23.10.2009
Над Казахстаном закружили «ястребы»
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
После того как суды оставили в силе приговоры правозащитнику Жовтису и редактору Есергепову, несмотря на нарушения в ходе первых судебных процессов, вряд ли у кого в Казахстане остались сомнения, что к власти в стране пришли «ястребы».
More...
Остается только понять их персональный состав, план действий и до какого предела они могут дойти.
Расспросив казахстанских политологов и проведя своего рода экспертный опрос в гражданском обществе, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день в «Ак орде» доминирует троица: Карим Масимов — Тимур Кулибаев — Григорий Марченко и примкнувшие к ним Аслан Мусин и Амангельды Шабдарбаев. Именно их, кстати, чаще всего поминают и наши источники из Астаны, когда пересказывают нам последние известия из коридоров власти.
Причем наши источники утверждают, что первые трое определяют общую стратегию и тактику, непосредственно руководят борьбой с Аблязовым и контролируют дело Джакишева, а два последних занимаются всем остальным, включая борьбу с «Республикой», осуждение Жовтиса и Есергепова и прочие дела с политической составляющей.
Бытие определяет сознание
Удивительное заключается в том, что члены правящего триумвирата ни по отдельности, ни в совокупности раньше не числились в «ястребах».
Если вспомнить недалекое прошлое, то Тимур Кулибаев выглядел «душечкой» по сравнению с другими родственниками Назарбаева. Карим Масимов, особенно первые месяцы своего премьерства, воспринимался как удачливый предприниматель и грамотный госменеджер. Про Григория Марченко вообще молчим - он имел вполне оправданную репутацию неудобного человека, но профессионала и никогда, даже в самых критически настроенных по отношению к нему мнениях, не подозревался в «ястребиных» повадках.
Спрашивается, куда все это подевалось?
Поскольку члены правящего триумвирата не были в прошлом «ястребами», но сегодня проводят откровенно «ястребиную» политику, то единственным разумным объяснением этому является то, что бытие определяет сознание. Видимо, ситуация в Казахстане ухудшается с такой быстротой и неотвратимостью, что в Астане принято решение натянуть вожжи как можно сильнее. Чтобы, не дай бог, народ не понес и не скинул власть на каком-нибудь повороте истории.
Нас могут упрекнуть в наведении тени на плетень, тем более что, по словам того же Масимова, правительство под мудрым руководством Назарбаева успешно справляется с кризисом. Но давайте внимательно разберемся в ситуации.
Да, социальные расходы госбюджета пока не урезаются, но объем розничного товарооборота в стране упал заметно — люди стали меньше покупать, потому что им приходится экономить.
Правительство отказалось от части субвенций из Национального фонда, но, чтобы не допустить роста бюджетного дефицита, не стало понижать ставку корпоративного подоходного налога для бизнеса, как обещало ранее.
С 1 января следующего года будут повышены пенсии и социальные пособия, но повышение зарплат бюджетникам отложено на середину года. Повсеместно растут тарифы на электроэнергию, тепло, коммунальные услуги. Про безобразие с бензином вообще молчим — оно говорит само за себя.
Большой урожай зерновых стал не радостью, а проблемой, в том числе и потому, что в прошлом году весной Масимов ввел запрет на экспорт зерна и теперь складские остатки давят на рынок и делают отрасль убыточной.
Правительство вроде помогает дольщикам, но общественные движения последних — одни из самых активных в стране. И так сплошь и рядом: если даже что-то сделано госорганами не на словах, все равно положительное перекрывается или перечеркивается чем-то отрицательным.
И что сильно заметно - происходит дезорганизация, ослабление госаппарата. Это выражается не только в том, что заверениям и планам правительства, в том числе в области индустриально-инновационного развития, не верят ни бизнесмены, ни эксперты, ни гражданское общество, но и в том, что правоохранительные органы воюют уже не только с гражданами, но и между собой, коррупция продолжает процветать, а эффективность и качество госуслуг ниже всякой критики.
Но самые заметные изменения происходят в области внутренней политики. И выражаются они не столько в усилении оппозиции, сколько в ослаблении власти, падении ее престижа и активизации протестных настроений в обществе.
Три +два = «ястребы»
Теперь о том, почему это происходит. Можем высказать предположение.
Во‑первых, экономический и финансовый кризис резко сократил «кормовую базу» в стране. Доходов, как теневых, так и официальных, стало не хватать, и элитные группы влияния оказались вынуждеными бороться за сохранение своего статус-кво.
Конечно, внутриэлитная борьба была всегда, но сейчас она ужесточается и обостряется необходимостью уже не столько продвигать свои интересы или защищать их, а просто выживать экономически, разрушая попутно госвертикаль власти.
Во‑вторых, за последнее время окружение Назарбаева как эпицентра власти в стране заметно сузилось, из него был вытеснен или отодвинут ряд групп: некоторые навсегда, другие — на время. В результате у власти оказались триумвират в лице Масимова — Кулибаева — Марченко и примкнувшие к ним Мусин и Шабдарбаев.
Но чтобы сохранить свое приоритетное место, этой элитной группе нужно приподняться, возвыситься над конкурентами, вынудить оппонентов признать свое превосходство. Сделать это можно только одним способом - репрессиями, поскольку убеждения здесь бесполезны, а договариваться в Казахстане традиционно не любят и, похоже, не умеют.
То есть именно временщики, находящиеся у руля государства, заинтересованы в разворачивании репрессий против своих политических конкурентов. А заодно против гражданского общества и всех общественно-политических сил, способных оказать сопротивление, если вдруг на повестку дня встанет вопрос о передаче или наследовании верховной власти в Казахстане.
И именно поэтому эти репрессии приняли такой широкий, негибкий, демонстративный характер — таким образом казахстанцев приучают, что в суд могут отвести за руку любого — не только Нурсултан Абишевич, но и Карим Кажимканович, Тимур Аскарович и Григорий Александрович, а также другие члены этой элитной группы.
Логика выживания
К сожалению, мы уже не сомневаемся: все, происходящее в Казахстане за последний год, — это не ошибки отдельных чиновников, не случайное злоупотребление властью, не эксцессы исполнителей, а продуманная, организованная, спланированная кампания по запугиванию гражданского общества.
Зачем? Поясним на примере. Случайно или нет, но сообщение об условно-досрочном освобождении Жаксыбека Кулекеева появилось в тот же день, 20 октября, когда Алматинский областной суд объявил, что приговор Евгению Жовтису остался без изменений. И это весьма символично. Ведь оба судебных процесса получились громкими, вина подсудимых доказана следствием не была, справедливость приговоров подвергалась и подвергается жесткой критике со стороны общественности, которая откровенно сочувствует и Кулекееву, и Жовтису.
Но первый, получив три года лишения свободы за то, что сотням других высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров нацкомпаний сходит с рук, замолчал, тихо отсидел полсрока и теперь вышел на свободу. И, похоже, именно это — наше молчание — нужно вышеупомянутому триумвирату, чтобы мы все склонили головы и молча принимали то, что нам скажут.
Теперь понятно, почему Масимов — Кулибаев — Марченко стали «ястребами»? Потому что этого требует политическая логика выживания, без этого их просто сожрут. Но самое страшное в другом: чтобы сместить уже этот, нынешний, триумвират, его конкурентам нужно проводить еще более «ястребиную политику». В результате такой эскалации Казахстан очень быстро может сравняться с Туркменистаном и Узбекистаном в области политических репрессий.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий