16.11.2009

Казахская нефть под китайским прессом


Автор: Дулат ТАСЫМОВ

Казахстан вынужден брать китайские кредиты, отдавая взамен активы в нефтегазовой отрасли, потому что правительство страны оказалось недееспособным в условиях мирового кризиса, считает эксперт ОО «Центр анализа и прогнозирования» Малик Исабеков. 

- Малик Абдимирович, какие у вас есть основания говорить о китайском «наступлении» на казахстанскую нефть?

- Позиции китайских компаний на казахстанском нефтяном рынке и раньше были неплохими. По некоторым данным, на их долю приходится 20% нефтяной отрасли Казахстана. И в прошлом году ими было добыто свыше 15 миллионов тонн казахстанской нефти.

- А сейчас положение изменилось?

- Да, 2009 год можно смело назвать годом Китая в Казахстане. В апреле глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе своего визита в Поднебесную договорился о выделении нашей стране кредита в размере $10 миллиардов. Позже стало ясно, что согласно условиям кредита больше трети — $3,5 миллиарда — этих денег будут осваивать сами же китайцы при реализации нефтехимических проектов.

Недавно, как известно, был подписан контракт на $1 миллиард по строительству установок для производства ароматических углеводородов на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе между АНПЗ и китайской национальной компанией «Синопек Инжиниринг». До этого Китайский государственный фонд China Investment Corp (CIC) объявил о покупке 11% АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД «КМГ») за $939 миллионов. Я полагаю, что эта сделка была одобрена Астаной, хотя и считается, что акции были приобретены на фондовой бирже.

- АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» на сегодняшний день располагает нефтяными запасами в 240 миллионов тонн. Кроме того, предполагается бурение на перспективном участке Р-9, который уже называют «вторым Тенгизом». Несмотря на это, правительство охотно делится правами на эту компанию. Неужели у нас так плохо с наличностью? Почему правительство так лояльно по отношению к китайским национальным компаниям?

- А потому, что Масимов и его коллеги показали, что как антикризисное правительство они несостоятельны! Они не могут принимать оперативные решения в условиях кризиса. На словах — одно, на деле — совсем другое. К примеру, взять те же обещания повысить зарплату бюджетникам, а потом отказаться от этого...

- Почему же правительство не отправят в отставку?

- Думаю, президент Назарбаев в курсе профессиональных способностей премьера. Но выживать надо сегодня. Поэтому в краткосрочном периоде китайские инвестиции — это своего рода «подушка безопасности» на случай второй волны кризиса.

- Других «подушек» не осталось?

- От услуг Международного валютного фонда (МВФ) Казахстан публично отказался. Дело в том, что МВФ выдвигает достаточно жесткие условия, в частности требует проведения структурных изменений и сокращения госаппарата. Китай же таких условий не выдвигает.

- Но почему во всем мире так боятся китайских компаний? Ведь тот же американский «Шеврон» или «ЭкссонМобил» имеют в Казахстане не меньше нефтяной собственности.

- А потому, что китайские компании, которые приходят сюда, это государственные компании. Для «Шеврона» основополагающим, решающим фактором является прибыль. А для китайских компаний — это мощнейший геополитический ресурс. Пробиваясь в состав РД «КМГ», национальной компании, в которой сосредоточены рычаги воздействия на нефтяную политику Казахстана, китайцы думают не только о сегодняшних прибылях, но и долгосрочных, надежных поставках энергоносителей в Поднебесную. Участвуя в формировании нефтяной политики Казахстана, а это не исключено в будущем, Китай сможет контролировать эту самую политику.

- И как такие далеко идущие цели отражаются на действиях китайцев в Казахстане?

- В этом году я участвовал в качестве консультанта мажоритарных акционеров в общем собрании акционеров «CNPC-Актобемунайгаз». Во время собрания на голосование ставились вопросы, прописанные в Законе РК «Об акционерных обществах». Точнее, о праве доступа к информации акционеров. Учитывая подавляющее большинство акций у китайцев, они проголосовали против положений закона. Я заметил, что здесь не парламент и законы надо не обсуждать, а выполнять. Но руководство компании даже не обратило на это внимания...

- То есть китайцы уже ведут себя по-хозяйски?

- Китайцы, манипулируя ценами на акции, постепенно выкупали их у нуждающихся работников «CNPC-Актобемунайгаз». Затем все оборудование на предприятии было заменено с российского на китайское, которое является несколько ухудшенной копией американского. Комплектующие и запасные части, естественно, также китайского производства. Мало того, руководителями обслуживания этого оборудования являются китайцы.

- А как же закон о «казахстанском содержании»?

- Обходят! Например, в области зарегистрировано несколько казахстанско-китайских совместных предприятий, которые и позволяют обойти эти препятствия.

- Чем же грозит стране такое наступление? Как нынешний передел имущества отразится на будущем казахстанской нефтянки?

- Сегодня Китай обладает колоссальными финансовыми ресурсами. Во внешнеэкономической нефтяной стратегии игроками выступают государственные компании, которые опираются на финансовую и политическую мощь государства. Государство берет на себя все риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Это очень важно, особенно в нефтяной сфере. Сейчас Китай охотно дает Казахстану долгосрочные крупные кредиты. Но их придется отдавать реальными активами нефтегазового сектора или сырьем, так как больше — нечем.

0 коммент.:

Отправить комментарий