На этой неделе президент провел совещание по вопросам реформирования правоохранительной системы страны, дав тем самым старт очередной реформе госаппарата.
Комичность ситуации заключается в том, что для разработки, утверждения и запуска реформы правоохранительной и судебной системы не понадобились ни высший законодательный орган в лице парламента, ни его назарбаевский дублер в лице Ассамблеи народа Казахстана.
Тем самым была еще раз продемонстрирована атавистичность этих представительных органов власти в назарбаевских условиях. Но ведь правоохранительная и судебная система не автономны, они существуют и действуют в обществе. Как можно провести качественные реформы административной структуры силами самой этой структуры? Это сродни попытке барона Мюнхаузена вытащить самого себя за волосы из болота.
Правила зазеркалья
В официальной прессе подчеркивается: цель последнего указа Нурсултана Назарбаева — сделать систему более прозрачной и гуманной, устранить дублирование функций и повысить эффективность работы правоохранительных органов.
Но в странах политического зазеркалья, подобных Казахстану, такие фразы нужно читать не слева направо, а справа налево. То есть глава государства, запуская очередную реформу, хочет в первую очередь повысить эффективность работы своих репрессивных органов, для чего пытается устранить дублирование функций. Ну а довесок про желание сделать систему более прозрачной и гуманной — это обманка для наивных и доверчивых зарубежных гостей и чиновников ОБСЕ.
Что в итоге запущенных 17 августа реформ получит страна и Нурсултан Назарбаев?
Страна, то есть мы, — ничего. В этом даже не стоит сомневаться. Несогласным предлагаем вспомнить, какие надежды возлагались на передачууголовно-исправительной системы из МВД в Минюст. И чем все закончилось? Да ничем! КУИС и казахстанские места лишения свободы как были дубликатом ада, в котором не исправляют людей, а их окончательно портят, так таковыми и остались. А может, стали еще хуже, потому что «черти» стали еще более непрофессиональными.
Назарбаев, скорее всего, тоже ничего не получит, хотя бы потому, что как были правоохранительные органы и суды заражены коррупцией и подконтрольны отдельным политическим кланам, так таковыми и останутся. В результате нового перераспределения функций и разграничения полномочий разве что произойдет перераспределение теневых денежных потоков и, соответственно, доходов. Ну и, конечно, будет много бюрократической возни, которая в нашей стране уже полностью подменила собой реальное дело.
Вряд ли выиграют от предстоящих реформ бизнесмены, которым на совещании 17 августа глава государства пообещал борьбу с рейдерством и ослабление давления правоохранительных органов. Хотя бы потому, что сегодня государство в лице высшего политического руководства само этим не брезгует, о чем свидетельствуют печальная судьба БТА и недовольство иностранных инвесторов.
В поисках отличий
С чего вообще, интересно, Назарбаев решил, что озвученные им меры будут более успешными и эффективными, чем предыдущие реформы? Ведь он сам признался, что «все предыдущие попытки реформирования не дали ожидаемого результата», а «узковедомственные интересы, желание сохранить прежний, во многих чертах еще советский порядок превалировали над общегосударственными интересами». Мы с этим полностью согласны, только прилагательное «советский» поменяли бы на прилагательное «назарбаевский».
Поэтому, даже если законодательство вдруг поменяют в сторону гуманизации, как это пообещал «лидер нации», это не означает, чточто-то изменится. Поскольку поворачивать будут те же руки, что и нынче, только немного в другой расстановке. Народный опыт на сей счет однозначно говорит — хрен редьки не слаще.
Хотякое-что наверняка изменится. Мы имеем в виду институт сделок между обвиняемыми и правосудием, который собираются с легкой руки Назарбаева внедрить в нашей стране. Это в США сделки между преступниками и прокурорами помогают экономить время, требующееся для исправления правосудия, и деньги налогоплательщиков. В Казахстане же, где признаний добиваются зачастую с помощью пыток, а инакомыслящих сажают по оговорам и провокациям, сделки станут эффективным оружием для репрессий.
Сколько человек сможет устоять перед соблазном пойти на сделку с обвинением, особенно в уголовных процессах, заказанных с самого «верха», таких как первый процесс по делу БТА и второй, готовящийся на эту осень? Когда им предложат дать нужные следователям и прокурорам показания в обмен на освобождение от наказания себя родного? И чем «сделка» назарбаевского периода истории отличается от «чистосердечного признания» сталинского времени? Особенно когда «сверху» поставлена задача упрощения и ускорения производства по уголовным делам?
Ирония процесса
В принципе, можно долго анализировать программу реформы, но цель ее и так понятна — повысить эффективность репрессивного аппарата, что в нынешних условиях является важнейшим условием самосохранения «лидера нации» у власти на третье десятилетие. Политическая и обычная логика подсказывают: это возможно только за счет дальнейшего сужения гражданских прав и свобод и подавления инакомыслия. Но вряд ли это принесет стратегический успех Назарбаеву.
Зато даст много преимуществ отдельным лицам и группам. В Астане ходят слухи, что утвержденный президентом вариант реформирования был предложен и продавлен управляющим делами главы государства Сарыбаем Калмурзаевым, которому приписывают теневой контроль над двумя из четырех правоохранительных структур страны — Министерством внутренних дел и финансовой полицией.
Действительно, МВД отдает ряд второстепенных функций другим ведомствам и тем самым сужает фронт своей ответственности, а финпол получил эксклюзивное право на расследование экономических и коррупционных преступлений, оттеснив от этой кормушки не только МВД, но и своего главного конкурента — КНБ.
