В среду парламент Казахстана принял Закон «О телерадиовещании». Несмотря на все возражения отечественных и международных правозащитных и журналистских организаций. Теперь остается только сказать: «Прощай, независимое телевидение в Казахстане!»
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Собственно, изначально законопроект «О телерадиовещании», едва появившись, вызвал резко негативный настрой со стороны независимого журналистского сообщества и медийных организаций. Зная историю развития СМИ в Казахстане, это не удивляет: ведь законодательная база в сфере массмедиа в республике весьма интересная (чего стоит только отсутствие срока давности по искам к СМИ о защите чести и достоинства, даже по убийствам срок давности есть, а по СМИ нет).
А уж исполнение этого законодательства и вовсе загадочное (например, газета «Моя республика» на протяжении нескольких лет пытается пройти переучет в уполномоченном органе, при этом уже есть и решение суда, обязывающее этот орган в лице Министерства связи и информации произвести наконец переучет издания). Поэтому вполне логично, что медийное сообщество, услышав о новой законодательной инициативе, приняло ее в штыки.
Впрочем, журналистские штыки ни госорганы, ни депутаты не заметили. 28 декабря на пленарном заседании Сенат (в отсутствии Мажилиса исполняющий обязанности парламента в целом), потратив на обсуждение законопроекта полчаса, единогласно утвердил его. И после подписи президента закон вступит в действие.
Можно было бы вступиться за законодателей: мол, зачем им разводить голословные дискуссии непосредственно на пленарном заседании, если до этого у них шла напряженная работа в рабочей группе? Можно было бы, но... рабочей группе Сената потребовалось лишь четыре (!) заседания, дабы полностью разобраться в документе, который будет регламентировать работу целой отрасли. Да не простой, а телерадиоотрасли, от которой напрямую зависит формирование общественного мнения населения страны.
Собственно, именно в общественном мнении во многом и зарыта собака. Поскольку нормами закона де-факто ограничивается конституционное право граждан на свободу получения и распространения информации. Официально это, конечно же, выглядит иначе: мол, все делается исключительно для развития отечественного контента и обеспечения информационной безопасности страны. Так, вице-министр связи и информации Ляззат Танысбай, представляя законопроект сенаторам, особо подчеркивала:
- В настоящее время на телеканалах присутствуют сцены насилия, жестокости и порнографии. В этой связи законопроект направлен на запрещение демонстрации телепрограмм и фильмов такого содержания, особенно влияющего на психологию детей.
Увеличится и количество программ на государственном языке, причем, чтобы «особо ушлые» телеканалы не «выкручивались», засчитывая в качестве пятидесятипроцентного порога (сегодня в Казахстане вещание идет в формате «50 на 50»: 50% на русском языке, 50% — на казахском) субтитры, их учитывать уполномоченный орган не будет. Субтитры и сурдоперевод станут для новостных программ обязательными, дабы и слабослышащие люди могли получать информацию.
Особняком стоят в законопроекте нормы, касающиеся деятельности в Казахстане иностранных телерадиоканалов. Их теперь заставят вставать на учет в уполномоченном органе — Министерстве связи и информации. Причем касается это не только телеканалов, которые собираются работать на территории Казахстана, а всех без исключения — если их программы распространяются в Казахстане. «Чтобы мы знали, что не религиозный экстремизм собираются они завтра здесь пропагандировать», — пояснила журналистам г-жа Танысбай. Деятельность «неучтенных» иностранных СМИ в Казахстане будет запрещена. А операторам кабельного вещания запретят включать в свои пакеты телеканалы, не вставшие на учет в уполномоченном органе. Кстати, операторам придется еще и получать лицензию — на свою деятельность.
Представители министерства уверяют: никаких нарушений и ограничений прав граждан на доступ к информации здесь нет. Мол, это нормальная международная практика. Хотя сомнительно, что, к примеру, любимый многими домохозяйками телеканал «Кухня ТВ» несет в себе серьезную угрозу информационной безопасности Казахстана, о которой так пекутся чиновники. Еще более сомнительно, что этот телеканал обязательно будет готовить документы для постановки на учет в Казахстане — не так много зрителей (население страны слишком мало), не такой большой доход, в общем, для канала — невелика потеря.
Другая норма законопроекта в перспективе обязательно отразится на отечественной информационной политике, на том самом контенте, о котором пекутся чиновники: «с целью комплексного подхода к вопросу развития телерадиовещания предусматривается создание независимого консультативно-совещательного органа при правительстве и национальный оператор телерадиовещания на базе нацкомпании "Казтелерадио"».
Фактически это означает, что тот самый консультативно-совещательный орган сможет диктовать свои условия по наполнению эфира телеканалов соответствующим, нужным и правильным содержанием. А с несогласными «разберется» национальный оператор, который, по сути, станет монополистом на рынке и будет решать, какой телеканал достоин включения в распространяемый пакет, а какой — нет.
Представители независимых журналистских организаций на все пробелы и возможные последствия принятия законопроекта обращали внимание неоднократно. Не раз они обращались и к Министерству связи и информации, и к депутатам парламента с просьбами если не отложить принятие документа, то хотя бы подойти к этому вопросу максимально тщательно, выслушав все существующие мнения и внимательно изучив вероятные последствия. Но... казахстанским сенаторам хватило четырех заседаний рабочей группы и получаса дискуссии на пленарном заседании, чтобы поставить все точки. А мнение журналистов пусть остается при журналистах. Се ля ви.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Собственно, изначально законопроект «О телерадиовещании», едва появившись, вызвал резко негативный настрой со стороны независимого журналистского сообщества и медийных организаций. Зная историю развития СМИ в Казахстане, это не удивляет: ведь законодательная база в сфере массмедиа в республике весьма интересная (чего стоит только отсутствие срока давности по искам к СМИ о защите чести и достоинства, даже по убийствам срок давности есть, а по СМИ нет).
А уж исполнение этого законодательства и вовсе загадочное (например, газета «Моя республика» на протяжении нескольких лет пытается пройти переучет в уполномоченном органе, при этом уже есть и решение суда, обязывающее этот орган в лице Министерства связи и информации произвести наконец переучет издания). Поэтому вполне логично, что медийное сообщество, услышав о новой законодательной инициативе, приняло ее в штыки.
Впрочем, журналистские штыки ни госорганы, ни депутаты не заметили. 28 декабря на пленарном заседании Сенат (в отсутствии Мажилиса исполняющий обязанности парламента в целом), потратив на обсуждение законопроекта полчаса, единогласно утвердил его. И после подписи президента закон вступит в действие.
Можно было бы вступиться за законодателей: мол, зачем им разводить голословные дискуссии непосредственно на пленарном заседании, если до этого у них шла напряженная работа в рабочей группе? Можно было бы, но... рабочей группе Сената потребовалось лишь четыре (!) заседания, дабы полностью разобраться в документе, который будет регламентировать работу целой отрасли. Да не простой, а телерадиоотрасли, от которой напрямую зависит формирование общественного мнения населения страны.
Собственно, именно в общественном мнении во многом и зарыта собака. Поскольку нормами закона де-факто ограничивается конституционное право граждан на свободу получения и распространения информации. Официально это, конечно же, выглядит иначе: мол, все делается исключительно для развития отечественного контента и обеспечения информационной безопасности страны. Так, вице-министр связи и информации Ляззат Танысбай, представляя законопроект сенаторам, особо подчеркивала:
- В настоящее время на телеканалах присутствуют сцены насилия, жестокости и порнографии. В этой связи законопроект направлен на запрещение демонстрации телепрограмм и фильмов такого содержания, особенно влияющего на психологию детей.
Увеличится и количество программ на государственном языке, причем, чтобы «особо ушлые» телеканалы не «выкручивались», засчитывая в качестве пятидесятипроцентного порога (сегодня в Казахстане вещание идет в формате «50 на 50»: 50% на русском языке, 50% — на казахском) субтитры, их учитывать уполномоченный орган не будет. Субтитры и сурдоперевод станут для новостных программ обязательными, дабы и слабослышащие люди могли получать информацию.
Особняком стоят в законопроекте нормы, касающиеся деятельности в Казахстане иностранных телерадиоканалов. Их теперь заставят вставать на учет в уполномоченном органе — Министерстве связи и информации. Причем касается это не только телеканалов, которые собираются работать на территории Казахстана, а всех без исключения — если их программы распространяются в Казахстане. «Чтобы мы знали, что не религиозный экстремизм собираются они завтра здесь пропагандировать», — пояснила журналистам г-жа Танысбай. Деятельность «неучтенных» иностранных СМИ в Казахстане будет запрещена. А операторам кабельного вещания запретят включать в свои пакеты телеканалы, не вставшие на учет в уполномоченном органе. Кстати, операторам придется еще и получать лицензию — на свою деятельность.
Представители министерства уверяют: никаких нарушений и ограничений прав граждан на доступ к информации здесь нет. Мол, это нормальная международная практика. Хотя сомнительно, что, к примеру, любимый многими домохозяйками телеканал «Кухня ТВ» несет в себе серьезную угрозу информационной безопасности Казахстана, о которой так пекутся чиновники. Еще более сомнительно, что этот телеканал обязательно будет готовить документы для постановки на учет в Казахстане — не так много зрителей (население страны слишком мало), не такой большой доход, в общем, для канала — невелика потеря.
Другая норма законопроекта в перспективе обязательно отразится на отечественной информационной политике, на том самом контенте, о котором пекутся чиновники: «с целью комплексного подхода к вопросу развития телерадиовещания предусматривается создание независимого консультативно-совещательного органа при правительстве и национальный оператор телерадиовещания на базе нацкомпании "Казтелерадио"».
Фактически это означает, что тот самый консультативно-совещательный орган сможет диктовать свои условия по наполнению эфира телеканалов соответствующим, нужным и правильным содержанием. А с несогласными «разберется» национальный оператор, который, по сути, станет монополистом на рынке и будет решать, какой телеканал достоин включения в распространяемый пакет, а какой — нет.
Представители независимых журналистских организаций на все пробелы и возможные последствия принятия законопроекта обращали внимание неоднократно. Не раз они обращались и к Министерству связи и информации, и к депутатам парламента с просьбами если не отложить принятие документа, то хотя бы подойти к этому вопросу максимально тщательно, выслушав все существующие мнения и внимательно изучив вероятные последствия. Но... казахстанским сенаторам хватило четырех заседаний рабочей группы и получаса дискуссии на пленарном заседании, чтобы поставить все точки. А мнение журналистов пусть остается при журналистах. Се ля ви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий