28.08.2009
Год условной независимости
Автор: Илья УМОЛЧАНОВ
Обугленные дома без крыш и окон, с оспинами от пуль на стенах, скелеты построек, остовы печей. Еще недавно Абхазия и Южная Осетия выглядели как кадр из фильма-антиутопии. Сегодня они активно восстанавливаются. В Южной Осетии запускают новый газопровод.
More...
В Абхазии невиданный наплыв туристов. На днях население обеих республик с помпой и ликованием отпраздновало годовщину признания Россией их независимости. Вроде все идет хорошо. Откуда же ощущение, что Абхазия и Южная Осетия еще долго будут не только оставаться, но и выглядеть как две непризнанные республики?
26 августа в Южной Осетии и Абхазии отпраздновали годовщину признания Россией независимости этих двух закавказских республик. Правда, во всем мире, кроме России да еще разве Никарагуа (пока так и не ратифицировавшей соответствующий закон), они считаются самопровозглашенными. Их независимость не признал и Минск. Более того, недавно белорусский МИД настоятельно рекомендовал своим гражданам при посещении Абхазии и Южной Осетии «соблюдать законы Грузии». Но в Сухуми и Цхинвале празднуют и ликуют, не обращая внимания на эти мелочи жизни.
Под патронажем
8 августа в мире произошло два серьезных события — открылись Олимпийские игры в Пекине и грузинские войска обстреляли Цхинвал. Тем самым была нарушена древнейшая традиция — прекращение всех войн в период Олимпийских игр. Что-то срочно должно было прекратиться — или Олимпиада, или война. Через пять дней закончилась война. Грузинские войска были изгнаны с территории Южной Осетии. Чтобы придать этому событию дополнительный вес, Москва признала независимость двух закавказских республик — Южной Осетии и Абхазии. А потом что-то пошло не так. Как отмечают большинство экспертов, объявленный год назад курс на упрочение независимости и экономическое процветание явно провалился. При этом ситуация в Южной Осетии и Абхазии, по словам российских политологов, развивается по двум совершенно разным сценариям.
Объявленный год назад курс на упрочение независимости и экономическое процветание явно провалился.
В Абхазии экономическая ситуация лучше, чем в Южной Осетии. Говорят, что такого наплыва туристов, как в этом году, Сухуми, Гагра и прочие курорты абхазского побережья Черного моря не помнят с далеких советских времен. Правда, и цены на отдых поползли вверх. Благодарные домовладельцы с удовольствием подсчитывают барыши от сдаваемых за лето квадратных метров.
В Южной Осетии, увы, восстановление частного сектора продвигается черепашьим шагом. Руины очень медленно уходят в прошлое. В Цхинвале ситуация получше — в полностью уничтоженном войной Еврейском квартале идет реконструкция старых зданий и возведение новых. Заканчивается строительство Московского микрорайона из коттеджей и трехэтажек, прозванного здесь «Лужковской деревней». Восстановлена часть зданий в центре города — Дом правительства, республиканская больница, банк и другие. Но если отъехать от Цхинвала, картина резко меняется. Когда будут возрождены из руин дома Тамарашени, Гуджабаури, Ачабети и других пострадавших от войны сел, сегодня не скажет никто.
Россия, разумеется, свои «проекты» поддерживает, как говорится, и словом, и газом. В день признания независимости, объявленный в Южной Осетии и Абхазии выходным, российские лидеры будто соревновались друг с другом в расточении авансов и комплиментов двум республикам. Президент России Дмитрий Медведев назвал решение о признании суверенитета выстраданным, легитимным, абсолютно справедливым и безотзывным. Вопрос о признании независимости двух республик другими странами президент фактически назвал второстепенным, поскольку «для России это ничего не меняет».
Премьер президента вполне поддержал. Как сообщило агентство ПРАЙМ-ТАСС, на состоявшейся 26 августа в Москве встрече с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты Владимир Путин заявил, что признания этих республик со стороны России вполне достаточно. «С международно-правовой точки зрения международная правосубъектность Южной Осетии и Абхазии наступает с момента признания их независимости хотя бы одним участником международного общения», — пояснил свою мысль Владимир Путин южноосетинскому лидеру. Тот в свою очередь заверил, что для них «главное — признание России». И несмотря на то что вопрос признания России, в общем-то, не являлся на тот момент слишком острым — независимость России признали довольно давно — все остались друг другом довольны.
Особенно, надо полагать, президент Южной Осетии, поскольку ко дню объявления независимости республики был приурочен пуск газопровода «Дзуарикау — Цхинвал» и подписан документ о сотрудничестве с Россией в газовой отрасли на 20 лет. Прежде Южная Осетия была привязана к грузинской газовой трубе. «Я хочу поблагодарить строителей. Это действительно уникальная система, очень сложные горные условия: 3 километра 150 метров высотой. Наверное, в газовой отрасли таких примеров больше нет», — заявил по этому поводу российский премьер-министр Владимир Путин.
Страны, которых нет
Итак, все довольны, все свободны. И все бы хорошо, но свербит в голове пакостный и, конечно, очень несвоевременный вопрос: «А что дальше?» Пуск газопровода — это прекрасно. Всплеск туризма — просто замечательно. Ну а дальше-то что? Кто-нибудь когда-нибудь еще назовет Южную Осетию и Абхазию независимыми республиками или эта привилегия всегда будет принадлежать исключительно России? «Не исключаю, что Южную Осетию и Абхазию может признать кто-то из латиноамериканцев, например, Венесуэла. Но фактически это будет выглядеть не как признание того, что эти государства состоялись, а как некий антиамериканский шаг», — сказал заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
По его мнению, не существует перспектив признания двух этих закавказских республик не только со стороны западных, но и со стороны иных каких бы то ни было стран. «Китай не может признать Абхазию и Южную Осетию, потому что у него существует проблема Тайваня. Так же, как и Индия, у которой есть свои Кашмир и Пенджаб», — рассказал «Республике» политолог. По словам Макаркина, Запад молчаливо согласился с тем, что такая реальность существует — но не более того. Он будет придерживаться своей прежней позиции, основанной на территориальной целостности Грузии.
Россия могла сделать Южную Осетию полигоном для обкатки технологий финансового контроля — тот, кто сможет следить за финансовыми потоками в Южной Осетии, сможет отследить их и в геенне огненной. Абхазию можно было превратить в технопарк, обкатывая новые технологии, которые в России блокируются монополией и бюрократией. Но увы...
Похоже, бесполезно ждать признания и от своих же бывших собратьев по СССР. И напрасно Москва то ругается, то заигрывает с Минском — по словам Алексея Макаркина, Белоруссия отлично понимает, что в случае признания Абхазии и Южной Осетии она испортит свои отношения с Западом. «Очевидно, что белорусский лидер Александр Лукашенко желает сохранить возможность маневра, диверсифицировать свои внешнеполитические отношения. Белоруссия не хочет, чтобы они замыкались исключительно на России, а в случае признания независимости Южной Осетии и Абхазии такая перспектива на ближайшие годы станет реальностью», — объясняет политолог.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин сделал те же выводы, но с иной аргументацией, рассмотрел проблему через призму двухполюсного мира. «Никакого процесса признания Абхазии и Южной Осетии в мире не будет по одной простой причине: их признание — это элемент пророссийской политики», — сказал эксперт. При этом оба политолога сошлись в том, что закачивать деньги в эти две республики бессмысленно. «Россия активно инвестирует в эти республики, "вкладывается" в них. Но уровень коррупции очень высок, и значительная часть вложений не доходит до адресата», — сказал Алексей Макаркин.
«Россия не обеспечивает должного финансового контроля над деньгами, которые выделяются для Южной Осетии. Конечно, Россия хочет контролировать распределение финансовой помощи, которую она туда посылает. Но у нее это плохо получается», — вторит коллеге Михаил Делягин. Эксперт выразил сожаление по поводу упущенных Россией возможностях. «Россия могла сделать Южную Осетию полигоном для обкатки технологий финансового контроля, — уверен Делягин. — Потому что тот, кто сможет следить за финансовыми потоками в Южной Осетии, сможет отследить их и в геенне огненной. Мы этого не сделали. В свою очередь Абхазию можно было бы превратить в технопарк — использовать как полигон для обкатки новых технологий, которые в России блокируются монополией и бюрократией. Мы этого тоже не сделали». По словам эксперта, несмотря на то что Россия является для этих двух республик эксклюзивным торговым партнером, это свое положение она не использует.
