01.09.2010

Зловещий призрак перемен

Любая весть о том, что в Казахстане в скором времени высочайшим указом будет реформирована какая-нибудь сфера, откровенно говоря, меня нисколько не радует. 
 
Автор: Берлибек АЛИМОВ
 
Напротив, возникает обратное чувство. Так и хочется крикнуть, переиначив старика Маркса: «Призрак бродит по Отану – призрак Великого распила».
Такая позиция покажется странной, потому как понятие «реформа» в широком смысле слова означает некий четко спланированный и глубоко продуманный комплекс мер для структурного преобразования, перехода на новый, более совершенный и более качественный уровень. В современном динамичном мире, где все меняется быстро и часто, реформы, безусловно, просто необходимы. В противном случае можно остаться вечным обитателем задворок цивилизации.
От монархии к чему-то похуже
Но это никоим образом не относится к нынешнему Казахстану, в котором, как в Зазеркалье, все происходит с точностью до наоборот. А если учесть, что Казахстан с момента обретения независимости находится в состоянии перманентного реформирования, то, видя воочию, к чему эти реформы по-казахстански привели всех нас, становится страшно. Уж лучше тогда не реформироваться. Пусть все остается по-прежнему — плохо, но не хуже. Потому что в результате этих бесконечных реформ страна вместе с инфантильным и инертным населением все глубже проваливается в зловонную авторитарную трясину.
К примеру, в результате реформирования по назарбаевской формуле «сначала экономика, потом политика» страна не получила ни того, ни другого. Президент сосредоточил в своих руках такую неограниченную власть, какая не снилась даже царям и ханам. Когда-то французский писатель Ривароль весьма точно сказал об узурпации власти, что чрезмерная власть, вдруг обретенная одним из граждан при республике, превращает ее в настоящую монархию или во что-то еще хуже. Современную монархию, небрежно завуалированную под республику, мы уже имеем. Теперь скатываемся в сторону «чего-то еще похуже».
Своевременные и эффективные реформы — это мягкий, эволюционный путь развития. Отсутствие реформ чревато системной стагнацией, упадком, разрухой не только в экономике, но и в головах, как говорил профессор Преображенский. Поэтому финал подобного сценария один — революция, как в соседнем Кыргызстане. Там в акаевско-бакиевские времена всякими политическими баснями кормили народ, испытывая его терпение. А когда оно иссякло — случилось то, что должно было случиться.
По моим наблюдениям, в нашей псевдореспублике слово «реформа», наряду с «демократией» и «толерантностью» (слово-то какое!), значится в тройке самых любимых и оттого самых часто произносимых господами из власти. Ну вот хлебом не корми нашего суперактивного и находчивого чиновника, а дай что-нибудь пореформировать, попутно кого-то толерантно демократизируя.
От чрезмерного употребления в чиновничье-бюрократическом лексиконе, да еще не по назначению, эти понятия до такой степени выхолощены, извращены и деформированы, что в наших авторитарных дебрях потеряли первоначально заложенный позитивный смысл и взамен приобрели новые, совершенно противоположные свойства. В своем естественном, классическом виде эти качественные составляющие прогрессивного, цивилизованного мира не способны прижиться на пагубной авторитарной почве. Поэтому на политической сцене Казахстана эти смысломодифицированные понятия играют роль ширмы, декорации, представляя собой глубоко законспирированный симулякр.
От медицины оторопь берет
Теперь о казахстанских реформах подробнее. Собственно, писать о них серьезно, наморщив лоб и почесывая затылок, нет ни малейшего желания. Уж сколько раз мы становились свидетелями громких начинаний и героических потуг несменяемой и невменяемой власти во главе с «лидером нации»! Все эти эрзац-реформы по сложившейся традиции начинаются с высокопарных речей, а на выходе получается банальный пшик. Или, как метко сказал польский сатирик Хенрик Ягодзиньский, «у нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успевает прижиться».
Не верите — проверьте сами. Сколько мучительных реформ за эти годы прошли наши многострадальные экономика, социальная сфера, армия, правоохранительные органы и т.д.! Но экономика до сих пор ни на йоту не диверсифицирована, а, напротив, стала еще более сырьевой. Социальная сфера на поверку оказывается асоциальной. Сельское хозяйство лежит на боку и вставать не собирается. Хваленая банковская сфера держится на многомиллиардных бюджетных инъекциях, без которых она лопнет мгновенно. Вооруженные Силы вооружены примитивным оружием и способны разве что изредка демонстрировать верховному главнокомандующему детскую войнушку «казаки-разбойники».
Вот давеча министр здравоохранения г-н Доскалиев дважды пригрозил провести очередную не упомнишь, какую по счету) реформу вверенной отрасли. Честно признаться, прямо страшно становится за нашу медицину и за пациентов тоже. У меня нет никаких иллюзий насчет того, что после очередного масштабного вытягивания огромных бюджетных денег, которое у нас называется реформированием, в стране станет меньше широко гуляющего туберкулеза, СПИДа и (даже страшно произносить) сибирской язвы.
Ну, с нашей медициной все ясно. Поговорим лучше о правоохранительной системе. Вроде как опять собираются ее реформировать. Околорежимные СМИ по команде сверху взорвались каскадом восторженных статей и хвалебных передач, а эксперты по всей стране начали плановое обсуждение очередной светлой идеи президента. Ведь инициативу проявил сам «лидер нации», решив таким образом улучшить и укрепить положение силовой, репрессивной опоры своей власти, раздав кучу поручений, суть которых сводится все к тем же оптимизации, гуманизации, укреплению, слиянию, разделению и бог весть еще чему. Вроде бы все там написано правильно. Однако все эти очередные планы «Ак орды» вызывают большие сомнения в части их реализации. На бумаге всегда гладко, но ведь еще есть овраги, которые почему-то не берутся во внимание придворными планировщиками.
Меня интересует другой вопрос. Как может существующая власть бороться с пороками в правоохранительных органах, если она сама насквозь пропитана коррупцией, непотизмом, очковтирательством и вседозволенностью? Эти негативные свойства верховная власть транслирует на свои нижние этажи, в том числе на правоохранительную систему, которая в значительной степени отражает ущербную суть существующего политического режима.
Почему реформу органов правопорядка затеяли именно сейчас и — что поражает — руками самих правоохранительных ведомств? Неужели в прошлом, позапрошлом году силовые структуры были идеальными? Или по привычке синхронизируем свои действия с северным соседом? Так там ситуация накалилась до такой степени, что силовиков уже по всей стране отстреливают как куропаток...
У нас картина не лучше. Характерными чертами нашей правоохранительной системы стали запредельный уровень коррупции, некомпетентность, произвол, пренебрежение к закону, корпоративизм, круговая порука. Более того, правоохранительные органы в нынешнем виде представляют серьезную угрозу для граждан страны. Люди боятся их больше, чем бандитов. Органы правопорядка стали привилегированным классом, живущим по своим собственным законам. Удостоверение сотрудника силовой структуры позволяет игнорировать законы, находиться над ними, что порождает безнаказанность, коррупцию и произвол.
Вот какой комментарий оставлен под ником «Ахурамазда» на форуме одной из официозных(!) газет: «Полиция — это сверху донизу сборище бандитов и моральных уродов, это тот шлак, что был отторгнут даже криминалом и уж тем более нормальным обществом. Обходите их десятой дорогой, это жуткие выродки».
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что наша правоохранительная система окончательно деградировала и не выполняет функции, возложенные на нее Конституцией и действующим законодательством.
Вырезать нельзя лечить
Удручает и качество кадрового состава правоохранительных органов, которое с каждым годом становится все хуже и хуже. Уходят профессионалы, а их места занимают в большинстве малообразованные, некомпетентные молодые люди с низким уровнем культуры, но с большими материальными и карьерными запросами. По сути, органы правопорядка превратились в биржи по трудоустройству безработных выходцев из сельской местности.
Вызывает недоумение и состав высших чинов силовых ведомств. К примеру, прошлая неделя прошла за обсуждением назначения на пост главы КНБ Нуртая Абыкаева. Что только не писали о нем местные СМИ! Называли его и серым кардиналом, и опытным силовиком, и хорошим управленцем. А один московский политолог даже додумался провести параллели между Абыкаевым и графом Аракчеевым. Выдвигали всевозможные версии: замочит «южан», Масимова и Ко, «построит» финансовую полицию и даже станет следующим президентом. Но все аналитики почему-то обошли вниманием ту сферу, ради обеспечения которой, собственно, и существует эта силовая структура — национальную безопасность. И это — весьма симптоматично.
Что касается фигуры Абыкаева, то, как известно, за всю свою долгую карьеру в высших эшелонах власти он засветился в двух шокирующих преступлениях: продаже истребителей в Северную Корею и убийстве лидера оппозиции Алтынбека Сарсенбаева. На мой субъективный взгляд, какова бы ни была его роль в этих преступлениях, в лучшем случае он не должен возглавлять КНБ, а в худшем — должен сидеть в цугундере или в компании «продавца смерти» Виктора Бута, или рядом с Ержаном Утембаевым.
Из всего вышесказанного напрашивается соответствующий вывод: проводить реальные, эффективные, нацеленные на конечный результат реформы при нынешнем политическом режиме равносильно попыткам лечения гнойника, который надо беспощадно вырезать. Поэтому модернизация всех сфер жизни общества возможна лишь после смены всей парадигмы политической власти.
А пока будет рулить эта власть, народ этой страны с неизбежностью будет на себе нести печать известного китайского проклятия: «Жить тебе в эпоху перемен!». И будет обречен на нескончаемые и бестолковые реформы, после которых становится если не хуже, то уж наверняка не лучше.

0 коммент.:

Отправить комментарий