13.01.2012

Какие выборы в закрытом городе?

Коллизия — как проводить выборы в городе, находящемся в режиме чрезвычайного положения, обсуждается сегодня прессой, властью, всем обществом. Но если «конкурирующие» партии пытаются предлагать какие-решения очевидных проблем, то власти заняли позицию, хорошо выраженную в песенке: «Все хорошо, прекрасная маркиза».

Бесплатные агитаторы под боком у партии!

В Сети появилось фото школьного дневника, в котором преподаватель приглашает родителей 15 января проголосовать за партию «Нур Отан». Такой откровенной «агитации» во время этой избирательной кампании еще не было.

«Я лично закрыла глаза троим»

Еще одно свидетельство того, что жертв кровавой расправы силовиков над жителями Жанаозена было больше, чем 17, – это интервью женщины из Жанаозена. В видеоинтервью она откровенно рассказала, чему была сама лично свидетелем 16 декабря. Мы не называем имя этой женщины и не выкладываем видеозапись из-за соображений безопасности.

ЦИК лжет: на выборы в Жанаозен прессу не пустят?!

Интересная ситуация произошла сегодня с нашими журналистами в Мангистау. Жанар Касымбекова и Дина Байдильдаева поехали в Жанаозен к коменданту для получения разрешения на передвижение внутри города в день выборов – 15 января. На блокпосту Жанаозена их развернули и отправили в Актау за некой аккредитацией, о которой не знают даже в Центризбиркоме.

Не наблюдай – и проблем не будет?

В Актобе накануне выборов началось давление на Ольгу Климонову, директора филиала Бюро по правам человека и соблюдению законности. Полицейские внезапно заинтересовались регистрацией ее супруга, гражданина Российской Федерации. Ольга связывает происходящее с предстоящими выборами, на которых она намерена выступить наблюдателем.

«Нур Отан» получил голодовку

Инициативная группа граждан, пикетирующая недавно алматинский офис «Нур Отана» с требованием обратить внимание на их проблемы из-за беспредела в правоохранительных органах, решила начать голодовку. На крайнюю меру протеста пятерых казахстанцев партия власти внимания пока не обратила. Зато силовики ведут за ними наблюдение.

Дайджест прессы за 13 января 2012 года

Через пару дней страна погрузится в полную электоральную тишину. Но как отмечают казахстанские СМИ, эти выборы запомнятся многим стартом предвыборной гонки - этот день, совпавший с Днем Независимости, окрасился кровью в Жанаозене.
Когда строить и жить мешает спущенная сверху песня, на выручку приходит устное народное творчество. От безысходности или обретения надежды народ массово переделывает старое и сочиняет новое — наверняка можно будет сказать лишь через некоторое время. Сейчас же это «актуальное созидательное» лучше многих социологических опросов иллюстрирует взаимоотношения людей и власти.

Что позволят — то и будем смотреть



Наложить вето на закон «О телерадиовещании в РК» призвали президента Назарбаева правозащитные НПО и профильная ассоциация. По мнению юристов и телерадиовещателей, нынешний вариант закона невыгоден ни зрителям, ни власти. Но пока в Акорде к мнению общества не хотят прислушиваться.

Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО


В этот раз обсуждение закона на круглом столе «Перспективы развития телерадиовещания в Казахстане» было задумано масштабно: с кандидатами в депутаты, главами министерств, владельцами телекомпаний. Видимо, представительным составом пытались остановить другой набравший скорость «состав» — закон «О телерадиовещании», находящийся в одном метре от окончательного принятия.



Но, как водится, с чиновного олимпа к подведомственным гражданам был послан «зам» — вице-министр связи и информации Ляззат Тынысбай, презентовавшая закон исключительно в радужных тонах.



Для тех, кто не отслеживает политически-технические новшества «в телевизоре», коротко расскажем суть. К 2015 году Казахстан вместе с десятками других стран должен перейти на цифровое телевещание (на этот счет есть особое международное соглашение). Переход на «цифру» касается только наземного вещания — не кабельных операторов и не спутниковых антенн. Зрители, чтобы принимать цифровой сигнал, должны иметь специальные приставки, а вещатели — специальные вышки-передатчики. Обзаведясь всем этим, зритель получит возможность смотреть пакет — от 8 до 15 цифровых каналов, так называемый мультиплекс.



Первый мультиплекс будет состоять из государственных и частных казахстанских телеканалов республиканского вещания. Второй — из региональных (то есть в каждом регионе будет свой пакет).



По мнению Минсвязи и информации — инициатора законопроекта, где все это расписано, с переходом на «цифру» счастье будем всем: и населению — оно получит возможность смотреть программы в прекрасном качестве (а неимущим окажут помощь в покупке приставок-декодеров), и телеканалам — их государство бесплатно включит в мультиплексы. Причем вместо лицензий, которые сейчас покупают владельцы телекомпаний, чтобы иметь право на вещание, будет постановка на учет в уполномоченном органе — том же Министерстве связи и информации (МСИ).



Одобрямса не случилось



Что удивительно — за исключением председателя правления «Казтелерадио» Абая Кадралиева практически никто из выступавших на «круглом столе» энтузиазм вице-министра не поддержал.



Сначала глава фонда защиты журналистов Тамара Калеева заявила, что истинная цель закона — ограничить источники информации для казахстанского общества и ограничить право общества на получение и распространение информации.



Так как г-жа Калеева за последний год где только и как только не пыталась донести эту мысль до «высших сфер», то на этот раз она перечислила только несколько «мелочей», больше всего беспокоящих правозащитников. (Заметим, что текста закона нет в свободном доступе — что именно принял Сенат, известно только ему самому, НПОшникам приходилось добывать обновления по-шпионски: «Антон Шин (глава Ассоциации кабельных операторов Казахстана) что-то фотографировал и передавал нам», — призналась Шолпан Жаксыбаева, исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещания).



Самый больным был, естественно, денежный вопрос. Дело в том, что за аренду частоты и лицензию для вещания телекомпании платили, и немало. Теперь же, как уже говорилось, лицензирование заменяют постановкой на учет.



- Замечательно, что лицензии убираются, — согласилась Тамар Калеева, — но телеканалы арендовали каналы и получали бессрочную лицензию, а сейчас ее забирают и говорят: до 2015 года (каналы включаются в мультиплексы — авт.), а потом конкурс на общих основаниях.



Еще одна новация в законе, изумившая юристов, это так называемая защита прав детей и подростков. Вместо ясной и четкой индексации теперь в законе есть требование не допускать программ, которые могут нанести вред физическому, моральному и духовному развитию ребенка.



- Где критерии?! Кто будет мониторить «моральный» и «духовный» вред?! — вопрошала Тамара Калеева. — Это опять будет еще одно средство утверждения самоцензуры и подавления творчества телеканала.



В правовых актах должна использоваться только установленная терминология, а понятия «подросток» вообще нет в нашем законодательстве, заметил кстати руководитель сайта Zakon.kz Игорь Лоскутов.



И последний фактор, вызывающий тревогу у экспертов, — это попытка регулирования индивидуального спутникового приема, то есть сертификация «тарелок».



- В Казахстане более миллиона тарелок — будете сносить? Или так замучают штрафами, что сами снесут? — задала еще один вопрос правозащитница, ответив на него в том же духе: — Будет еще один способ ограничить не подконтрольный государству источник информации по выбору населения. В итоге закон действует как вопреки интересам национального телерадиовещания, так и вопреки интересам общества.



Права есть, обязанностей не видно



Закон легализует скрытый государственный монополизм, снижается плюрализм СМИ, снижается участие общества в управлении телевидением, не стимулируется развитие отечественного телерадиовещания — тон выступления Шолпан Жаксымбаевой был еще более эмоционален. Ведь она — единственный представитель гражданского общества из 15 членов Республиканской комиссии по вопросам телерадиовещания, которая и будет решать, кому быть в эфире, а кому — нет. А один в поле, как оказалось, не воин.



Больше всего г-жу Жаксымбаеву задел тот факт, что две экспертизы — официальная, заказанная министерством, и независимая — подтвердили высокую коррупциогенность законопроекта.



- Несмотря на заявления НПО и правозащитников, ни одно замечание не было учтено. Я хочу задать вопрос вещателям: завтра вы будете приходить в комиссию и она будет решать вашу судьбу. Не боитесь ли вы, что завтра политическая целесообразность существования вашего телеканала не будет поставлена под сомнение? Без всякого конкурса появились два канала — «Мадениет» и «Балапан». А потом окажется, что мультиплекс не резиновый... — предупредила излишне лояльных коллег Шолпан Жаксымбаева. — Я призываю ввести в состав комиссии представителей НПО, сделать ее заседания открытыми, например, в виде видеоконференций, пересмотреть критерии выбора победителя, которые сегодня берутся с потолка, то есть по отмашке сверху.



Причем Минсвязи, наделенное, согласно закону, широчайшими полномочиями, никак не контролируется, дополнила коллегу Маржан Ельшибаева, исполнительный директор НПО «Интерньюс Казахстан». "Нет статей о прозрачности его деятельности, нет положения, чтобы этот орган отчитывался, а ведь он существует на средства налогоплательщиков и одновременно может зарабатывать как член рынка", — заметила она.



Надежды умирают по очереди



Свободный обмен мнениями после докладов получился довольно любопытным. Оказалось, откуда уши торчат и ноги растут у закона о ТРВ, очевидно всем.



Модератор сессии председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев уверен, что столь скоропалительное принятие закона связано с работой одного «вредного» канала.



- Появление телеканала «К-плюс» в большей степени подвигло к быстрому обсуждению и принятию закона о ТРВ — давайте быть честными перед собой, — призвал он.



Если государство получает монополию на цифровое вещание, то давайте и на цифровую фотографию (тоже довольно мощное средство воздействия) установим такую же монополию, поиронизировал известный журналист Вадим Борейко. "Покупатели цифровых фотоаппаратов должны будут покупать лицензию, а их обладатели — проходить сертификацию", — нарисовал он картинку.



- Складывается ощущение, что по-настоящему демократический закон нужен только НПО, горстке независимый СМИ, некоторым политическим партиям и Сейтказы Матаеву. А зрителям, шестнадцати миллионам, судя по откликам и исследованиям, этого не нужно. Они смотрят известные телеканалы, предпочитают верить государственным СМИ, довольны жизнью... И зачем нам проводить круглые столы в таких вот, — оглядел роскошный зал отеля «Риксос» журналист Мирас Нурмухамедов, — местах?



- Государство взяло на себя затраты на включение всех коммерческих телеканалов в пакет, — бросился на защиту официальной стороны Святослав Тарасов, первый замдиректора ТРК «СТВ». — Надо идти по этому пути...



- Будете существовать, пока будете бояться? — спросил его Сейтказы Матаев.



- Будем работать... участвовать... — начал оправдываться Тарасов.



Еще больший скептицизм продемонстрировал известный юрист Сергей Уткин. "Я отношусь с юмором ко всему этому мракобесию, которое в этом законе заключено, — улыбнулся он и рассказал, что через три года (когда намечается полный переход на «цифру»), у всех уже будут экраны толщиной с бумажный лист и приставки величиной с кулак. — Это формат LTE — Long Term Evolution. Видео будет шикарное, шикарная связь (GSM), и все будут смотреть что хотят".



Однако «зубры» телеиндустрии с не меньшей иронией отнеслись к уверенности Сергея в светлом будущем. Формат LTE уже выкуплен «Казтелерадио», «обрадовали» на кофе-брейке представитель «монополиста» Евгений Галкин и глава «Алма-ТВ» Думан Сеитов. Так что смотреть нам «Хабар» — не пересмотреть...



Еще одна пикировка произошла в зале. Видимо, устав выслушивать со стороны региональных телевещателей упреки по поводу отзыва лицензий (так, Руслан Никонович, директор ТК «АРТ» из Караганды, жаловался: «Мы купили бессрочное право нахождения в радиочастотном эфире, а нас лишают этого материального актива», а Шолпан Жаксымбаева сетовала: «Наряду с упразднением лицензий упрощается для уполномоченного органа возможность закрыть телеканал, что сегодня можно сделать только по решению суда») вице-министр возмутилась: «Мы внесли поправку по вашему предложению — все частные телеканалы на бесплатной основе входят в мультиплекс. Почему вы уверены, что у вас отнимут бизнес?! Вы останетесь в вещании — в Караганде все 9 частных региональных телекомпаний вошли в мультиплекс. Почему вы думаете, что если государство, то должны что-то отобрать? Мне жаль, что вы не знаете членов комиссии. Половина из них — депутаты, а это глас народа». Громкий смех в зале был ей ответом...



В итоге встречи всем присутствовавшим было предложено подписаться под обращением к президенту Назарбаеву. «Народ Казахстана на третьем десятке независимости заслужил качественно новое конкурентоспособное телерадиовещание, в том числе общественное телевидение. Данный закон не оставляет на это ни малейших надежд», — сказано в этом обращении.



Впрочем, надежд на то, что президент прислушается к народу, еще меньше...

Комендант Жанаозена «бегает» от прессы

Корреспондентов «Республики» Жанар Касымбекову и Дину Байдильдаеву сегодня не пустили в Жанаозен, ссылаясь на отсутствие аккредитации, о которой раньше ничего не было известно.

Если не о чем писать, «Нур Отан» поможет

Очередные особенности внеочередных парламентских выборов в Казахстане: предвыборная пропаганда «Нур Отана» зашкаливает, а политические дебаты кандидатов идут в записи. Вчера общественный совет по рассмотрению информационных споров, действующий при Центральной избирательной комиссии, объяснил журналистам, почему «Нур Отан» больше всех остальных партий показывают по телевизору и о ней же больше всех пишут в газетах и говорят по радио.

Совать или не совать – вот в чем вопрос!

С тех пор как меня уговорили вести блог, а внучек оборудовал мне электронный почтовый ящик, туда стали сыпаться всякие послания, я стараюсь прилежно все читать и даже на некоторые послания отвечаю. Но вот на один вопрос у меня ответа нет: стоит ли идти в воскресенье голосовать?

Абсурдным выборам - встречный ход

Денис Стадничук, один из претендентов в депутатское кресло маслихата Алматы, обратился к президенту с просьбой перечислить средства на агитацию жанаозенцам, а другим кандидатам последовать его примеру.

Нурсияние когда-нибудь померкнет!

Сопредседатель ОСДП «Азат» Булат Абилов провел встречу с карагандинскими избирателями в день, когда его сняли с предвыборной гонки. Это не помешало политику еще раз сказать, что республика должна меняться эволюционным путем – через честные и свободные выборы.

Уральск: две акции за один день

Сначала к центральному офису «Нур Отана» вышло около 20 уральцев, которые после забастовки в Актау были уволены из ТОО «Ерсай». Рабочие требовали, чтобы местные власти содействовали их восстановлению на работе. А через час 30 пострадавших от весеннего паводка вновь пикетировали областной акимат, требуя аудиенции акима.

Это не кандидаты «попали», а власть!

12 кандидатов в маслихаты были сняты в Уральске с предвыборной гонки после проверки фискалами их деклараций. Такую схему власть применяет сегодня во всех регионах страны, считают бывшие кандидаты. Налоговый комитет, по их мнению, стал инструментом политического давления и политического выжима неугодных оппонентов власти.