Проблем в том, что Россия в результате своей необдуманной политики финансовых вливаний ничем, по сути, не рискует. А вот ее «подопытные кролики» очень даже рискуют. Как минимум не удержать государственность, которую они фактически еще и не получили. «В Южной Осетии уже второй премьер-министр из России. Причем первый продержался очень недолго. Сколько продержится нынешний, неизвестно», — напомнил Алексей Макаркин. Он не исключает, что в Южной Осетии Кремль проведет вариант примененной в Чечне «кадыровской демократии». «Там еще при Ахмаде-Хаджи Кадырове и позже, при Рамзане Кадырове, часто сменяли друг друга приезжавшие из Москвы премьер-министры. Но при этом никто из них не обладал реальными ресурсами и не имел серьезной опоры в республике», — провел параллель политолог.
Что делать со свободой?
В итоге вопрос «Удержат ли непризнанные республики свою независимость?» следует адресовать им же самим. А лучше даже его переформулировать: «Нужна ли им эта независимость?»
Политическая ситуация в двух республиках, столь близких географически и схожих последними событиями новейшей истории, разворачивается по-разному. Политический климат в Южной Осетии, вежливо говоря, слегка душноват. Президент республики Эдуард Кокойты успешно претворяет в жизнь политику подавления любой оппозиционности. Несмотря на все его заявления о неизменности Конституции республики и о нежелании выдвигать свою кандидатуру на третий президентский срок.
Народы Абхазии и Осетии слишком дорого заплатили за право жить самостоятельно и теперь жаждут международного признания. А его в ближайшее время ждать не следует. Как долго население их республик будет мириться со своим непризнанным статусом?
В Абхазии выборы президента грядут очень скоро: они назначены на 12 декабря 2009 года, и схватка за президентское кресло там предстоит нешуточная. В отличие от Южной Осетии, в Абхазии, по мнению наблюдателей, идет серьезная политическая борьба. И если Абхазия — страна, в значительной степени готовая к самостоятельности, то Южная Осетия практически полностью зависит от России. Как полагает Алексей Макаркин, ее стратегическая цель — вхождение в состав России. Потому что в качестве самостоятельного государства Южная Осетия никаких серьезных перспектив не имеет. А вот в составе России имеет — там уже есть Северная Осетия — Алания (РСО — Алания).
Кстати, эта перспектива волнует и политиков РСО — Алании. «У нас говорят, что Северная и Южная Осетии — это две половины одного сердца. Нужно возрождать единую Осетию!» — с кавказским, слегка застольным пафосом сказал первый вице-председатель парламента РСО — Алании Станислав Кесаев. Однако на такой радикальный шаг Россия в ближайшем будущем, скорее всего, не отважится. Ведь присоединение Южной Осетии к РСО — Алании будет однозначно расценено Западом как аннексия. А такой международный скандал нынешнему российскому правительству, при всей бескомпромиссности, совсем уж ни к чему.
Но проблема даже не в том, согласится ли Россия. Проблема в самоидентификации Абхазии и Южной Осетии. Эдуарду Кокойты и Сергею Багапшу, или их преемникам, предстоит сделать выбор, возможно, главный в жизни — в каком качестве их республики и они лично намерены реально «состояться» — в качестве «отделившихся» или в статусе «присоединенных» — о статусе «объединившихся», кажется, пока речи не шло.
И выбор этот нужно делать как можно скорее. Настоящая опасность исходит не от Грузии. По поводу возможности повторения войны с Грузией мнения политологов расходятся: одни, как Михаил Делягин, считают ее при определенных обстоятельствах возможной, другие, как Алексей Макаркин, полагают, что режим Саакашвили никогда на это не пойдет, ибо не выдержит повторного фиаско. Нет, дело не в Грузии. Дело в собственном населении. Оно слишком дорого заплатило за право жить самостоятельно и теперь жаждет международного признания. А его в ближайшее время ждать не следует. Сколько времени у Кокойты и Багапша? Как долго население их республик будет мириться со своим непризнанным статусом? Никто не знает.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий