15.10.2009

Станет все «по-брежнему»!


Автор: Алексей БАНЦИКИН

Тихо и скромно руководство АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» отметило год со дня своего рождения – это событие не запомнится грандиозным «а-ля фуршетом» с реками шампанского, нарядными юртами и выступлениями звезд зарубежной эстрады.
More...
Праздничному шоу руководство фонда предпочло торжественное собрание, напоминавшее, скорее, заседание партактива брежневских времен. Но в память народную этот момент все же неизгладимо врезался. Еще бы! Впервые премьер-министр республики Карим Масимов на всю страну заявил, что уж теперь-то кабмин в своей деятельности наконец-то будет руководствоваться анализом макроэкономической ситуации. Чем же наше правительство руководствовалось до сих пор, непонятно.

Торжества проводили не в офисе «Самрук-Казыны», а в здании его корпоративной «дочки». Большую часть полупустого холодного зала населили журналисты и сотрудники компаний, входящих в холдинг. Из приглашенных лиц были лишь депутаты парламента и ряд незначительных сотрудников министерств. Свой праздничный спич премьер начал с календарного наблюдения.

Будет кризис? Мы поспорим и поборемся мы с ним!

- Год пролетел достаточно быстро — я сегодня главе государства докладывал, — заявил Карим Масимов. Невольно возникло впечатление, что президент весь год почивал в анабиозе и очнулся лишь для того, чтобы принять г-на Масимова. Но то, что прозвучало дальше, воспринималось не менее фантастично и загадочно!

- Можно сказать, что создание фонда стало эффективным ответом на глобальные вызовы, которые стояли перед нашей страной в тот период, — в этом месте премьер предался воспоминаниям. — Времени на раскачку в тот период не было: набирал силу глобальный финансовый экономический кризис. Я считаю, что фонд как главный оператор государственной антикризисной программы в целом справляется со своими поставленными задачами.

Здесь премьер обнаружил уникальные провалы памяти. Во-первых, год назад кризис не «набирал силу», а уже вовсю ломал и гнул экономику развитых стран. Во-вторых, возникает неясность, какие задачи все это время решал фонд — «свои» или «поставленные»?

Эффективность работы фонда и правительства премьер проиллюстрировал яркими цифрами. С начала этого года объем депозитов в банках страны вырос почти на 20 процентов. При этом премьер отметил, что «это важный показатель, в том числе, доверия населения к банковской системе». Объем кредитования экономики за 9 месяцев года увеличился на 9 процентов (то есть с ежемесячным ростом в 1 процент).

- Нам удалось не допустить краха экономической системы и массовых банкротств предприятий, — резюмировал достижения Карим Масимов. — Если вспомнить осень прошлого года и начало этого года: слухи о прошлых проблемах стояли более чем сильные и настроение было не такое уж и благостное, очень много было скепсиса. Много было людей, которым даже было выгодно, чтобы мы ушли в какую-то «спираль», чтобы у нас возникали проблемы — безработица росла бы высокими темпами, предприятия останавливались, банковская система рухнула. Многие хотели на этом подыграть, сыграть на настроениях населения. К счастью, этого не произошло, и во многом это благодаря тому, что глава государства вовремя предусмотрел разные вещи.

«Разные вещи», пояснил премьер, это Национальный фонд, куда «про черный день» складировались нефтяные сверхдоходы. Эта тема дала возможность еще раз порассуждать о мудрости руководства страны. Далее глава правительства целых десять минут отвел анализу двух трудов Нурсултана Назарбаева — «Ключи от кризиса» и «Пятый путь». Правда, к застойной лексике 70-х годов наш премьер не привык, и потому его комплименты Назарбаеву звучали довольно неуклюже. Возносить осанну премьер начал с легкой критики оппонентов и завершил «мнением мирового сообщества».

- Сегодня, на фоне текущего кризиса, многие известные экономисты и даже очень известные, и даже наши внутренние экономисты, и даже наши оппоненты делают разные «теории» о негативных последствиях, — заявил глава кабмина. — Однако большинство из них сходится во мнении, что глобальная экономическая и финансовая архитектура нуждается в специальной реконструкции... Многие эти вопросы были озвучены главой государства в начале этого года, в его трудах «Ключи от кризиса» и «Пятый путь». Они широко обсуждаются в мировом политическом сообществе. Вопросы о резервной валюте, которые были высказаны в статье «Ключи от кризиса», только впоследствии были подхвачены известными политиками — и в частности, несколько идей, которые на момент высказывания не воспринимались, а сейчас об этом говорят в общеупотребительной практике. Я думаю, нужно немного времени, чтобы мы увидели конкретное воплощение этих задач... В частности, главой государства предложено объединить усилия нескольких стран по разработке введения в обращение наднациональной расчетно-платежной единицы, а впоследствии — валюты принципиально нового класса. Думаю, что ни у одного экономиста не вызывает сомнения своевременность и тщательная выверенность этой идеи.

Глава правительства отметил, что страны, входящие в ШОС и ЕврАзЭс, «принципиально согласились с тем, что в стратегической перспективе необходимо двигаться по данному пути». По его словам, это решение продиктовано «необходимостью освободить свои экономики от привязки к любой национальной валюте, обеспечив независимость от политического курса какой-то одной страны, и оградить свои страны от разрушительных кризисов».

Между тем, Кариму Масимову как экономисту должно быть известно, что в авторы идеи о наднациональной расчетной единице можно записать не одного Назарбаева. Это станет особенно ясно, если вспомнить обстоятельства ухода Аллана Гринспена с поста руководителя Федерального резервного фонда США и его скупые публичные прогнозы о дальнейшей судьбе доллара. Но долг убежденного «нур-отановца» и аппаратная выучка заставляют и его вплетать свой голос в хор безудержного восхваления глобальных экономических трудов президента. В советское время так нахваливали «Целину» и «Малую землю».

Универсальный рецепт от Масимова

Но далее в речи премьера прозвучало уже нечто совсем новое. Еще год назад руководство страны категорически отвергало применимость самого понятия «кризис» к казахстанской экономике, до последнего ожидая отмашки из «Ак орды». Но как только было получено высочайшее разрешение на употребление экономического термина, правительство окончательно утвердилось в хрестоматийном мнении, что кризис является неизбежным фактором любого развития.

- Поскольку мы выбрали путь рыночной экономики, мы должны понимать, что кризисы и роль их в национальной экономике неизбежны, — заявил Карим Масимов. — Они могут быть более сильными, они могут быть менее сильными. Они могут ударить с той стороны, с которой они совершенно не ожидаются... Другой вопрос, что в период роста мы должны так себя подготовить, чтобы к следующему кризису иметь возможность смягчить его последствия.

Универсальным рецептом «смягчения», по мнению премьера, станет «увеличение роли и участия государства в экономическом процессе», поскольку «ставка только на рыночные механизмы саморегулирования в ряде сфер себя не оправдала». Карим Масимов отметил, что многие развитые страны были вынуждены использовать «фискальные инструменты для минимизации последствий глобального кризиса». От мирового опыта премьер перешел к казахстанскому будущему.

- На волне десятилетнего периода бурного роста экономики и благоприятной рыночной конъюнктуры на основные экспортные позиции Казахстана, к сожалению, не было уделено должного внимания состоянию макроэкономических индикаторов, и они находились вне равновесия, — заявил премьер-министр. — Мы должны учитывать обширный мировой опыт при построении государственной экономической политики в посткризисный период. Необходимо построить систему, основанную на тщательном макроэкономическом анализе, когда при нарушении установленных параметров равновесия правительство и финансовые регуляторы будут занимать активную экономическую позицию.

Заявление это, вероятно, нелегко далось Кариму Масимову. Ведь, по существу, премьер явно сожалеет, что в оценке экономических рисков, стоящих перед страной, кабмин опирался не на анализ текущего состояния изменчивой мировой экономики, а лишь на «внутристрановые» показатели и котировки международных сырьевых бирж, свидетельствующих о высокой конъюнктуре цен на сырье. И лишь сейчас, когда кризис породил море разорившихся хозяйств и предприятий, тяжело ударил по банкам, бюджету и Нацфонду, правительство решило занять «активную позицию». Закономерен вопрос: а в какой позиции кабмин находился ранее? Не означает ли это, что Карим Масимов в завуалированной форме признал поражение и банкротство казахстанского государственного топ-менеджмента в предкризисный период?

Платить больше нечем — ищите инвестиции!

Далее премьер развернул тему «активной позиции» применительно к дальнейшей работе фонда «Самрук-Казына».

- Пока еще рано говорить об окончательном преодолении кризиса, — предостерег Масимов от излишних иллюзий. — Однако уже сегодня, наряду с оперативными мерами по обновлению экономики, необходимо задуматься над стратегией выхода из кризиса. Фонду «Самрук-Казына» необходимо переключить акцент с выполнения оперативных действий к выполнению своей главной миссии — содействию диверсификации экономики и развитию принципов корпоративного управления.

Вот так ненавязчиво глава правительства напомнил всем, зачем все-таки был создан холдинг, руководство которого в последнее время увлеклось распределением траншей из Национального фонда. Благотворный источник его оскудевает, следовательно — ищите деньги в карманах иностранных благодетелей!

- Необходимо пересмотреть подходы к привлечению иностранных инвестиций, — заявил Карим Масимов. — Экономике крайне необходим приток свежей крови в виде инвестиций и передовых технологий! Те наработки, которые в последнее время делались по привлечению инвестиций — во время визита президента Франции, наработки привлечения инвестиций из Китая, Эмиратов и так далее, — их останавливать нельзя! Постоянно вести работу с соответствующими министерствами. Нужно занять проактивную позицию, работать индивидуально с каждым директором. В условиях кризиса государство является основным инвестором, однако в дальнейшем нам нужно искать новые источники развития. В условиях кризиса это было нормально, необходимо, другого пути у нас не было, но нужно двигаться дальше. И в следующем году одним из основных показателей оценки деятельности фонда будет объем привлечения иностранных инвестиций.

Другой задачей «Самрук-Казыны» определено развитие несырьевого сектора экономики. По мнению премьера, «фонд, с одной стороны, должен оказывать поддержку частным инициативам, с другой — стать генератором новых бизнес-идей и предлагать их для реализации частному сектору». А вот в деле поддержки малого и среднего бизнеса наступает переломный момент.

- В кризисных условиях выделялись значительные государственные ресурсы на поддержку деятельности малого и среднего бизнеса, но самое время перейти от поддержки функционирования к поддержке развития. При этом широко применять меры нефинансовой поддержки, — указал Карим Масимов.

Таким образом, прозвучало четкое указание: вбрасывания бюджетных средств на поддержку жизненного цикла малых и средних предприятий ожидать уже не стоит. Пусть сами выкручиваются, не маленькие. Правда, здесь премьер как-то вскользь заметил о неких правительственных наработках по возможной передаче средств фонда «Даму» в управление «Альянс Банку».

И, наконец, еще одна задача руководству фонда — продолжать работу по улучшению корпоративного управления, о чем в период кризиса порядком подзабыли. Говоря об этом, премьер обратил внимание на главный принцип: «Любая государственная компания должна управляться на тех же принципах, что и публичная».

В заключение своей речи премьер вновь упомянул о кризисе и новой, опережающей тактике правительства.

- Кризисные времена проходят, и нам необходимо перестраивать работу от оперативного реагирования к стратегическому планированию, — заметил г-н Масимов. — В будущем только так можно обеспечить устойчивое развитие Казахстана в посткризисную эру. Это касается не только «Самрук-Казыны», это касается в целом и работы правительства. Тот пожар, который разгорелся начиная с 2007-го года, дымил-дымил весь 2008 год! А после 2008 года уже во всем мире разразился такой пожар, что нам нужно было срочно наши «больные участки» где-то вырезать, где-то оперативно принять меры. Я думаю, результаты по итогам осени 2009 года налицо — болевые точки предотвращены. Но проблема, которая лежат внутри всей мировой финансовой системы, в том числе и нашей страны, — она еще не решена.

Посевы и всходы антикризисной программы

Отчет председателя правления фонда «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова был выдержан в приподнято-оптимистическом духе. В некоторые моменты, когда речь заходила о какой-то особо яркой цифири показателей, его голос срывался на восторженный дискант. У непредвзятого наблюдателя, отвыкшего от лозунговой советской лексики, могло сложиться мнение, что он присутствует на премьере гоголевского «Ревизора»: «И все курьеры, курьеры! Двадцать тысяч одних курьеров!»

Особых поводов восторгаться, прямо скажем, нет. Как говорится, не все взошло, что посеяно. Позиции добычи, переработки и транспортировки нефти — основного экспортного сырья Казахстана, — в лучшем случае, остались на уровне прежнего года. На железной дороге на 12 процентов упали показатели грузооборота, что вряд ли позитивно характеризует активность транзитной и внутренней торговли.

Из всех «прорывных» проектов, по существу, реализован только один: совместно с «Дженерал электрикс» в Астане построен завод по выпуску локомотивов. Накануне празднования Дня столицы пустую, не укомплектованную оборудованием, коробку завода торжественно продемонстрировали президенту страны. Но, насколько известно, ни один локомотив пока еще не сошел «со стапелей» этого предприятия. Прогресс наметился в приобретении активов «Мангыстаумунайгаза», но сделка еще не завершена. То же самое касается поддержки долевого строительства: «достройка» 35 тысяч квартир для 20 тысяч дольщиков, на которую уже выделено 240 млрд тенге, вновь откладывается на 2010—2011 годы. Все остальное — в планах, которых, как известно, громадье.

Кайрат Келимбетов не преминул похвастаться успехами кредитования малого и среднего бизнеса: благодаря привлечению средств Фонда стрессовых активов предполагается снизить ставку кредитования с 12,5 до 8 процентов годовых.

- Таких ставок не было даже до кризиса! — сияя ликом, воскликнул предправления фонда.

Одно плохо: к тому времени, когда это сбудется, кредитовать будет уже некого. Цифры множились, как лабораторные мышата, клонированные зловредными генетиками. И за их частоколом уже невозможно было понять: какова же результативность выделенных из Нацфонда 3 трлн 458 млрд тенге?

- Для тех, кому привычно оценивать в долларах — это порядка 3 млрд долларов, что сопоставимо с годовым республиканским бюджетом, — пояснил собравшимся Кайрат Келимбетов.

Впрочем, истинное отношение к делу и цифрам предправления «Самрук-Казыны» высказал на итоговой пресс-конференции.

- Мы отвечаем только за «зеленую» часть антикризисной программы, — заявил глава фонда журналистам. — То есть, чтобы не было недопонимания: мы не отвечаем в целом за банковскую систему, мы не отвечаем за весь малый и средний бизнес, мы не отвечаем за весь индустриальный сектор. Но за ту часть, кому мы должны были донести деньги — мы отвечаем.

Также глава «Самрук-Казыны» долго и пространно объяснял журналистам все выгоды арендного жилья. Новый инструмент фонда основан на выкупе части квартир в строящихся домах и последующей сдаче их в долгосрочную аренду населению. Часть денег, полученных в результате этой операции, Кайрат Келимбетов надеется с течением времени вернуть в Нацфонд. По его словам, первый «доходный дом» будет сдан уже в ноябре, и журналистам стоит подавать свои заявки в Фонд недвижимости, образованный при «Самрук-Казына». Это, пожалуй, единственный проект, который предправления намерен довести до конца, и единственный осязаемый результат его годовой работы.

0 коммент.:

Отправить комментарий