Среди выигравших от реформы Назарбаева можно назвать также Марата Тажина, возглавляющего Совет безопасности. Именно этому органу президент поручил координировать, а значит, контролировать, давать поручения и оценивать деятельность правоохранительных органов.
Ирония процесса заключается в том, что, поскольку Совет безопасности является структурным подразделением Администрации главы государства, теперь вся правоохранительная система, включая Генпрокуратуру, оказывается прямо подчиненной «лидеру нации»: МВД, КНБ и АБЭКП через Совет безопасности, а Генпрокуратура — прямо президенту. То есть о независимости этих органов можно будет забыть теперь даже на бумаге.
Источник: Газета "Голос Республики" №27 (158) от 20 августа 2010 года
Правила зазеркалья
В официальной прессе подчеркивается: цель последнего указа Нурсултана Назарбаева — сделать систему более прозрачной и гуманной, устранить дублирование функций и повысить эффективность работы правоохранительных органов.
Но в странах политического зазеркалья, подобных Казахстану, такие фразы нужно читать не слева направо, а справа налево. То есть глава государства, запуская очередную реформу, хочет в первую очередь повысить эффективность работы своих репрессивных органов, для чего пытается устранить дублирование функций. Ну а довесок про желание сделать систему более прозрачной и гуманной — это обманка для наивных и доверчивых зарубежных гостей и чиновников ОБСЕ.
Что в итоге запущенных 17 августа реформ получит страна и Нурсултан Назарбаев?
Страна, то есть мы, — ничего. В этом даже не стоит сомневаться. Несогласным предлагаем вспомнить, какие надежды возлагались на передачу
Назарбаев, скорее всего, тоже ничего не получит, хотя бы потому, что как были правоохранительные органы и суды заражены коррупцией и подконтрольны отдельным политическим кланам, так таковыми и останутся. В результате нового перераспределения функций и разграничения полномочий разве что произойдет перераспределение теневых денежных потоков и, соответственно, доходов. Ну и, конечно, будет много бюрократической возни, которая в нашей стране уже полностью подменила собой реальное дело.
Вряд ли выиграют от предстоящих реформ бизнесмены, которым на совещании 17 августа глава государства пообещал борьбу с рейдерством и ослабление давления правоохранительных органов. Хотя бы потому, что сегодня государство в лице высшего политического руководства само этим не брезгует, о чем свидетельствуют печальная судьба БТА и недовольство иностранных инвесторов.
В поисках отличий
С чего вообще, интересно, Назарбаев решил, что озвученные им меры будут более успешными и эффективными, чем предыдущие реформы? Ведь он сам признался, что «все предыдущие попытки реформирования не дали ожидаемого результата», а «узковедомственные интересы, желание сохранить прежний, во многих чертах еще советский порядок превалировали над общегосударственными интересами». Мы с этим полностью согласны, только прилагательное «советский» поменяли бы на прилагательное «назарбаевский».
Поэтому, даже если законодательство вдруг поменяют в сторону гуманизации, как это пообещал «лидер нации», это не означает, что
Хотя
Сколько человек сможет устоять перед соблазном пойти на сделку с обвинением, особенно в уголовных процессах, заказанных с самого «верха», таких как первый процесс по делу БТА и второй, готовящийся на эту осень? Когда им предложат дать нужные следователям и прокурорам показания в обмен на освобождение от наказания себя родного? И чем «сделка» назарбаевского периода истории отличается от «чистосердечного признания» сталинского времени? Особенно когда «сверху» поставлена задача упрощения и ускорения производства по уголовным делам?
Ирония процесса
В принципе, можно долго анализировать программу реформы, но цель ее и так понятна — повысить эффективность репрессивного аппарата, что в нынешних условиях является важнейшим условием самосохранения «лидера нации» у власти на третье десятилетие. Политическая и обычная логика подсказывают: это возможно только за счет дальнейшего сужения гражданских прав и свобод и подавления инакомыслия. Но вряд ли это принесет стратегический успех Назарбаеву.
Зато даст много преимуществ отдельным лицам и группам. В Астане ходят слухи, что утвержденный президентом вариант реформирования был предложен и продавлен управляющим делами главы государства Сарыбаем Калмурзаевым, которому приписывают теневой контроль над двумя из четырех правоохранительных структур страны — Министерством внутренних дел и финансовой полицией.
Действительно, МВД отдает ряд второстепенных функций другим ведомствам и тем самым сужает фронт своей ответственности, а финпол получил эксклюзивное право на расследование экономических и коррупционных преступлений, оттеснив от этой кормушки не только МВД, но и своего главного конкурента — КНБ.
Среди выигравших от реформы Назарбаева можно назвать также Марата Тажина, возглавляющего Совет безопасности. Именно этому органу президент поручил координировать, а значит, контролировать, давать поручения и оценивать деятельность правоохранительных органов.
Ирония процесса заключается в том, что, поскольку Совет безопасности является структурным подразделением Администрации главы государства, теперь вся правоохранительная система, включая Генпрокуратуру, оказывается прямо подчиненной «лидеру нации»: МВД, КНБ и АБЭКП через Совет безопасности, а Генпрокуратура — прямо президенту. То есть о независимости этих органов можно будет забыть теперь даже на бумаге.
Источник: Газета "Голос Республики" №27 (158) от 20 августа 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий