25.08.2009

Рецессия закончилась на словах


Автор: Дмитрий КОПТЕВ

Рецессия в России закончилась, хотя говорить о завершении кризиса и начале экономического роста пока не приходится, уверяют в Минэкономразвития. Улучшением ситуации Россия обязана исключительно внешним факторам, а рисков, связанных со структурными особенностями российской экономики и возможностью осенней волны неплатежей по кредитам, никто не отменял, возражают аналитики.
More...
«Уже в июне, а в июле еще с большей определенностью можно говорить о том, что общий спад в экономике РФ завершился, и она переходит к фазе оживления, как это мы и предполагали раньше», — заявил накануне замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. По оценке министерства, в июле 2009 года ВВП РФ снизился на 9,3% по сравнению с июлем 2008 года. «Это меньше, чем было раньше, — в июне было минус 10,1%, в мае — минус 11,5%», — подчеркнул замминистра.

Дополнительным поводом для оптимизма Андрей Клепач назвал то, что если в мае — июне главными локомотивами экономики были компании сырьевого сектора, то в июле подъем наблюдался почти во всех отраслях промышленности. «Мы считаем, что промышленность нижнюю точку прошла, то есть предприятия адаптировались к этому спаду», — заявил он. По данным Росстата, промышленное производство в России в июле выросло на 4,7% по сравнению с июнем. «То есть спад закончился. Или, как говорят на западе: рецессия закончилась, но кризис еще не преодолен», — резюмирует Клепач.

Не верю!

Аналитики в массе своей не разделяют оптимизма Минэкономразвития. Директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев, слова которого приводит агентство РИА Новости, называет статистику Клепача «лукавством». «В июне был 21 рабочий день, а в июле — 23. Два дополнительных дня должны были дать 9,5% роста, а было только 0,5% (с учетом сезонных факторов — «Республика»)», — аргументирует он свою позицию.

«На ВВП по итогам месяца не стоит обращать слишком много внимания, поскольку этот показатель в официальной статистике никак не рассчитывается», — предупреждает экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. То есть проверить достоверность данных, приведенных Клепачом, не представится возможным даже после выхода официальных данных по ВВП за квартал. «Это легко может оказаться ошибкой, тем более что сейчас Росстат, например, дал только первую оценку ВВП за второй квартал, которая, как мы знаем, может быть еще и пересмотрена», — рассказал эксперт в интервью радиостанции «Бизнес FM».

При этом, в отличие от Андрея Клепача, аналитики уверены, что рост российской экономики был обусловлен исключительно внешними факторами. «Потребительский спрос внутри страны очень низкий. Основной причиной оживления экономики, видимо, стал рост спроса на экспортные товары, в основном энергоносители», — объяснил «Республике» консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский. В целом же, по его мнению, ситуация в российской экономике по-прежнему остается крайне тяжелой, и делать заявления о конце рецессии рано. «Хотя статистические показатели действительно указывают на изменение тенденции к сокращению производственных показателей, пока эта тенденция очень непродолжительна, и говорить о кардинальных изменениях ситуации можно будет лишь по итогам третьего-четвертого кварталов», — уверен аналитик.

Дальнейшее развитие ситуации, по мнению Чернявского, будет зависеть от состояния мировой экономики. Если она продолжит набирать обороты, российская последует за ней — энергетический сектор, ориентированный на экспорт, потянет за собой и другие отрасли. Однако этот процесс, учитывая низкую эффективность российских мер по стимулированию собственной экономики, вряд ли будет быстрым. «В этом году экономические показатели будут весьма плохими. Реальное улучшение ситуации в России, при условии продолжения восстановления мировой экономики в целом, можно будет наблюдать только в следующем года», — предупреждает эксперт.

Хорошо информированный оптимист

Справедливости ради нужно отметить, что Андрей Клепач и сам отлично понимает что к чему. Комментируя итоги июля, он не только заявил о конце рецессии, но одновременно признал, что внутренних резервов роста у национальной экономики нет и надеяться стоит лишь на то, что ситуация не будет ухудшаться. Хотя и на это надежд мало — осенью Россию с большой вероятностью ждет новый спад. «У нас КамАЗ будет стоять, «АВТОВАЗ» будет стоять, авария на Саяно-Шушенской ГЭС тоже скажется — 15% производства электроэнергии по Сибири накрылось», — жалуется Клепач.

Может подвести и мировая экономика. Экономический гуру, первым предсказавший нынешний кризис, профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини в своей статье, опубликованной вчера в газете Financial Times, предупреждает об опасности перехода к W-образному сценарию развития ситуации. Проще говоря, за быстрым спадом и не менее быстрым восстановлением, которые мы наблюдаем в настоящий момент, может последовать еще один такой же цикл. Первыми в случае нового падения пострадают, как обычно, сырьевые рынки, и с надеждами на выход из рецессии России придется проститься.

В такой ситуации неизбежно возникает вопрос — для чего Андрей Клепач, несомненно, умный человек и квалифицированный экономист, выступил на публике с такими рискованными заявлениями? Наиболее правдоподобное объяснение этому дал Игорь Николаев — не только блестящий аналитик, но и весьма остроумный человек (например, в одной из его статей аргументированно доказывается, что в России экономический кризис развивается по Ж-образному сценарию). Возможно, перед Минэкономразвития была попросту поставлена задача «психологически стабилизировать ситуацию». «Такое впечатление, что всем не терпится побыстрее в очередной раз увидеть дно», — говорит Николаев.

Что ж, тогда неудивительно, что на роль «стабилизатора» был выдвинут именно Клепач. В конце концов, ведь это именно он первым из российских чиновников произнес страшное слово «рецессия». Ему — в известной логике «Я тебя породил, я тебя и убью» — ее и хоронить.

0 коммент.:

Отправить комментарий