12.11.2009

Рецессии не было, но ее преодолели


Автор: Ирина СЕРГЕЕВА

Сегодня сенаторы на пленарном заседании рассматривали проект республиканского бюджета на 2010-2012 годы. Как и ожидалось, кардинальных изменений в документе не произошло. Единственное, что сделали сенаторы, – изыскали внутри бюджета дополнительные суммы и перенаправили их на соцразвитие регионов.
More...
В частности, средства в сумме 19,3 миллиарда тенге найдены сенаторами за счет уменьшения резерва правительства, затрат на обслуживание правительственного долга, финансирования политических партий и строительства и реконструкции объектов защиты от ЧС. Эти средства депутаты предлагают направить для решения региональных вопросов, в том числе, по развитию системы водоснабжения, теплоэнергетической системы, транспортной инфраструктуры и объектов образования, здравоохранения и культуры.

Со своими поправками сенаторы направили законопроект в Мажилис. Если мажилисмены согласятся с предложениями коллег, документ будет принят парламентом в целом.

Обсуждение проекта бюджета в Сенате, как и несколькими неделями ранее в Мажилисе, не было особенно бурным. Несмотря на присутствие в зале премьер-министра Карима Масимова, депутаты почему-то не стремились задавать вопросы главе правительства. Единственный вопрос прозвучал лишь от сенатора Гани Касымова, известного по прежнему депутатству (правда, в Мажилисе) своими громкими заявлениями.

Сенатор Касымов напомнил членам правительства, что поручение о повышении с 2010 года зарплат работникам бюджетной сферы на 25% президент озвучивал в тот период, когда в бюджет закладывались прогнозные цены на нефть в размере 40 долларов за баррель. И правительство в своих расчетах не могло не учитывать президентское поручение, причем с учетом всего года, а не полугодия, как это решено сделать сейчас.

- Сейчас говорят: «Денег нет». Как денег нет? — возмутился Касымов. — Вы закладывали тогда, при расчетном барреле нефти 40 долларов, и деньги были заложены. Глава государства политическую волю проявил, и ее надо выполнять. А мы сейчас говорим: «Денег нет», — при цене за баррель 70 долларов?!

Премьер-министр на это ничего не ответил. Вступился за кабмин министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, подтвердивший, что, действительно, годовой фонд оплаты труда, закладываемый в проектах финансовых документов, учитывает и предстоящие повышения. Но — ситуация была сложная, коррективы в бюджет вносились неоднократно, и потому, «с учетом изменившихся условий, с учетом того, что снизилась инфляция, такие решения экономические принимаются». Что же касается стоимости барреля нефти, то это, отметил глава Минэкономики, касается лишь поступлений в Национальный фонд, а не в бюджет.

- Глава государства принял решения, что поступления в Нацфонд временно отменяются в условиях кризиса и передаются в бюджет, — тут же возразил «забывчивому» министру экономики сенатор Касымов. — Бюджетное наполнение постоянно было!

Но на это высказывание уже никто из членов правительства отвечать не стал...

После итогового голосования слово взял премьер-министр. Поблагодарив сенаторов за оперативную и конструктивную работу, он вдруг сделал совершенно неожиданное заявление:

- Результаты первых 10 месяцев показывают, что мы, уже сейчас можно с уверенностью сказать, по итогам этого года преодолеем рецессию и выйдем на положительный результат по экономическому росту.

Заветное слово «рецессия» прозвучало громом среди ясного неба — по крайней мере, для журналистов. Пытаясь добиться правдивого ответа от чиновников, репортеры на протяжении всего года слушали оптимистичные заявления о том, что рецессии в стране нет, экономическая ситуация, по сравнению с другими государствами, у нас вполне стабильна, и вообще — мы еще всем покажем. Лишь однажды из уст министра экономики прозвучало «признаки рецессии», но заветное словосочетание, мелькнув лишь раз, словно засмущалось — и пропало, казалось, навсегда.

Потому-то слово «рецессия» стало почти подарком для въедливых и памятливых репортеров. Однако премьер, произнеся его лишь раз, причем как уже свершившийся факт, вновь переключился на «оптимистичный сценарий»:

- Мы не допустили социальной нестабильности, экономические, социальные вопросы по 2009 году были вовремя выполнены. Я думаю, что все эти результаты позволят нам, может быть, в следующем году более внимательно посмотреть на бюджет для того, чтобы выполнить соответствующие обязательства.

На этой оптимистичной ноте обсуждение проекта республиканского бюджета в Сенате завершилось. Можно предполагать, что уже на следующей неделе будет поставлена финальная точка — когда свое веское «за» скажет и Мажилис.

0 коммент.:

Отправить комментарий