14.09.2009

GM опять отправляет Opel в занос


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

Сделка по продаже компании Opel консорциуму Magna-«Сбербанк» все еще висит на волоске. Окончательные условия продажи немецкого концерна пока не определены, не исключено, что консорциуму для совершения покупки придется пойти на ряд болезненных для себя компромиссов. Или же вовсе отказаться от идеи покупки немецкого автопроизводителя.
More...
Если американцы когда-нибудь снимут о продаже Opel сериал, у него будут все шансы выиграть приз за самый длинный и запутанный сценарий. Зрители, похоже, уже давно потеряли нить этой истории. Явно вспоминаются лишь два эпизода. Первый, который случился весной, когда было заключено принципиальное соглашение о продаже Opel консорциуму Magna-«Сбербанк», и второй, произошедший на прошлой неделе — когда совет директоров американского автоконцерна одобрил продажу контрольного пакета (55%) акций Opel консорциуму за 500 млн евро. А вот какой будет развязка истории, сегодня не скажет никто.

Германия приплатит за Opel

Сделка постоянно обрастает какими-то малопонятными подробностями. В основном сегодня источником информации становятся зарубежные СМИ. Так, представитель Opel Trust (отвечает за продажу немецкого автопроизводителя) Дирк Пфайль дал интервью изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung, в котором высказал сомнения в правильности выбора GM. «Magna требует на 1,3 млрд евро больше господдержки, чем ее конкурент — финансовый инвестор RHJI. Из 4,5 млрд евро госкредита, по концепции Magna, более 600 миллионов евро должно пойти на модернизацию российской автомобильной индустрии. Это означает переход немецких научных знаний в Россию и последующее сокращение у нас рабочих мест», — заявил Дирк Пфайль, который как член попечительского совета Opel голосовал против продажи немецкого автоконцерна Magna.

О грядущих сокращениях на Opel пишут также The Financial Times и Der Spiegel. Журналистам стало известно, что Magna планирует уволить на предприятиях Opel в Германии 1,1 тыс. административных служащих и 3 тыс. рабочих.

Когда консорциум сражался за право купить Opel с бельгийской инвестгруппой RHJ, озвучивались иные цифры — речь шла о сокращении 11 тысяч 600 рабочих мест по всей Европе (из 50 000 сотрудников Opel) и возможном закрытии заводов в Бельгии и Британии. На этих условиях консорциум брался вывести компанию на уровень безубыточности к 2011 г. При этом в Германии планировалось уволить лишь 3 тысячи человек. Именно обещания сокращать по минимуму сотрудников концерна в Германии послужило одним из главных аргументов при выборе в пользу триады Magna-«Сбербанк»-ГАЗ.

Станет ли «Сбербанк» спонсором?

Явно недружественная по отношению к консорциуму позиция Дирка Пфайля возмущает статс-секретаря министерства финансов федеральной земли Гессен Томаса Шефера, который является членом рабочей группы федерального правительства по Opel. «Из гарантий на общую сумму 4,5 миллиарда евро 600 миллионов вовсе не будут отправлены в Россию, — возражает он в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. — Инвестиции в России в размере 570 млн евро уравновешиваются 400 млн евро прибыли. Что касается остальных 170 млн евро, то переговоры об их защите еще не закончены». Он также полемизирует с Пфайлем касательно утечки технологий в Россию, напоминая, что в договорах подчеркивается, что передача технологий Opel возможна лишь с согласия GM.

С другой стороны, если консорциум не получит доступа к технологиям, сделка для России вообще теряет смысл. И не только для России, кстати. План канадской Magna состоял в том, чтобы собирать на заводах группы ГАЗ и, возможно, предприятии GM в Петербурге новые модели на платформах Opel и обладать правом их сбыта. Да и второй участник консорциума — «Сбербанк» — неоднократно заявлял, что не хочет быть просто долгосрочным инвестором Opel.

Есть и иные препятствия. Как пишет «Ъ» со ссылкой на немецкую деловую газету Handelsblatt, GM намерен выдвинуть покупателям новые условия. Во-первых, концерн хочет получить право приоритетного выкупа акций Opel у Magna или «Сбербанка». Во-вторых, американский холдинг, у которого после завершения сделки останется 35% акций Opel, претендует на то, чтобы занять не менее четырех мест в правлении Opel, включающем восемь человек. И, наконец, в-третьих, GM хочет контролировать разработку новых моделей и их продажи. Все эти условия вызовут у консорциума как минимум раздражение. А поскольку время еще есть — сделка должна быть закрыта до 30 ноября — не исключено, что стороны и вовсе передумают ее заключать.

0 коммент.:

Отправить комментарий