может оказаться такой же разводкой.
- Для того чтобы к нам приехали эксперты ООН, Казахстан должен написать вербальную ноту в ООН с просьбой прислать экспертов, — уточнила процессуальную сторону Батталова. — И это делается Министерством иностранных дел! (Напомним, заявление сделал не имеющий к МИДу никакого отношения Асхат Даулбаев! — авт.). Заявление есть, а ноты нет! Тем не менее после встречи с Асхатом Даулбаевым эта информация стала достоянием общественности. Стали говорить, что Казахстан приглашает экспертов. Но ведь 23-го числа в МИДе только обсуждалась возможность написания такой вербальной ноты! И на сегодняшний день о том, что Казахстан направил такую ноту, информации не имеется!
Следует отметить, что время идет. Так что, вполне возможно, эксперты ООН попадут в Жанаозен, когда все улики, способные помочь следствию, будут уничтожены, а очевидцы событий — окончательно запуганы. Сейчас уже идет жесткий прессинг местных жителей, а полиция, вместо того чтобы выяснять, кто убивал безоружных людей, разыскивает тех, кто сумел заснять факт преступления на видео и выложить шокирующие кадры в интернете. Впрочем, запоздалый приезд экспертов — еще не худший вариант. Потому что лучше поздно, чем никогда.
- Я думаю, что Казахстан может поступить следующим образом, как он это делал неоднократно, — сказала Батталова. — Делается популистское заявление, но потом оно не исполняется. Если я ошибусь, я буду просто приятно обрадована.
Автор: Лидия ШМИДТ
Как сообщили ранее в ряде СМИ, генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев внес подобное предложение на встрече с региональным представителем уполномоченного верховного комиссара по правам человека в ООН для Центральной Азии Арменом Арутюняном. Подробности разговора столичная общественность узнала, что называется, из первых рук — на следующий же день г-н Арутюнян провел встречу с президентом ОФ «Развитие парламентаризма в Казахстане», членом общественной комиссии по расследованию событий в Мангистауской области Зауреш Батталовой. На встречу также были приглашены представители НПО и кандидаты в депутаты маслихата Астаны.
- До официальных властей Казахстана Арменом Арутюняном было доведено, что уполномоченный верховный комиссар по правам человека ООН глубоко обеспокоен событиями, произошедшими в Жанаозене, — рассказала нам Зауреш Батталова. — В ходе встречи Асхат Даулбаев предложил направить экспертов ООН для участия в независимом расследовании событий 16 декабря. В связи с тем, что для этого требуется официальное обращение государства — участника ООН, данный вопрос был специально обсужден с вице-министром иностранных дел Кайратом Омаровым. Армен Арутюнян также озвучил представителям официального Казахстана рекомендации о необходимости соблюдения информационной открытости, презумпции невиновности, исключения пыток и унижающих достоинство действий, необходимости широкого участия в ходе следствия общественных институтов.
Создание подобной независимой комиссии было бы оптимальным вариантом и по максимуму могло бы обеспечить честность и прозрачность расследования «Жанаозенского Желтоксана». Однако, как мы знаем, наши власти не ищут легких путей. А вышеперечисленные условия соблюдения прав человека были благополучно ими проигнорированы с самого начала перехода конфликта в острую форму.
- Первое, что я отметила в разговоре с г-ном Арутюняном, это то, что информационная открытость властями Казахстана не соблюдалась и не соблюдается, — констатировала глава ОФ. — С момента начала событий несколько дней сохранялась информационная блокада города, были отключены интернет и телефонная связь. Поступающая информация была скудной и односторонней. События транслировали в основном новостные программы с отдельных телеканалов, а ряд общественных деятелей и журналистов, которые сразу хотели вылететь в Актау, не смогли этого сделать ввиду отсутствия возможности. Задерживались и отменялись рейсы или отсутствовали билеты...
Далее, как с удивлением узнал представитель уполномоченного верховного комиссара по правам человека, ситуация только ухудшилась. Несмотря на то что накал спал, независимые журналисты и общественные деятели не допускаются в Жанаозен по сей день. Зато с экранов телевизоров выступают другие многочисленные «деятели», осуждающие действия участников событий. Словом, все почти как 25 лет назад!
- Ведется односторонняя тенденциозная информационная подача ситуации, — считает Батталова. — О самих же событиях, о фактах, информация поступает дозированно. И получается, что вместо полного и объективного освещения самих событий мы видим заявления должностных лиц с прямыми обвинениями в адрес жанаозенцев. Тем самым публично демонстрируется игнорирование презумпции невиновности.
Впрочем, по словам правозащитницы, первым с подобным заявлением выступил глава государства, президент РК, лидер нации Нурсултан Назарбаев. Остальные же в основном по привычке хором подхватили.
- В частности, 17 декабря на заседании Совета безопасности президент так и заявил, что трудовой спор нефтяников нельзя смешивать с деяниями бандитствующих элементов, которые хотели использовать ситуацию для своих преступных замыслов, — напомнила Батталова. — А ведь до проведения объективного, независимого расследования такие вещи заявлять нельзя! При этом президент сам лично на этом же совещании, наоборот, дал положительную оценку действиям правоохранительных органов. Он, например, сразу сказал, что полицейские четко выполняли свой служебный долг и действовали в рамках своих полномочий по закону.
В подтверждение своих слов представители НПО передали г-ну Арутюняну статью из «Казахстанской правды», с президентским выступлением и его оценкой событий. С нарушением презумпции невиновности выступали и другие должностные лица. В частности, сам генеральный прокурор, министр внутренних дел Калмуханбет Касымов и руководитель правительственной комиссии по событиям в Мангистауской области Умирзак Шукеев. Последний обвинил во всех грехах местных оралманов, и эту мысль радостно подхватил советник главы государства Ермухамет Ертысбаев.
Причем «виновных» в бунте назвали быстро. А вот кто отдал приказ полицейским стрелять по безоружным людям, это так до сих пор и неизвестно.
- Когда мы добились встречи с руководством МВД РК и потребовали дать разъяснения по событиям в Жанаозене, — рассказала Батталова, — официальный представитель ведомства, Игорь Лепеха, делегированный на встречу с нами, дал однозначный ответ, что приказа стрелять не поступало. При этом он добавил, что перестрелка была. По-видимому, это полицейских вынудили обороняться. Но когда была восстановлена интернет-связь, там выложили видео очевидцев события. На видеозаписи отчетливо видно, как полицейские стреляют в убегающих граждан и добивают раненых. И поэтому слова представителя, что приказа стрелять не было, расходятся с действиями.
Впрочем, методы властей для разрешения назревшей проблемы на сегодняшний день тоже весьма оригинальны. Сейчас, несмотря на то что президент практически в открытую заявил о правоте нефтяников в их трудовом конфликте с работодателем, забастовщиков (причем без учета их мнений) рассчитывают переселить по разным регионам. «Эти действия нельзя отнести к адекватным», — считает Батталова.
Ноты нет!
На встрече с г-ном Арутюняном глава ОФ также подняла вопрос о фактах применения пыток и насильственных действий в отношении арестованных. Это происходит как в Жанаозене, так и в Актау. От общественности происходящее старательно скрывается.
- И кстати, сам Арутюнян подчеркнул, если расследование даже будет проведено тщательно и очень объективно, но без участия общественности, то такое расследование будет вызывать сомнения, — отметила правозащитница.
На сегодняшний день создаются какие-то комиссии, призванные расследовать жанаозенские события. С ними встречаются представители акиматов, с ними проводятся какие-то работы. При этом с представителями независимых СМИ и НПО власти не встречаются и местным жителям не дают. (Стоит вспомнить, как задержали Владимира Козлова, у которого изъяли и уничтожили все отснятые им видео- и аудиоматериалы.)
- Резюмируя, я хочу сказать, что на данной встрече поддержали необходимость участия в расследовании независимых экспертов ООН, — подытожила Батталова. — Мы обратились к г-ну Арутюняну, заявили о своем желании сотрудничать с данной экспертной группой и получили поддержку...
Эта поддержка с учетом знания местных реалий может стать для экспертов ООН незаменимой. В частности, представители НПО сообщили высокому гостю, что кровавым событиям в Жанаозене предшествовала семимесячная конфронтация между работодателями и работниками «Озенмунайгаза». При этом, как подчеркнула правозащитница, правительство и профильные министерства, по сути дела, заняли страусиную позицию и достаточных мер для урегулирования процесса не предпринимали. Их «деятельность» ограничилась осуждением юриста нефтяников Натальи Соколовой, что явно не могло послужить успешному разрешению конфликта.
- Кстати, господин Арутюнян был очень удивлен, — отметила Батталова. — Он сказал, что приезжал в тот период в Казахстан и говорил с представителями властей о том, что они, эксперты ООН, могут проехать в Жанаозен и содействовать снятию социальной напряженности. На это ему ответили, что в регион выедет министр труда и социальной защиты и что вопрос будет исчерпан. То, что 7-месячная конфронтация до сих пор не получила должного рассмотрения, для него, конечно, было новостью!
А время-то идет!
Правозащитница считает, что публичное и озвученное всем СМИ предложение генпрокурора Даулбаева приехать в Жанаозен для проведения расследования может оказаться такой же разводкой.
- Для того чтобы к нам приехали эксперты ООН, Казахстан должен написать вербальную ноту в ООН с просьбой прислать экспертов, — уточнила процессуальную сторону Батталова. — И это делается Министерством иностранных дел! (Напомним, заявление сделал не имеющий к МИДу никакого отношения Асхат Даулбаев! — авт.). Заявление есть, а ноты нет! Тем не менее после встречи с Асхатом Даулбаевым эта информация стала достоянием общественности. Стали говорить, что Казахстан приглашает экспертов. Но ведь 23-го числа в МИДе только обсуждалась возможность написания такой вербальной ноты! И на сегодняшний день о том, что Казахстан направил такую ноту, информации не имеется!
Следует отметить, что время идет. Так что, вполне возможно, эксперты ООН попадут в Жанаозен, когда все улики, способные помочь следствию, будут уничтожены, а очевидцы событий — окончательно запуганы. Сейчас уже идет жесткий прессинг местных жителей, а полиция, вместо того чтобы выяснять, кто убивал безоружных людей, разыскивает тех, кто сумел заснять факт преступления на видео и выложить шокирующие кадры в интернете. Впрочем, запоздалый приезд экспертов — еще не худший вариант. Потому что лучше поздно, чем никогда.
- Я думаю, что Казахстан может поступить следующим образом, как он это делал неоднократно, — сказала Батталова. — Делается популистское заявление, но потом оно не исполняется. Если я ошибусь, я буду просто приятно обрадована.
Комментариев нет:
Отправить комментарий