Тихо и почти незаметно прошел 15 марта в Казахстане Всемирный день защиты прав потребителей. По крайней мере, сами потребители торжества своих прав на этой неделе не ощутили.
Зато сотрудники ряда ведомств отметили этот день почти как свой профессиональный праздник.
- В этом зале собрались разные люди, — начал семинар-совещание председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев. — Но нас всех объединяет одно: мы все с вами являемся потребителями.
Я потом, что непонятно, разъясню
Как отметил в своем докладе Есенбаев, в стране должна быть добросовестная конкуренция. Тогда, глядишь, и права потребителей защищать не понадобится. Все сама по себе разрулит невидимая рука рынка.
- Основные условия добросовестной конкуренции — это состязательность, законность и все другие признаки, направленные на улучшение качества производимой продукции и ее потребительских свойств, — между делом заметил глава агентства.
Можно сделать и обратный вывод: отсутствие такой конкуренции ущемляет потребительские права граждан, аки плоскогубцы — палец.
- Жалобы, поступающие от потребителей, — подчеркнул Есенбаев, — как правило, связаны с предоставлением ложной, недостоверной информации о товаре, фактами недобросовестной конкуренции, заключающимися в недобросовестной рекламе и пр.
Впрочем, инструментом ущемления легко может стать монополистический рычаг. В Казахстане лучше всего своим доминирующим положением научились пользоваться поставщики коммунальных услуг. Причем, по словам главы агентства, грешат этим все, от столичного «Астанаэнергосбыта» до далекого «Шыгысэнерготрейда». Вот только способы борьбы с ними председатель предложил странные.
- Наша задача не в наказании виновников, — считает глава АЗК. — Нужно, чтобы виновник не ущемлял законных прав потребителей и впредь не допускал нарушений, чтобы он возмещал потребителям ущерб. Но если в процессе предварительного расследования, до судебного иска, он согласится с тем, что на самом деле реально нарушает права, и он возмещает ущерб, то к нему применяется норма закона, освобождающая его от наказания и штрафа.
Где г-н Есенбаев видел поставщиков услуг, добровольно (а не под угрозой наказания) осознающих свои ошибки и с извинениями возмещающих нанесенный гражданам ущерб, можно только догадываться. В реальной жизни даже судебное решение еще не гарантия того, что клиент получит собственные отсуженные средства.
Всего, как констатировал глава АЗК, в мире существует две модели защиты прав потребителей. Первая — это так называемая административная модель, когда потребителей (как, например, в России) защищает уполномоченный государственный орган. Вторая модель основана на общественных началах, когда на защиту клиента встают общественные организации. Как это сделано у нас.
- На сегодня у нас в Казахстане свыше ста общественных организаций потребителей, — отметил Есенбаев. — Это те, которые функционируют. Поэтому здесь наша задача — консолидировать эту деятельность. На сегодня мы в большей степени работаем с Лигой потребителей Казахстана, которая показала свою жизнеспособность.
АЗК предлагает объединить усилия подобных НПО и чиновников.
- Чтобы мы с вами могли, объединив усилия, решать главные, основные задачи, которые перед вами стоят, — отметил он. — Чтобы не получилось бы у нас, как в басне Крылова, чтобы не потащили тележку в разные стороны. Тогда у нас нормального дела не получится. Я призываю, чтобы наши усилия направить в одном мейнстримовском направлении...
А чиновники уполномоченных органов могут быть весьма полезны. Например, как уточнил Есенбаев, они смогут добиться выделения средств из бюджета на сие благое дело. А то ведь без финансов в наше время ничего не решишь.
- Айгуль Сагабековна (депутат Соловьева — авт.) нам в этом отношении поможет, когда бюджеты в парламенте будут обсуждать, — на голубом глазу пообещал лоббирование интересов глава АЗК. — Средства эти не для агентства (нам эти средства не нужны), это средства для вас. Через уполномоченный орган эти деньги будут направлены в первую очередь для проведения большой разъяснительной работы среди населения.
Тратить средства на разъяснительную работу среди населения — это любимое занятие наших чиновников. И средства выделяются, и иллюзия деятельности наличествует, и эффективность результатов измерить сложно.
Министерства вне закона
Депутат Айгуль Соловьева считает, что каждой производственной отрасли нужен свой закон, защищающий права потребителей. И что на развитие защитного механизма — о, да! — нужны средства.
- Должны выделяться ресурсы, — считает она. — Во всех странах всегда государство субсидировало потребительские организации, куда можно обратиться за консультацией...
Как нетрудно догадаться, предложение Есенбаева пролоббировать интересы общественных организаций нашло поддержку. А так как существующее в этой сфере законодательство далеко от совершенства, новый закон, по мнению депутата, просто необходим.
- Здесь есть госслужащие, есть представители агентства, есть общественные организации в достаточно значимом количестве, — воззвала Соловьева к аудитории. — Поэтому, я думаю, есть все для того, чтобы сделать, извините за выражение, «вторую ходку» в парламент с этим законом. В нем мы уже более детально смогли бы проработать все те зоны, которые мы до сих пор просто не смогли сразу в один мах в базу заложить.
Среди «зон», упомянутых народной избранницей, есть буквально-таки эрогенные. За примерами далеко ходить не надо: именно 15 марта обманутые потребители банковских услуг, а также — услуг жилищно-строительного сектора пытались прорваться в «Ак орду».
Зампред АЗК Борис Парсегов философски отметил, что «невозможно хотеть, чтобы люди умели защищать свои права, если они этих прав не знают».
- То есть в первую очередь нам нужно грамотное общество, со сформированной жизненной позицией, чтобы они не только знали свои права, но и умели активно себя защищать, — считает он.
Вопрос, где взять такое общество или как переделать имеющееся, остался открытым. Впрочем, как и многие другие.
В 1995 году правительство создало Межведомственный совет по защите прав потребителей. В него вошли представители 20 министерств и ведомств, а также представители общественных объединений.
- Этот совет принес очень много пользы в свое время, — считает Парсегов. — И что-то похожее мы будем обязательно реанимировать. Для того чтобы полноценно координировать деятельность, мы провели анализ действующего законодательства. К сожалению, первые итоги анализа не самые удовлетворительные. Выяснилось, что только у 6 государственных органов (это АФН, АРЕМ, Министерство экономики развития и торговли, Минтранском, МИНТ, МВД) на законодательном уровне есть функции по защите прав потребителей.
Что с остальными госорганами — неясно. Особенно туманно положение Минздрава. Там вроде бы должны наличествовать подобные функции, но, как правило, жаловаться пострадавшим почему-то оказывается некуда.
- Защита прав потребителей должна стать общегосударственным делом — уверен зампред агентства. — Нами подготовлено и направлено письмо премьер-министру, где мы говорим о необходимости внесения соответствующих дополнений в положения государственных органов в части функций по защите прав потребителей. Тем более что Конституционный Совет дал свое разъяснение, что функции государственных органов могут устанавливаться не только законом, но и актами президента и правительства. Мы считаем, что при наличии соответствующей политической воли данное решение будет принято. Мы должны взять на себя этот труд, подготовить соответствующие изменения вместе с уполномоченными госорганами.
Мы знаем, что за колбасу выбираем
Президент Национальной лиги потребителей Светлана Романовская также считает, что начинать надо с превращения казахстанца простого в казахстанца юридически подкованного.
- Мы преследуем совсем другие цели, — объяснила она. — Мы хотим воспитать человека с гражданской позицией, который делает осознанный выбор во всем абсолютно. Мы хотим социальной справедливости.
Добиться всеобщего просвещения можно будет, повышая образовательный уровень граждан. А это — обязательное «потребительское» образование в школах, вузах, ПТУ (как подметила Романовская, «всеобуч, на который мы имеем право»)...
- И это, я думаю, как раз сдвинет с мертвой точки наше потребительское движение, — считает она. — Потому что ни для кого не секрет, что сейчас у нас нет абсолютно никаких стимулов для того, чтобы создавать общества по защите прав потребителей. Это сложно, особенно в регионах.
И здесь было продемонстрировано максимальное миролюбие и устранение от карательных функций.
- У нас нет цели разорить всех предпринимателей Казахстана, — заявила Романовская. — Мы все прекрасно понимаем, что все, что происходит с предпринимателем, напрямую влияет на потребителя. У нас есть основная цель, которой мы придерживаемся — это формирование цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг.
Впрочем, круче всего цели и задачи сформулировала, сославшись на главу Лиги потребителей, все-таки депутат Соловьева:
- Если граждане знают, как выбрать колбасу, то они и президента правильно выберут.
Я потом, что непонятно, разъясню
Как отметил в своем докладе Есенбаев, в стране должна быть добросовестная конкуренция. Тогда, глядишь, и права потребителей защищать не понадобится. Все сама по себе разрулит невидимая рука рынка.
- Основные условия добросовестной конкуренции — это состязательность, законность и все другие признаки, направленные на улучшение качества производимой продукции и ее потребительских свойств, — между делом заметил глава агентства.
Можно сделать и обратный вывод: отсутствие такой конкуренции ущемляет потребительские права граждан, аки плоскогубцы — палец.
- Жалобы, поступающие от потребителей, — подчеркнул Есенбаев, — как правило, связаны с предоставлением ложной, недостоверной информации о товаре, фактами недобросовестной конкуренции, заключающимися в недобросовестной рекламе и пр.
Впрочем, инструментом ущемления легко может стать монополистический рычаг. В Казахстане лучше всего своим доминирующим положением научились пользоваться поставщики коммунальных услуг. Причем, по словам главы агентства, грешат этим все, от столичного «Астанаэнергосбыта» до далекого «Шыгысэнерготрейда». Вот только способы борьбы с ними председатель предложил странные.
- Наша задача не в наказании виновников, — считает глава АЗК. — Нужно, чтобы виновник не ущемлял законных прав потребителей и впредь не допускал нарушений, чтобы он возмещал потребителям ущерб. Но если в процессе предварительного расследования, до судебного иска, он согласится с тем, что на самом деле реально нарушает права, и он возмещает ущерб, то к нему применяется норма закона, освобождающая его от наказания и штрафа.
Где г-н Есенбаев видел поставщиков услуг, добровольно (а не под угрозой наказания) осознающих свои ошибки и с извинениями возмещающих нанесенный гражданам ущерб, можно только догадываться. В реальной жизни даже судебное решение еще не гарантия того, что клиент получит собственные отсуженные средства.
Всего, как констатировал глава АЗК, в мире существует две модели защиты прав потребителей. Первая — это так называемая административная модель, когда потребителей (как, например, в России) защищает уполномоченный государственный орган. Вторая модель основана на общественных началах, когда на защиту клиента встают общественные организации. Как это сделано у нас.
- На сегодня у нас в Казахстане свыше ста общественных организаций потребителей, — отметил Есенбаев. — Это те, которые функционируют. Поэтому здесь наша задача — консолидировать эту деятельность. На сегодня мы в большей степени работаем с Лигой потребителей Казахстана, которая показала свою жизнеспособность.
АЗК предлагает объединить усилия подобных НПО и чиновников.
- Чтобы мы с вами могли, объединив усилия, решать главные, основные задачи, которые перед вами стоят, — отметил он. — Чтобы не получилось бы у нас, как в басне Крылова, чтобы не потащили тележку в разные стороны. Тогда у нас нормального дела не получится. Я призываю, чтобы наши усилия направить в одном мейнстримовском направлении...
А чиновники уполномоченных органов могут быть весьма полезны. Например, как уточнил Есенбаев, они смогут добиться выделения средств из бюджета на сие благое дело. А то ведь без финансов в наше время ничего не решишь.
- Айгуль Сагабековна (депутат Соловьева — авт.) нам в этом отношении поможет, когда бюджеты в парламенте будут обсуждать, — на голубом глазу пообещал лоббирование интересов глава АЗК. — Средства эти не для агентства (нам эти средства не нужны), это средства для вас. Через уполномоченный орган эти деньги будут направлены в первую очередь для проведения большой разъяснительной работы среди населения.
Тратить средства на разъяснительную работу среди населения — это любимое занятие наших чиновников. И средства выделяются, и иллюзия деятельности наличествует, и эффективность результатов измерить сложно.
Министерства вне закона
Депутат Айгуль Соловьева считает, что каждой производственной отрасли нужен свой закон, защищающий права потребителей. И что на развитие защитного механизма — о, да! — нужны средства.
- Должны выделяться ресурсы, — считает она. — Во всех странах всегда государство субсидировало потребительские организации, куда можно обратиться за консультацией...
Как нетрудно догадаться, предложение Есенбаева пролоббировать интересы общественных организаций нашло поддержку. А так как существующее в этой сфере законодательство далеко от совершенства, новый закон, по мнению депутата, просто необходим.
- Здесь есть госслужащие, есть представители агентства, есть общественные организации в достаточно значимом количестве, — воззвала Соловьева к аудитории. — Поэтому, я думаю, есть все для того, чтобы сделать, извините за выражение, «вторую ходку» в парламент с этим законом. В нем мы уже более детально смогли бы проработать все те зоны, которые мы до сих пор просто не смогли сразу в один мах в базу заложить.
Среди «зон», упомянутых народной избранницей, есть буквально-таки эрогенные. За примерами далеко ходить не надо: именно 15 марта обманутые потребители банковских услуг, а также — услуг жилищно-строительного сектора пытались прорваться в «Ак орду».
Зампред АЗК Борис Парсегов философски отметил, что «невозможно хотеть, чтобы люди умели защищать свои права, если они этих прав не знают».
- То есть в первую очередь нам нужно грамотное общество, со сформированной жизненной позицией, чтобы они не только знали свои права, но и умели активно себя защищать, — считает он.
Вопрос, где взять такое общество или как переделать имеющееся, остался открытым. Впрочем, как и многие другие.
В 1995 году правительство создало Межведомственный совет по защите прав потребителей. В него вошли представители 20 министерств и ведомств, а также представители общественных объединений.
- Этот совет принес очень много пользы в свое время, — считает Парсегов. — И что-то похожее мы будем обязательно реанимировать. Для того чтобы полноценно координировать деятельность, мы провели анализ действующего законодательства. К сожалению, первые итоги анализа не самые удовлетворительные. Выяснилось, что только у 6 государственных органов (это АФН, АРЕМ, Министерство экономики развития и торговли, Минтранском, МИНТ, МВД) на законодательном уровне есть функции по защите прав потребителей.
Что с остальными госорганами — неясно. Особенно туманно положение Минздрава. Там вроде бы должны наличествовать подобные функции, но, как правило, жаловаться пострадавшим почему-то оказывается некуда.
- Защита прав потребителей должна стать общегосударственным делом — уверен зампред агентства. — Нами подготовлено и направлено письмо премьер-министру, где мы говорим о необходимости внесения соответствующих дополнений в положения государственных органов в части функций по защите прав потребителей. Тем более что Конституционный Совет дал свое разъяснение, что функции государственных органов могут устанавливаться не только законом, но и актами президента и правительства. Мы считаем, что при наличии соответствующей политической воли данное решение будет принято. Мы должны взять на себя этот труд, подготовить соответствующие изменения вместе с уполномоченными госорганами.
Мы знаем, что за колбасу выбираем
Президент Национальной лиги потребителей Светлана Романовская также считает, что начинать надо с превращения казахстанца простого в казахстанца юридически подкованного.
- Мы преследуем совсем другие цели, — объяснила она. — Мы хотим воспитать человека с гражданской позицией, который делает осознанный выбор во всем абсолютно. Мы хотим социальной справедливости.
Добиться всеобщего просвещения можно будет, повышая образовательный уровень граждан. А это — обязательное «потребительское» образование в школах, вузах, ПТУ (как подметила Романовская, «всеобуч, на который мы имеем право»)...
- И это, я думаю, как раз сдвинет с мертвой точки наше потребительское движение, — считает она. — Потому что ни для кого не секрет, что сейчас у нас нет абсолютно никаких стимулов для того, чтобы создавать общества по защите прав потребителей. Это сложно, особенно в регионах.
И здесь было продемонстрировано максимальное миролюбие и устранение от карательных функций.
- У нас нет цели разорить всех предпринимателей Казахстана, — заявила Романовская. — Мы все прекрасно понимаем, что все, что происходит с предпринимателем, напрямую влияет на потребителя. У нас есть основная цель, которой мы придерживаемся — это формирование цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг.
Впрочем, круче всего цели и задачи сформулировала, сославшись на главу Лиги потребителей, все-таки депутат Соловьева:
- Если граждане знают, как выбрать колбасу, то они и президента правильно выберут.
0 коммент.:
Отправить комментарий