Назарбаев вернул Нуртая Абыкаева на серьезную работу после того, как резко ухудшилось здоровье Владимира Ни. Такое предположение выдвигает Cергей Абакшин в своей статье «Старой гвардии надо срочно успеть» на better.kz.
Автор: Cергей АБАКШИН
...Смерть опытного и доверенного президентского царедворца Владимира Ни на 78-ом году жизни для многих наблюдателей превратилась в глубоко символичное событие. Последствия его кончины — это не только очередной передел во власти, сферах влияния, собственности, медийном ресурсе. Речь идет о том, что у «старой гвардии» Нурсултана Назарбаева ресурс времени сокращается со скоростью шагреневой кожи, самих их становится меньше, а главные вопросы так и не решены.
Знания, опыт и мудрость человека зависят не только и не столько от прожитых лет и полученного образования. Главным учителем по-прежнему остается жизнь с создаваемыми ею большими и малыми жизненными обстоятельствами, социальными связями и вызовами. Повторить жизненный путь того же Владимира Ни просто невозможно. Родившись во Владивостоке он вместе с остальными советскими этническими корейцами был депортирован в Казахстан, мальчишкой пережил военные годы, потом учился в горно-металлургическом институте.
Владимир Ни был плоть от плоти советской административно-командной и планово-хозяйственной системы. Он, может быть, и не смог бы потянуть кресло топ-менеджера в компании «Халибертон», но и любой другой тамошний управляющий «сломался» бы в тисках начальника отдела Госплана Казахской ССР. Просто это были разные экономические системы с непохожими механизмами и инструментами хозяйствования.
В новую эпоху, когда экономику перевели с плановых рельс на квазирыночные, Владимир Ни отнюдь не потерялся. Председатель совета директоров АО «Корпорация «Казахмыс» держал сырьевого гиганта в рабочем и явно прибыльном состоянии. Можно много рассуждать, какая часть из записанных на него многомиллионных активов являлась собственно его, а какая в «доверительном управлении», но высшим доверием со стороны главы государства господин Ни однозначно пользовался.
И вот его не стало. «Старая гвардия» — это не просто люди в возрасте, при деньгах и на командных позициях в государстве. В первую очередь они носители массы знаний об устройстве государства и общества, способах поддержания их в балансе и рабочем состоянии. Любое государство для своего существования и развития требует специальных и планомерных усилий, а иначе идет вразнос. На дворе вроде бы не XVIII век, когда неконкурентоспособная страна просто включалась в территорию конкурентоспособных, ибо есть всякие организации вроде ООН, принципы нерушимости границ и прочее. Однако и в таких условиях передел мира и перекройка государственных границ продолжаются даже в XXI веке (Косово, Абхазия). К тому же современные инструменты и технологии позволяют держать чужую страну под контролем не лишая ее формальных атрибутов суверенитета.
На заре независимости «старая гвардия» (бывшая на тот период времени просто «пожилой») провела рекрутирование молодых специалистов на высшие государственные должности, ибо рыночная экономика и глобализация требовали людей с соответствующими знаниями. Однако конфликт управленческих поколений вылился в то, что «младотюрки» (новая волна 90-ых годов) были удалены из сферы государственного управления. Чрезмерная жадность молодого призыва стала реальной угрозой устойчивости страны.
Управленческое звено, которое по возрасту находится между «старой гвардией» и «младотюрками», интересам Нурсултана Назарбаева не удовлетворяет. По сути это те же «старогвардейцы», только с меньшим опытом, меньшими знаниями, меньшим пониманием дисциплины (особенно внутренней) и большими амбициями, не подкрепленными чем-либо действительно стоящим.
Сейчас «старая гвардия» пытается нащупать новые лица в поколении 30—40-летних (то есть моложе «младотюрков»), но пока очевидных положительных плодов данной селекции не видно. Малочисленная «старая гвардия» теряет людей вроде Владимира Ни, которых просто некем заменить, то есть сама редеет, но так и не сформировала управленческой когорты, которой могла бы со спокойной душой передать эстафету руководства страной.
«Родимых пятен» у тех, кто потенциально должен прийти на смену «старой гвардии» предостаточно. Во-первых, непонимание важности социальных моментов в управлении государством и населением. Если этих людей забросить в ситуацию 90-ых годов, когда правящая элита шла на собственные издержки в контрактах с инвесторами, но давала им «в нагрузку» моногорода и инфраструктуру, заставляла поддерживать линии жизни, то эти в тех условиях повели бы себя иначе. Они не осознают системной значимости рабочих мест, пенсий, пособий и т. п. При повторении аналогичной ситуации, только с новыми людьми, Казахстан скатился бы в социальный коллапс со всем вытекающим из этого негативом.
Еще одна проблема новой волны управленцев — это ее недоговороспособность. Здесь не просто неумение договариваться, но также и неумение и нежелание соблюдать достигнутые договоренности, вечное стремление «подставить» и нанести удар в спину. Эти функционеры органически не примелют компромиссов и взаимного учета интересов различных игроков на базе консенсуса. «Следующая волна» (назовем их так) старается подчинить мир схемам, которые создает их воображение. «Старогвардейцы» же создавали схемы отталкиваясь от реалий жизни. Такую разницу нельзя считать несущественной.
«Старая гвардия» пока не смогла создать правил игры, при которых страна с их уходом из политической жизни была бы избавлена от угрозы пойти вразнос. Создание объединений с Россией вроде Таможенного союза решает данную проблему лишь частично. Казахстан в новом формате может опереться на плечо союзника, но крепко стоять он все равно должен на своих собственных ногах!
Видимо, «старогвардейцы» полагали, что обладают необходимым ресурсом времени для решения вопроса с новыми управленческими кадрами. Смерть Владимира Ни ясно показывает, что этот ресурс крайне ограничен. Самих представителей «старой гвардии» теперь тоже стало меньше, тогда как работы им предстоит делать больше.
По общим меркам, средняя продолжительность жизни человека составляет 70—75 лет. Еще 30—45 лет приходится на биологический резерв жизни человека. Доказанный мировой рекорд длительности жизни (достоверные документы) установлен на отметке в 122 года. В основном «сорокалетний резерв» съедается нарушением биоритмов, некачественной водой и пищей, стрессами, вредной экологией, излучениями. Есть такой белок мелатонин, который является главным маркером старения (чем меньше его в организме, тем более старым является человек). Мелатонин вырабатывается исключительно ночью во время сна в период с 24 часов до 3-х часов ночи. Вообще характерной чертой долгожителей является привычка рано ложиться спать и рано вставать.
Если мы обратимся к образу жизни «старой гвардии», с его перманентными стрессами и ночными бдениями, то видно, что возможности задействовать биологический резерв жизни крайне ограничены. Использовать медицинские препараты вроде «Эпифиза» (было проведено 50 экспериментов и достигнуто 50 случаев продления жизни) проблематично из-за дефицита сырья для его производства (в Казахстане его точно не получишь — нет мясокомбинатов высокотехнологичного уровня), а также дороговизны. Да и вообще человек по своей природе смертен внезапно.
Остается надеяться, что «старогвардейцы» из последних событий сделают правильные выводы и форсируют процесс создания надежной управленческой смены. В конце концов, они и сами в этом кровно заинтересованы, поскольку имеют родных и близких, капиталы и другие активы. Чтобы все это в одночасье не рухнуло из-за некомпетентного государственного управления и борьбы за власть, надо плодотворно, кропотливо и дальновидно потрудиться в ускоренном темпе.
Кстати, было много разговоров о назначении Нуртая Абыкаева. Теперь пошли слухи, что глава государства вернул того на серьезную работу после того, как резко ухудшилось здоровье Владимира Ни... Согласимся, что, выглядит такое предположение, более чем логично.
14.09.2010
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий