29.07.2009
Народ нужно воодушевлять
Автор: Алия АХМЕДИЕВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ
Публицист Сергей Дуванов в своей статье «Завтра будут другие враги народа» задается риторическим вопросом: «Сколько же среди нас лицемеров и трусов?!» И, похоже, в отчаянии приходит к неутешительному выводу: мы превратились в нацию воров, заключила наша читательница. По ее же мнению, права клеймить нации нет даже у истории. «Республика» решила опубликовать этот отклик.
More...
С подобной мыслью о повальном лицемерии и трусости мне приходилось встречаться еще на заре перестройки в одном из популярных советских изданий. Автор той статьи предполагал, что если в музее выставить честного человека, то посмотреть на него сбежится небывалое число людей. Выходит, и тогда честность, по мнению отдельных «писателей», была в дефиците.
Сегодня наше общество не удивить правдой о самых страшных коррупционных махинациях властной элиты, оно не ужаснется очередным фальсификациям на выборах, новым политическим убийствам, заказным уголовным делам и несправедливым судебным процессам... Все вышеперечисленное у нас происходит не первый год. У многих людей выработался иммунитет к таким новостям. Возможно, у некоторых равнодушное отношение к подобным фактам закрепилось на уровне генетической памяти и передается из поколения в поколение. А то, что повторяется в явлениях, иногда массами принимается как закон.
И действительно, многие понятия уже превратились в некое подобие законов выживания. Те же взятки или использование должностных полномочий в корыстных целях почти стали нормой. Добавим сюда «новинки» из старого гардероба тоталитарной эпохи: политические доносы, охоту на инакомыслящих. Кто же на них сегодня реагирует? Только отдельные правозащитные и оппозиционные организации, да семьи несчастных преследуемых.
Одним словом, может показаться, что перед нами беспросветный тупик. Но это только на первый взгляд. А на самом деле нам важно заметить, что именно сегодня наконец-то появились предпосылки к кардинальным переменам. Если применить слова казахских мудрецов «Олер бала молага жугиреды» к нашей власти, то это могло бы означать и то, что она (власть) в предчувствии близкой смерти ищет свою могилу. Закручивает гайки, делает нелогичные поступки, озлобляет народ. А народ нужно воодушевлять. Великими поступками и светлыми, подающими надежды, идеями.
В последние годы в обществе нередко возникают споры о том, нужна ли народу национальная идея. Кто-то говорит, что нужна, кому-то эта мысль кажется ретроградной. Но давайте вспомним рассказ Луки из пьесы Горького «На дне». Это история про мужика, который хотел увидеть праведную землю. Ради нее он готов был терпеть и бороться. Но когда его лишили этой иллюзии, он покончил с собой. Получается, что людям нужна не только презумпция невиновности, но, по мнению утописта Эрнста Блоха, и «презумпция надежды».
Да, конечно, можно профессионально и честно работать. Крутить хвосты коровам, писать диссертации, выращивать хлеб. Но наш постсоветский человек так устроен, что ему этого мало. Он должен видеть где-то там, впереди, «прекрасное далеко». А если это прекрасное не видно, то он будет видеть только те самые пресловутые три ключа: от офиса, дома и машины.
Но к чему нас привела программа трех ключей, которую так рьяно пропагандировала последние годы наша власть? К краху надежд многих казахстанских семей. И сегодня, когда завершилась эйфория безрассудного потребительского бума, что мы имеем в остатке? Тысячи обманутых дольщиков, миллионы банковских кредитных должников и сотни тех, кто стоит в очереди в ожидании дня, когда их отведут за руку в суд. К ним можно добавить и тех, кто приобрел за это время такие дурные привычки, как хвастовство, склонность к внешней атрибутике...
Но что же делать? Кого в этом винить? Власть? Любому сегодня ясно, что ей давно плевать на свой народ. Лидеров оппозиции? Вот только кто же их назначал лидерами? То, что Жармахан Туякбай и Булат Абилов в свое время, хлопнув дверью перед носом президента, ушли в другой лагерь, бесспорно, достойно похвалы. Но наличие денег и созданные на них партии не могут автоматически сделать из них лидеров народа. Да, они готовы взять на себя ответственность за перемены в обществе, но этого мало. Нужно еще мочь, сметь и уметь. А это за деньги уже не купишь.
Все чаще слышны речи о том, что нам нужны национальные герои. Но еще больше нам нужны смелые граждане, готовые взять ответственность за собственные судьбы в свои руки. И таких, я уверена, с каждым днем все больше. Их души уже готовы к пуску механизма народного самосохранения. Они готовы к процессу, который, как известно, не подвластен ни страхам, ни комфорту, ни сиюминутной выгоде. Это великое действо, которое хранит от уничтожения, от внешних врагов и от собственных тиранов народы и государства.
Но здесь нужен первоначальный толчок. Им может стать, к примеру, чей-то искренний катарсис. Подобно свободному радикалу, он может запустить цепную реакцию духовного обновления целого народа. И тогда, бесспорно, к обществу наконец-то придет понимание губительности происходящих в стране событий.
Ожидание демократических перемен может их вызвать. Но для этого страху и желанию жить в комфорте кто-то (или все мы) должен противопоставить правду своего сердца и чистую совесть. И их увидят все. В эпохи политического застоя засилью тирании можно противопоставить лишь силу внутренней борьбы. Такой борьбы, которая могла бы без призывов к насилию победить ложь и лицемерие, давно царящие в головах наших бессменных правителей.
Итак, дамы и господа, отбросьте ложный стыд. Место свободного радикала сегодня свободно. Дерзайте! Станьте убедительными! Поднимите из могилы основателя современного театра Константина Станиславского. Пусть он скажет: «Да, я верю!»
Может, кто-то начнет с покаянных писем к народу. К примеру, Толеген Жукеев поведает о том, почему он ушел от идей коммунизма и стал демократом. Или бывший следователь и прокурор Жармахан Туякбай, долгие годы укреплявший личную власть президента, расскажет об истинных причинах своей внезапной симпатии к принципам демократии. А обаятельный Бутя «расколется», зачем он раскошеливается на содержание оппозиционной партии. Интересно узнать, откуда у поэта Олжаса Сулейменова такая любовь к Италии и Франции? Любопытна диалектика личностных трансформаций беглецов Рахата Алиева и Мухтара Аблязова.
Известных людей много. Кого-то в народе любят, кого-то осуждают. Сегодня они не должны прятаться за мертвыми идеями, цепляться за старые заслуги, припоминать кому-то свои обиды. Им пора платить по счетам. Пришло их время воодушевлять народ.
Прорвать инерцию апатичного общественного стиля не под силу лишь убеждениями в том, что демократия и правовое общество — это хорошо, а тоталитарное — плохо. Без духовного оружия и невероятных нравственных усилий не может родиться что-то новое. Сегодня мы как никогда нуждаемся в мужественных и сильных духом людях. Но если среди нас уже нет таковых, то это предвестник конца.
Создадим новое силовое поле гражданского общества. Освободим его созидательную энергию и дух. И такое под силу кому-то из нас.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий