09.11.2009

Политконъюнктура – во главе истории?


Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Установить памятники Жанибеку и Керею в центре мемориального комплекса «Казак елi» потребовали от властей Казахстана, как мы уже писали, общественные деятели.
More...
Впрочем, сами инициаторы кампании по восстановлению исторической справедливости не верят, что к ним прислушаются.

Недавно представители казахстанской интеллигенции обратились к президенту, депутатам и столичному акиму с призывом восстановить историческую справедливость и установить памятники первым казахским ханам Керею и Жанибеку и другим казахским батырам посреди историко-мемориального комплекса «Казак елi». Среди инициаторов открытого письма значится руководитель фонда имени Алтынбека Сарсенбаева Айдос Саримов.

- Г-н Саримов, сколько человек уже поставили свои подписи под этим письмом?

- Свои подписи, имена, фамилии и электронные адреса в поддержку нашей инициативы указали порядка 550 человек. Это за неделю. Нам продолжают писать. Кроме того, мы организовали своего рода флеш-моб. Если вы зайдете на сайт прямой линии президента, которая пройдет 13 ноября, вы увидите порядка 20—30 вопросов, которые связаны именно с ситуацией по памятникам Керею и Жанибеку.

- Если резюмировать высказывания граждан, о чем они пишут?

- Прежде всего люди выражают недовольство действиями властей, которые отрицают историю, попирают национальную гордость и историческое самосознание общества, нации. Их требование — установить памятники в центре монумента «Казак елi» или найти другое достойное место. Сейчас мы работаем с депутатским корпусом, ведем переговоры с астанинскими чиновниками. По их утверждениям, данный вопрос на самом деле вызвал определенный переполох в коридорах власти. Насколько я понимаю, сейчас происходит активное «перепихивание ответственности» за памятник.

- То есть этот вопрос не оставил равнодушным общество?

- Казахи вообще ценят свою историю. И, естественно, что такие вопросы вызывают очень большой ажиотаж. Например, представители интеллигенции возмущены до предела, до крайности. Причем большинство из тех, кто подписывал открытое письмо, — это люди довольно известные. Поэтому, думаю, был послан довольно ясный сигнал власти о том, какие вопросы волнуют казахскую нацию.

- Вы как-то обмолвились, что активность граждан вызывает определенное беспокойство некоторых структур. Каких именно структур?

- Нам трудно гадать, но были зафиксированы две большие DDoS-атаки, в результате которых наш портал выключался на четыре-пять часов. Наши хостеры утверждают, что были довольно мощные атаки, вследствие чего они вынуждены были выключать сервера и после снова включать. Я не могу сказать, кто за это ответственен, но факт есть факт.

- Вы обещали отправить соответствующее письменное обращение президенту...

- До конца недели мы будем обобщать информацию. И после того как доведем список подписантов до какого-то ровного числа, мы хотим оформить заявление и официально передать его в Астане в канцелярию Администрации президента и в парламент.

- Как вы оцениваете обещание партии власти решить вопрос с памятником? Буквально недавно они с большой помпезностью открыли монумент с барельефом своего лидера, а о том, что это место первоначально предназначалось для других исторических лиц, «забыли», но сейчас, получается, вроде как «вспомнили»...

- В моем понимании установка памятника с барельефом Назарбаева и история заказов памятников батыров и ханов проводилась в жуткой неразберихе. Это результат смеси всего — и коррупции, и разгильдяйства, и келейности, и раболепия и так далее. Это показатель качества работы людей и ответственных работников, которые занимаются политическим менеджментом и политическим планированием. Ведь даже если бы в день презентации монумента «Казак елi» открыли памятники казахским ханам и батырам в том же парке, ситуация была бы совершенно иной.

Ответственные за политическое планирование, за календарь важных политических мероприятий сейчас находятся в очень разобранном состоянии, и это, думаю, должно внушать определенную тревогу самому президенту.

- Вы настаиваете на сносе монумента с барельефом президента и замене его памятниками ханов?

- Мы не говорим, что надо сносить мемориал. Памятники казахским ханам Керею и Жанибеку должны найти достойное место в монументе «Казак елi», ведь одно другому, в принципе, не мешает. В конце концов, в Астане очень много хороших и достойных мест — имеются площади перед парламентом, перед госорганами и другие довольно оживленные перекрестки с большими пространствами, где этот памятник может быть установлен.

- Но тогда как же ваше заявление об установлении памятников в центре историко-мемориального комплекса?

- Понимаете, есть большие требования, а есть — реализм. Но даже если объективно брать, даже рядом с барельефом, думаю, можно, но вряд ли они на это пойдут. Это мое рассуждение постфактум.

- Вы обратились к Назарбаеву с тем, чтобы он наказал виновных — Масимова, Тасмагамбетова, Саудабаева и других чиновников высшего звена. Как полагаете, будет реакция?

- Это же обычное, нормальное явление. Раз идет расход государственных средств, продолжается оскорбление национального духа. Кто-то за это должен отвечать?

- Думаете, их накажут?

- Откровенно говоря, я в это слабо верю, но такое требование должно быть...

- Получается, это так называемая проверка на вшивость?

- Да, это проверка на вшивость. Насколько наша власть дееспособна, насколько она, скажем так, вплетена в национальную ткань, насколько адекватна требованиям нации. В нашей рассылке есть депутаты, которые любят иногда показать себя радетелями нации, и с некоторыми из них мы ведем разговор, даже подготовили и отправили им депутатские запросы. Посмотрим, что они будут делать. Думаю, что это будет как раз как лакмусовая бумага причастности депутатов к своему национальному духу, сопереживания этим проблемам.

- Нет ли у вас ощущения, что наша власть в угоду сиюминутным желаниям старается переписать историю, выдвинув на передний план, к примеру, не первых казахских ханов, а нынешнего главу государства?

- Вопрос здесь гораздо глубже. Это ведь не только пожелание одного человека — существует целый класс людей, который этим грешит. Конечно, во власти есть очень умные, порядочные и национально укорененные люди, но многие из тех, кто принимает сегодня решения, бывшие «совки». Это люди, которые, на мой взгляд, не укоренены вообще в историю. Они не знают своей истории, своей литературы, не считают их какой-либо ценностью — вот это трагедия.

- Манкуртизм?

- Да, манкуртизм. Вырождение, деградация политической нравственности. Такими вещами власть перечеркивает все свои действия, которые она предпринимает, скажем, в сторону поддержания национального духа. И когда люди видят как, например, открываются вещи, подобные памятнику «Казак елi», естественно, все остальное нивелируется абсолютно.

- Представители некоторых молодежных движений заявили, что если вопрос не решится, то через две недели начнутся акции протеста. Вы полагаете, эта история заставит людей выйти на улицы?

- С ребятами, которые об этом заявляли на пресс-конференции, я встречался, разговаривал. Насколько я понял, они намереваются выйти на митинг, и мы им сказали: что касается этого мероприятия, то мы будем помогать, участвовать. И еще: на следующую неделю мы готовим определенные акции, и вы о них узнаете.

0 коммент.:

Отправить комментарий