«СМИ в Казахстане: спад, стагнация или рост?» Этому вопросу было уделено особое внимание на Третьем медиакурултае, прошедшем в Алматы.
Автор: Назира ДАРИМБЕТ
Мнения экспертов разделились. Одни считают, что казахстанские СМИ стагнируют, другие уверены, что медиа обеспечен рост. Рецепты для выхода из ситуации предлагались разные – увеличить госзаказ, отказаться от поддерржки государства и даже обходиться без Министерства связи и информации.
Уже стало традицией, что на журналистских тусовках обсуждают конкурентоспособность отечественных СМИ. Не стал исключением и медиакурултай. Организаторы курултая провели исследование, и его результаты презентовали на мероприятии.
Цели надо ставить высокие
Судя по опросу, главное, что констатировали эксперты, — казахстанские СМИ слабо конкурируют между собой (79% опрошенных экспертов, среди них журналисты, госслужащие, общественные деятели и политологи). 47% респондентов признали, что и с иностранными СМИ нам тягаться тяжело. Между тем эксперты предлагают выходить на внешний рынок. Среди основных причин, мешающих нашим СМИ конкурировать с иностранными, были названы слабый контент, неэффективный менеджмент, самоцензура.
В то же время 68% опрошенных считают, что казахстанские СМИ находятся в стагнации. Остальная часть экспертов «дружно» разделилась на оптимистов и пессимистов. Часть из них полагает, что наши массмедиа развиваются, а вторая признает, что у наших СМИ настоящий декаданс.
О конкурентоспособности отечественных массмедиа говорили и участникиток-шоу , проведенного в рамках медиакурултая. В нем принимали участие 11 экспертов: политики, депутаты, журналисты и политологи. Вели ток-шоу Ольга Каплина-Грозная , руководитель проектов представительства «Интерньюс» в Казахстане, и Расул Жумалы, редактор журнала Exclusive.
Так, политолог Досым Сатпаев назвал три причины, которые толкают читателей в объятия иностранной (и особенно российской) прессы. Казахстанские СМИ нужны больше группам влияния, чем читателю, нужны больше учредителям, чем зрителям, и государство нуждается в них больше, чем общество. Данная ситуация, по его словам, опасна, приводит к стагнации СМИ и угрожает информационной безопасности страны.
В свою очередь руководитель Комитета информации и архивов Министерства связи и информации Болат Бересбаев видит причины неконкурентоспособности казахстанских СМИ в том, что у нас большая территория и низкая плотность населения.
Председатель совета директоров Центрального депозитария ценных бумаг Азамат Джолдасбеков сказал, что не смотрит отечественное ТВ потому, что «у него уши торчат, и оно давно подорвало доверие зрителей».
Госзаказ — наркотик или лекарство?
После этого разговор ушел в другое русло — вред или благо госзаказ. И это понятно. Бытует мнение, что дотации из бюджета дают выжить СМИ, которые выполняют агитационные, а не информационные функции. Эти сорняки так забивают информационное поле, что не дают взойти и окрепнуть здоровым медиа.
Госзаказу был посвящен видеоролик международного центра журналистики «Медианет», в котором речь шла о плюсах и минусах госзаказа. Ведущая предложила проголосовать тем, кто считает, что госзаказ положительно влияет на развитие СМИ и свободу слова. Из более чем 200 участников медиакурултая подняли руки всего 4 человека. Остальные посчитали, что госзаказ вставляет палки в колеса свободы слова.
За госзаказ выступила депутат Мажилиса Дарья Клебанова.
- Государственная поддержка необходима прежде всего, чтобы поддерживать казахскоязычные СМИ, — привела она железный аргумент.
С ней не согласился Арман Шураев, генеральный директор АО «КТК», который уверен, что госзаказ усиливает самоцензуру и снижает качество контента. Он сравнил госзаказ с наркотиком для прессы, когда редактор боится потерять необходимую финансовую подпитку от государства в случае публикации острого материала.
- Мы не получаем госзаказ, поэтому наш канал пользуется популярностью у зрителей, — выложил свою козырную карту гендиректор.
В свою очередь Жумабай Доспанов, главный редактор атырауской газеты «Алтын гасыр», добавил, что «из года в год госзаказ в основном дается одним и тем же СМИ».
За 13 лет работы все издания, которые он издавал, ни разу не получали госзаказ.
Мнению мажилисмена Мурата Абенова, что районные газеты выживают исключительно за счет поддержки государства, возразил Алихан Байменов, лидер партии «Ак жол».
- Если районные газеты будут пользоваться спросом у читателя, они могут существовать и без госзаказа, — уверен политик. — У нас сложился деформированный рынок СМИ. Парадокс, но наименее популярные газеты имеют наибольший тираж, их мало кто читает, а тиражи у них огромные!
При этом в заключение он предложил Министерству связи и информации создать общественный совет, который бы определял структуру госзаказа.
Долой фабрику Жумагалиева!
Подводя итоги, каждый эксперт поделился своим рецептом выхода из ситуации. Арман Шураев сравнил медиапроцесс с кондитерской индустрией, где раз в полгода поднимают таможенные пошлины для зарубежных конфет и местные производители сладенького кричат: «Шеф, все пропало! Украинские конфеты наступают!».
- Раньше у нас была государственная «кондитерская фабрика» имени Ертысбаева, потом —Кул-Мухаммеда , сейчас — имени Жумагалиева. Со стороны этой фабрики есть недобросовестная конкуренция, не должно быть государственных телеканалов, как и государственных фабрик. СМИ будут развиваться в том случае, если не будет самого Министерства информации, — заявил он под аплодисменты участников курултая.
- Не мешать негосударственным СМИ, — предложил рецепт улучшения ситуации Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков.
А вот технология повышения качества отечественных СМИ от Ержана Сулейменова, креативного директора агентства «Хабар»:
- Государству нужно перестать мешать профессионалам делать работу так, как они считают нужным.
Азамат Джолдасбеков пошел, пожалуй, дальше всех. По его мнению, чтобы казахстанские телеканалы вновь завоевали репутацию, стали востребованными, их нужно закрыть и открыть заново с новыми названиями и перетасованными кадрами.
Русскоязычных будет меньше
Хорошим тоном среди журналистов стало и обсуждение проблем казахскоязычных СМИ. На медиакурултае их развитие сравнивали с развитием русскоязычных медиа. Так, президент фонда Алтынбека Сарсенбаева Айдос Сарым пришел к выводу, что русскоязычных СМИ станет меньше.
- В последние годы казахскоязычные издания развиваются более интенсивно и имеют шансы на дальнейший рост. А рынок русскоязычной прессы имеет тенденцию к снижению по мере изменения демографической ситуации в стране, — начал он свое выступление.
Однако, по его же приведенным данным, из 2695 казахстанских СМИ сейчас в стране на казахском языке выходят 437 газет, 105 журналов и более 200 сайтов и порталов. По данным Минсвязи, доля казахскоязычных СМИ от общего числа действующих составляет 19,1%, русскоязычных — 33,4%, 35% средств массовой информации издаются (вещают) на казахском и русском языках, 12,5% — на казахском, русском и других языках.
- За 20 лет количество казахскоязычных СМИ выросло почти в 9 раз, а русскоязычных в 5 с лишним раз, — продолжает подсчитывать Айдос Сарым. — Цифры сами говорят за себя: если в 1991 году количество первых было 59, то в 2010 уже 542. В то время как количество вторых 102 и 891 соответственно. Как выяснилось, самый большой тираж среди казахских газет имеет «Егемен Қазақстан» — 160000 экземпляров.
По словам эксперта, наиболее серьезными проблемами казахского сегмента прессы в последние годы являются: распространение, сильная зависимость от государства, недостаточное внимание вопросам использования новых информационных технологий, слабая зависимость казахской прессы от рынка.
Даешь информацию!
Маржан Ельшибаева, исполнительный директор представительства «Интерньюс» в Казахстане, в своем выступлении затронула очень важную для журналистов тему доступа к информации.
По ее данным, в 1990 году всего 14 стран мира имели собственный полноценный закон о доступе к информации, в 2000 году эта цифра доросла до 44, а в 2010 уже 80 стран приняли данный закон.
- К сожалению, Казахстана среди них пока нет, — сказала Маржан Ельшибаева.
Как выяснилось, по последнему исследованию фонда защиты свободы слова «Адил соз», только за 2 месяца текущего года журналисты получили 107 отказов в получении информации.
- За всю историю Казахстана ноль случаев привлечения к ответственности чиновников за отказ в предоставлении информации, — констатировала Маржан Ельшибаева.
По ее мнению, законопроект «О доступе к публичной информации», инициированный депутатом Жакипом Асановым, возможно, изменит ситуацию к лучшему.
Самым прогрессивным пунктом в законе Маржан Ельшибаева считает то, что закон обязывает предоставлять информацию не только госорганы, но компании, имеющие государственную важность.
Однако то, что закон будет регулироваться подзаконными актами, дает повод опасаться, что вся «прогрессивность» сойдет на нет. Кроме того, можно ожидать, что вдобавок к 40 государственным тайнам прибавятся еще несколько.
...На медиакурултае еще раз озвучили диагнозы казахстанским СМИ, еще раз выписали рецепты. Осталось назначить доктора?
Цели надо ставить высокие
Судя по опросу, главное, что констатировали эксперты, — казахстанские СМИ слабо конкурируют между собой (79% опрошенных экспертов, среди них журналисты, госслужащие, общественные деятели и политологи). 47% респондентов признали, что и с иностранными СМИ нам тягаться тяжело. Между тем эксперты предлагают выходить на внешний рынок. Среди основных причин, мешающих нашим СМИ конкурировать с иностранными, были названы слабый контент, неэффективный менеджмент, самоцензура.
В то же время 68% опрошенных считают, что казахстанские СМИ находятся в стагнации. Остальная часть экспертов «дружно» разделилась на оптимистов и пессимистов. Часть из них полагает, что наши массмедиа развиваются, а вторая признает, что у наших СМИ настоящий декаданс.
О конкурентоспособности отечественных массмедиа говорили и участники
Так, политолог Досым Сатпаев назвал три причины, которые толкают читателей в объятия иностранной (и особенно российской) прессы. Казахстанские СМИ нужны больше группам влияния, чем читателю, нужны больше учредителям, чем зрителям, и государство нуждается в них больше, чем общество. Данная ситуация, по его словам, опасна, приводит к стагнации СМИ и угрожает информационной безопасности страны.
В свою очередь руководитель Комитета информации и архивов Министерства связи и информации Болат Бересбаев видит причины неконкурентоспособности казахстанских СМИ в том, что у нас большая территория и низкая плотность населения.
Председатель совета директоров Центрального депозитария ценных бумаг Азамат Джолдасбеков сказал, что не смотрит отечественное ТВ потому, что «у него уши торчат, и оно давно подорвало доверие зрителей».
Госзаказ — наркотик или лекарство?
После этого разговор ушел в другое русло — вред или благо госзаказ. И это понятно. Бытует мнение, что дотации из бюджета дают выжить СМИ, которые выполняют агитационные, а не информационные функции. Эти сорняки так забивают информационное поле, что не дают взойти и окрепнуть здоровым медиа.
Госзаказу был посвящен видеоролик международного центра журналистики «Медианет», в котором речь шла о плюсах и минусах госзаказа. Ведущая предложила проголосовать тем, кто считает, что госзаказ положительно влияет на развитие СМИ и свободу слова. Из более чем 200 участников медиакурултая подняли руки всего 4 человека. Остальные посчитали, что госзаказ вставляет палки в колеса свободы слова.
За госзаказ выступила депутат Мажилиса Дарья Клебанова.
- Государственная поддержка необходима прежде всего, чтобы поддерживать казахскоязычные СМИ, — привела она железный аргумент.
С ней не согласился Арман Шураев, генеральный директор АО «КТК», который уверен, что госзаказ усиливает самоцензуру и снижает качество контента. Он сравнил госзаказ с наркотиком для прессы, когда редактор боится потерять необходимую финансовую подпитку от государства в случае публикации острого материала.
- Мы не получаем госзаказ, поэтому наш канал пользуется популярностью у зрителей, — выложил свою козырную карту гендиректор.
В свою очередь Жумабай Доспанов, главный редактор атырауской газеты «Алтын гасыр», добавил, что «из года в год госзаказ в основном дается одним и тем же СМИ».
За 13 лет работы все издания, которые он издавал, ни разу не получали госзаказ.
Мнению мажилисмена Мурата Абенова, что районные газеты выживают исключительно за счет поддержки государства, возразил Алихан Байменов, лидер партии «Ак жол».
- Если районные газеты будут пользоваться спросом у читателя, они могут существовать и без госзаказа, — уверен политик. — У нас сложился деформированный рынок СМИ. Парадокс, но наименее популярные газеты имеют наибольший тираж, их мало кто читает, а тиражи у них огромные!
При этом в заключение он предложил Министерству связи и информации создать общественный совет, который бы определял структуру госзаказа.
Долой фабрику Жумагалиева!
Подводя итоги, каждый эксперт поделился своим рецептом выхода из ситуации. Арман Шураев сравнил медиапроцесс с кондитерской индустрией, где раз в полгода поднимают таможенные пошлины для зарубежных конфет и местные производители сладенького кричат: «Шеф, все пропало! Украинские конфеты наступают!».
- Раньше у нас была государственная «кондитерская фабрика» имени Ертысбаева, потом —
- Не мешать негосударственным СМИ, — предложил рецепт улучшения ситуации Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков.
А вот технология повышения качества отечественных СМИ от Ержана Сулейменова, креативного директора агентства «Хабар»:
- Государству нужно перестать мешать профессионалам делать работу так, как они считают нужным.
Азамат Джолдасбеков пошел, пожалуй, дальше всех. По его мнению, чтобы казахстанские телеканалы вновь завоевали репутацию, стали востребованными, их нужно закрыть и открыть заново с новыми названиями и перетасованными кадрами.
Русскоязычных будет меньше
Хорошим тоном среди журналистов стало и обсуждение проблем казахскоязычных СМИ. На медиакурултае их развитие сравнивали с развитием русскоязычных медиа. Так, президент фонда Алтынбека Сарсенбаева Айдос Сарым пришел к выводу, что русскоязычных СМИ станет меньше.
- В последние годы казахскоязычные издания развиваются более интенсивно и имеют шансы на дальнейший рост. А рынок русскоязычной прессы имеет тенденцию к снижению по мере изменения демографической ситуации в стране, — начал он свое выступление.
Однако, по его же приведенным данным, из 2695 казахстанских СМИ сейчас в стране на казахском языке выходят 437 газет, 105 журналов и более 200 сайтов и порталов. По данным Минсвязи, доля казахскоязычных СМИ от общего числа действующих составляет 19,1%, русскоязычных — 33,4%, 35% средств массовой информации издаются (вещают) на казахском и русском языках, 12,5% — на казахском, русском и других языках.
- За 20 лет количество казахскоязычных СМИ выросло почти в 9 раз, а русскоязычных в 5 с лишним раз, — продолжает подсчитывать Айдос Сарым. — Цифры сами говорят за себя: если в 1991 году количество первых было 59, то в 2010 уже 542. В то время как количество вторых 102 и 891 соответственно. Как выяснилось, самый большой тираж среди казахских газет имеет «Егемен Қазақстан» — 160000 экземпляров.
По словам эксперта, наиболее серьезными проблемами казахского сегмента прессы в последние годы являются: распространение, сильная зависимость от государства, недостаточное внимание вопросам использования новых информационных технологий, слабая зависимость казахской прессы от рынка.
Даешь информацию!
Маржан Ельшибаева, исполнительный директор представительства «Интерньюс» в Казахстане, в своем выступлении затронула очень важную для журналистов тему доступа к информации.
По ее данным, в 1990 году всего 14 стран мира имели собственный полноценный закон о доступе к информации, в 2000 году эта цифра доросла до 44, а в 2010 уже 80 стран приняли данный закон.
- К сожалению, Казахстана среди них пока нет, — сказала Маржан Ельшибаева.
Как выяснилось, по последнему исследованию фонда защиты свободы слова «Адил соз», только за 2 месяца текущего года журналисты получили 107 отказов в получении информации.
- За всю историю Казахстана ноль случаев привлечения к ответственности чиновников за отказ в предоставлении информации, — констатировала Маржан Ельшибаева.
По ее мнению, законопроект «О доступе к публичной информации», инициированный депутатом Жакипом Асановым, возможно, изменит ситуацию к лучшему.
Самым прогрессивным пунктом в законе Маржан Ельшибаева считает то, что закон обязывает предоставлять информацию не только госорганы, но компании, имеющие государственную важность.
Однако то, что закон будет регулироваться подзаконными актами, дает повод опасаться, что вся «прогрессивность» сойдет на нет. Кроме того, можно ожидать, что вдобавок к 40 государственным тайнам прибавятся еще несколько.
...На медиакурултае еще раз озвучили диагнозы казахстанским СМИ, еще раз выписали рецепты. Осталось назначить доктора?
0 коммент.:
Отправить комментарий