17.03.2011

Каждому потребителю – по правам

Тихо и почти незаметно прошел 15 марта в Казахстане Всемирный день защиты прав потребителей. По крайней мере, сами потребители торжества своих прав на этой неделе не ощутили. 
 
Автор: Камиль АЯНОВ
 
Зато сотрудники ряда ведомств отметили этот день почти как свой профессиональный праздник.
- В этом зале собрались разные люди, — начал семинар-совещание председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев. — Но нас всех объединяет одно: мы все с вами являемся потребителями.
Я потом, что непонятно, разъясню
Как отметил в своем докладе Есенбаев, в стране должна быть добросовестная конкуренция. Тогда, глядишь, и права потребителей защищать не понадобится. Все сама по себе разрулит невидимая рука рынка.
- Основные условия добросовестной конкуренции — это состязательность, законность и все другие признаки, направленные на улучшение качества производимой продукции и ее потребительских свойств, — между делом заметил глава агентства.
Можно сделать и обратный вывод: отсутствие такой конкуренции ущемляет потребительские права граждан, аки плоскогубцы — палец.
- Жалобы, поступающие от потребителей, — подчеркнул Есенбаев, — как правило, связаны с предоставлением ложной, недостоверной информации о товаре, фактами недобросовестной конкуренции, заключающимися в недобросовестной рекламе и пр.
Впрочем, инструментом ущемления легко может стать монополистический рычаг. В Казахстане лучше всего своим доминирующим положением научились пользоваться поставщики коммунальных услуг. Причем, по словам главы агентства, грешат этим все, от столичного «Астанаэнергосбыта» до далекого «Шыгысэнерготрейда». Вот только способы борьбы с ними председатель предложил странные.
- Наша задача не в наказании виновников, — считает глава АЗК. — Нужно, чтобы виновник не ущемлял законных прав потребителей и впредь не допускал нарушений, чтобы он возмещал потребителям ущерб. Но если в процессе предварительного расследования, до судебного иска, он согласится с тем, что на самом деле реально нарушает права, и он возмещает ущерб, то к нему применяется норма закона, освобождающая его от наказания и штрафа.
Где г-н Есенбаев видел поставщиков услуг, добровольно не под угрозой наказания) осознающих свои ошибки и с извинениями возмещающих нанесенный гражданам ущерб, можно только догадываться. В реальной жизни даже судебное решение еще не гарантия того, что клиент получит собственные отсуженные средства.
Всего, как констатировал глава АЗК, в мире существует две модели защиты прав потребителей. Первая — это так называемая административная модель, когда потребителей (как, например, в России) защищает уполномоченный государственный орган. Вторая модель основана на общественных началах, когда на защиту клиента встают общественные организации. Как это сделано у нас.
- На сегодня у нас в Казахстане свыше ста общественных организаций потребителей, — отметил Есенбаев. — Это те, которые функционируют. Поэтому здесь наша задача — консолидировать эту деятельность. На сегодня мы в большей степени работаем с Лигой потребителей Казахстана, которая показала свою жизнеспособность.
АЗК предлагает объединить усилия подобных НПО и чиновников.
- Чтобы мы с вами могли, объединив усилия, решать главные, основные задачи, которые перед вами стоят, — отметил он. — Чтобы не получилось бы у нас, как в басне Крылова, чтобы не потащили тележку в разные стороны. Тогда у нас нормального дела не получится. Я призываю, чтобы наши усилия направить в одном мейнстримовском направлении...
А чиновники уполномоченных органов могут быть весьма полезны. Например, как уточнил Есенбаев, они смогут добиться выделения средств из бюджета на сие благое дело. А то ведь без финансов в наше время ничего не решишь.
- Айгуль Сагабековна (депутат Соловьева — авт.) нам в этом отношении поможет, когда бюджеты в парламенте будут обсуждать, — на голубом глазу пообещал лоббирование интересов глава АЗК. — Средства эти не для агентства (нам эти средства не нужны), это средства для вас. Через уполномоченный орган эти деньги будут направлены в первую очередь для проведения большой разъяснительной работы среди населения.
Тратить средства на разъяснительную работу среди населения — это любимое занятие наших чиновников. И средства выделяются, и иллюзия деятельности наличествует, и эффективность результатов измерить сложно.
Министерства вне закона
Депутат Айгуль Соловьева считает, что каждой производственной отрасли нужен свой закон, защищающий права потребителей. И что на развитие защитного механизма — о, да! — нужны средства.
- Должны выделяться ресурсы, — считает она. — Во всех странах всегда государство субсидировало потребительские организации, куда можно обратиться за консультацией...
Как нетрудно догадаться, предложение Есенбаева пролоббировать интересы общественных организаций нашло поддержку. А так как существующее в этой сфере законодательство далеко от совершенства, новый закон, по мнению депутата, просто необходим.
- Здесь есть госслужащие, есть представители агентства, есть общественные организации в достаточно значимом количестве, — воззвала Соловьева к аудитории. — Поэтому, я думаю, есть все для того, чтобы сделать, извините за выражение, «вторую ходку» в парламент с этим законом. В нем мы уже более детально смогли бы проработать все те зоны, которые мы до сих пор просто не смогли сразу в один мах в базу заложить.
Среди «зон», упомянутых народной избранницей, есть буквально-таки эрогенные. За примерами далеко ходить не надо: именно 15 марта обманутые потребители банковских услуг, а также — услуг жилищно-строительного сектора пытались прорваться в «Ак орду».
Зампред АЗК Борис Парсегов философски отметил, что «невозможно хотеть, чтобы люди умели защищать свои права, если они этих прав не знают».
- То есть в первую очередь нам нужно грамотное общество, со сформированной жизненной позицией, чтобы они не только знали свои права, но и умели активно себя защищать, — считает он.
Вопрос, где взять такое общество или как переделать имеющееся, остался открытым. Впрочем, как и многие другие.
В 1995 году правительство создало Межведомственный совет по защите прав потребителей. В него вошли представители 20 министерств и ведомств, а также представители общественных объединений.
- Этот совет принес очень много пользы в свое время, — считает Парсегов. — И что-то похожее мы будем обязательно реанимировать. Для того чтобы полноценно координировать деятельность, мы провели анализ действующего законодательства. К сожалению, первые итоги анализа не самые удовлетворительные. Выяснилось, что только у 6 государственных органов (это АФН, АРЕМ, Министерство экономики развития и торговли, Минтранском, МИНТ, МВД) на законодательном уровне есть функции по защите прав потребителей.
Что с остальными госорганами — неясно. Особенно туманно положение Минздрава. Там вроде бы должны наличествовать подобные функции, но, как правило, жаловаться пострадавшим почему-то оказывается некуда.
- Защита прав потребителей должна стать общегосударственным делом — уверен зампред агентства. — Нами подготовлено и направлено письмо премьер-министру, где мы говорим о необходимости внесения соответствующих дополнений в положения государственных органов в части функций по защите прав потребителей. Тем более что Конституционный Совет дал свое разъяснение, что функции государственных органов могут устанавливаться не только законом, но и актами президента и правительства. Мы считаем, что при наличии соответствующей политической воли данное решение будет принято. Мы должны взять на себя этот труд, подготовить соответствующие изменения вместе с уполномоченными госорганами.
Мы знаем, что за колбасу выбираем
Президент Национальной лиги потребителей Светлана Романовская также считает, что начинать надо с превращения казахстанца простого в казахстанца юридически подкованного.
- Мы преследуем совсем другие цели, — объяснила она. — Мы хотим воспитать человека с гражданской позицией, который делает осознанный выбор во всем абсолютно. Мы хотим социальной справедливости.
Добиться всеобщего просвещения можно будет, повышая образовательный уровень граждан. А это — обязательное «потребительское» образование в школах, вузах, ПТУ (как подметила Романовская, «всеобуч, на который мы имеем право»)...
- И это, я думаю, как раз сдвинет с мертвой точки наше потребительское движение, — считает она. — Потому что ни для кого не секрет, что сейчас у нас нет абсолютно никаких стимулов для того, чтобы создавать общества по защите прав потребителей. Это сложно, особенно в регионах.
И здесь было продемонстрировано максимальное миролюбие и устранение от карательных функций.
- У нас нет цели разорить всех предпринимателей Казахстана, — заявила Романовская. — Мы все прекрасно понимаем, что все, что происходит с предпринимателем, напрямую влияет на потребителя. У нас есть основная цель, которой мы придерживаемся — это формирование цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг.
Впрочем, круче всего цели и задачи сформулировала, сославшись на главу Лиги потребителей, все-таки депутат Соловьева:
- Если граждане знают, как выбрать колбасу, то они и президента правильно выберут.

0 коммент.:

Отправить комментарий