13.10.2009
Китайцам отдать нельзя освоить
Автор: Александр СЕРГЕЕВ
Москва и Пекин заключили соглашения, по которым Дальний Восток и Восточная Сибирь станут сырьевой базой для Поднебесной. Эксперты говорят, что это неминуемо обернется массовым заселением регионов китайскими мигрантами.
More...
На очереди – Казахстан, испытывающий схожие с Россией проблемы – огромные территории при минимуме собственного населения.
23 сентября в рамках Генассамблеи ООН в Нью-Йорке президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали вполне исторический документ — программу сотрудничества на 2009—2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Как сообщает газета «Ведомости», он включает в себя 205 ключевых совместных проектов в приграничных регионах двух стран. Общий смысл документа заключается в том, что китайцы построят на северо-востоке своей страны производства, на которых будет использоваться дальневосточное и восточносибирское сырье. Как пишут «Ведомости», Россия отдаст в совместную разработку свои месторождения каменного угля, железной руды, драгоценных металлов, апатитов и молибдена. Китайцы же наладят у себя производство олова, свинца, мебели, огнезащитных дверей, различной техники, медных листов и кирпича.
Недра — в довесок
Эта история, впрочем, началась намного раньше. Весной 2006 года в КНР состоялся российско-китайский экономический форум с участием тогда еще президента России Владимира Путина. На форуме обсуждались четыре основных направления сотрудничества Москвы и Пекина — торговля машинно-технической продукцией, банковско-финансовая сфера, сотрудничество в области информационных технологий и, самое главное — совместные проекты в области энергетики. В числе прочих соглашений был подписан протокол о поставках газа в Китай. Они должны были начаться в 2011 году. К тому времени КНР должна построить газопровод мощностью 30 млрд куб.м из Западной Сибири, а в перспективе планировался и восточный газопровод, частично повторяющий маршрут нефтепровода ВСТО. Однако стороны не договорились о цене, и стройки до сих пор не начаты.
«Камнем преткновения в переговорах, ведущихся с 2006 года, стала формула цены на газ. Пекин пытался добиться минимальных цен на российский газ, отказываясь привязывать их к нефтяным котировкам. Москва, в свою очередь, была не намерена продавать газ дешевле, чем европейским потребителям», — рассказывает «Республике» директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. По его словам, Китай является одним из самых перспективных рынков для сбыта российского газа. «Близость крупных российских газовых месторождений к китайским границам, отсутствие транзитных государств, скромные газовые запасы в Китае вкупе с высоким уровнем спроса делают сотрудничество России и Китая по газовому вопросу весьма перспективным», — подчеркивает эксперт.
Тогда договориться не удалось, но это не значит, что переговоры были свернуты. Очередное тому доказательство — официальный визит теперь уже российского премьера Владимира Путина в Китай 12—14 октября 2009 года. Очевидно, разговор вновь коснется цен на газ. «Возможно, что договориться о цене удастся за счет привлечения китайских инвестиций в освоение российских месторождений», — считает Александр Шток.
Проще говоря, китайцы не соглашались покупать сырье по цене «Газпрома», и Москва, чтобы их уговорить, предложила Пекину разрабатывать российские месторождения. А если еще проще, Россия в очередной раз стала сырьевым придатком, но теперь уже для Китая. Впрочем, учитывая возрастающую роль КНР на мировой арене, в этом возможно усмотреть даже некоторый прогресс.
Таможенные коридоры могут не выдержать
Понятно, что дело не только в цене на газ. 205 проектов были бы слишком дорогой ценой за заключение газового соглашения. Проблема в том, что Китай для Восточной Сибири и Дальнего Востока — единственный, по сути дела, спасательный круг. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на директора Центра стратегических исследований Китая профессора Алексея Маслова, организовать производства на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири чрезвычайно сложно: в регионе сейчас живет 3,5—4 млн человек, включая женщин, детей и стариков. «При такой численности найти 500—600 тыс. человек трудоспособного возраста, которые смогут регион прокормить, очень сложно», — говорит эксперт. По его мнению, именно по этой причине российско-китайское сотрудничество в ближайшие 10 лет будет строиться как раз по принципу «наше сырье — ваши технологии».
«В этом регионе налицо все признаки депопуляции, — соглашается с ним гендиректор ИАЦ МГУ политолог Алексей Власов. — У России попросту не хватит населения для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование этих территорий. И если срочно что-нибудь не предпринять, регион превратится в огромное безлюдное пространство с небольшими анклавами. Это футуристический прогноз, но он вполне реален». По словам Власова, другой возможности у России решить такую проблему нет. «Мы не можем развернуть там комсомольские стройки как в 70-е годы и не в силах поднимать этот регион вахтовым способом», — поделился с «Республикой» эксперт.
А вот по мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, выход у России есть. «Вместо совместных проектов по освоению ресурсов, делающих Россию китайским сырьевым придатком, нам нужно строить на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири обрабатывающие производства. Это сулит некоторые геополитические риски, связанные с массовым заселением китайцев, но их можно минимизировать», — сказал «Республике» аналитик.
Алексей Власов из ИАЦ МГУ согласен с тем, что такого рода риски вполне реальны. «Мой прогноз — в ближайшие 15—20 лет численность китайского населения в этом регионе резко увеличится, хотим мы этого или нет. Но дальше все будет зависеть от того, в какой степени государство сохранит управляемость этих территорий. В конечном счете, если управляемость будет сохранена, не так уж и важно, кто платит налоги», — рассказал политолог.
Как пишут «Ведомости», китайцы не против такого варианта развития событий. Они, в частности, согласны на предложение России строить на ее территории деревообрабатывающие заводы, но при условии, что на этих предприятиях будут работать китайские рабочие. Мало того, китайцы даже предлагают создать специальные таможенные коридоры и облегчить получение годовых виз и их пролонгацию, чтобы вечером рабочие предприятий смогли спокойно возвращаться к себе домой в Китай.
Но если имеешь дело с китайцами, особенно важно помнить поговорку о бесплатном сыре, который бывает, как известно, только в мышеловках. Игорь Николаев из ФБК сомневается, что сотрудничество России с КНР возможно на паритетной основе. По его словам, сегодня Россия и Китай — это два разных мира. Так, по итогам II квартала 2009 года, ВВП КНР вырос на 7,9%, а России, напротив, упал на 10,9%. Так что ни о каком равновесии речи быть не может.
Кстати, прогноз Власова по поводу увеличения численности китайского населения актуален не только для России. «У Казахстана в какой-то степени близкие проблемы, — говорит эксперт. — Огромная территория и малая численность населения. Правда, Россия уже не способна поддерживать на своей территории необходимый демографический и миграционный баланс, а Казахстан пока это делает». Но, возможно, в данном случае «пока» — это ключевое слово. В последнее время Казахстан связан с Китаем множеством проектов. А как показывает практика, совместные проекты с Китаем неминуемо оборачиваются миграцией китайского населения. Что, в общем, понятно — надо же им куда-то мигрировать.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий