04.07.2009
«Перезагрузка» вышла на старт?
Автор: Евгения УСАТЕНКО
Россия живет в ожидании визита президента США Барака Обамы, который прибудет в Москву уже 6 июля и останется до 8 июля. Программа его встреч обещает быть насыщенной. Он встретится не только с президентом Дмитрием Медведевым, но и премьером Владимиром Путиным, поскольку считает, что таким образом сможет добиться наибольшей результативности визита.
More...
Главными темами переговоров американского лидера с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным станут вопросы сокращения ядерного арсенала двух стран и, соответственно, подписание нового договора о стратегических наступательных вооружениях. Ожидается, что не менее важными в повестке дня российско-американских переговоров будут вопросы распределения ролей на территории СНГ, а также проблемы торгово-экономических отношений двух стран.
Мировая безопасность по-американски
Еще в первой публичной речи в апреле этого года в Европе (в Праге) Барак Обама задекларировал позицию нового правительства США в отношении ядерного оружия: «Это самое опасное наследие "холодной войны". Ни одна ядерная война между США и СССР не состоялась, но поколения жили при том, что половина человечества может в одночасье погибнуть».
И, не отрываясь от ставшей уже традиционной для американских политических кругов антитеррористическо-миссианской риторики, пояснил свою позицию: «Сейчас все больше стран приобретают это оружие, испытания продолжаются, ядерное оружие может попасть и к террористам. Если мы поверим, что распространение ядерного оружия неизбежно, таким образом признаем, что использование его также неизбежно. Как единственная держава, использовавшая ядерное оружие, США могут возглавить процесс по его нераспространению. Обязательства Америки — добиваться безопасности во всем мире без ядерного оружия».
Так что вполне очевидно, что предстоящее обсуждение нового российско-американского договора о сокращении наступательных вооружений можно считать продолжением высказанной позиции. И именно этот пункт повестки встречи двух президентов вызывает наиболее активную полемику в прессе и у экспертов.
Напомним историю вопроса. Действующий сейчас российско-американский договор сроком на 15 лет был подписан 31 июля 1991 года и вступил в силу 4 декабря 1994 года. Документ обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до шести тысяч, что и было в свое время сделано. В мае 2002 года был подписан Московский договор — о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который рассчитан на десять лет и предусматривает сокращение с каждой стороны числа боезарядов до 1700—2000.
Новый договор будет составляться на основе как раз Московского договора 2002 года и, возможно, будет дополнен мерами контроля и проверок. Предполагается, что новый договор должен определить уровень сокращения боеголовок ниже чем 1700 — где-то 1500—1600 единиц, причем российская сторона может пойти и на сокращение до 1000 боеголовок.
В ходе дискуссий, прошедших в российской столице под эгидой РИА «Новости» и Совета по внешней и оборонной политике России в рамках экспертного клуба «Валдай», высказывались предупреждения о том, что даже подписание нового договора по СНВ может ничего не дать для стратегической безопасности, если он окажется лишь стремлением сделать что-то «красивое». С другой стороны, новый договор может помочь России избавиться от старых стратегических наступательных вооружений, вопрос только в том, какие боеголовки и в каком количестве нужно сокращать. А вот это уже камень преткновения на дороге сближения двух стран, причем основательный. Во всяком случае, пока стороны не пришли общему решению.
По этому поводу заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев сказал, например, что Дмитрий Медведев и Барак Обама сейчас могут выбрать один из двух вариантов: «Первый — это подтвердить устно, что позиции сторон не вызывают расхождений и что договор будет готов в срок. Второй — подписать рамочное соглашение, декларацию с фиксацией основных позиций». И второй, по мнению эксперта, был бы предпочтительнее, «поскольку перекрывал бы возможность переговорщикам отклониться в сторону от заданного двумя президентами курса».
Меняем СНВ на ПРО?
Американские же аналитики опасаются, что во время визита Обамы Кремль может увязать заключение нового договора по СНВ с отменой планов Вашингтона по развертыванию противоракетной обороны и попытается подписать договор СНВ-2 от 1993 г., согласно которому число боеголовок должно было сократиться до 3500 как у США, так и у России. Это соглашение так и не вступило в силу, поскольку в 2002 г. Вашингтон с легкой руки администрации Буша-младшего вышел из договора по ПРО 1972 г., который ограничивал развертывание систем противоракетной обороны. В ответ Россия вышла из СНВ-2.
Еще более ситуация обострилась три года назад, когда администрация Буша решила разместить компоненты ПРО в непосредственной близости от российских границ — в Польше и Чехии. Барак Обама приостановил, но не отменил планы Буша относительно системы ПРО в Восточной Европе, так что вопрос все еще остается в подвешенном состоянии.
Теперь же обе стороны готовы обсудить волнующие их темы на российской территории. Однако в их позициях заметны разногласия. Если российская сторона настаивает на том, что вопросы СНВ и ПРО должны решаться в тесной увязке, то американцы полагают, что эти проблемы друг с другом не связаны.
Лишь бы не было войны
По мнению западных аналитиков, главам государств не удастся избежать и острых углов в вопросе политической ситуации на постсоветском пространстве. Опасения вызывает тема поддержки антироссийских настроений в некоторых бывших республиках СССР и, собственно, антироссийская позиция США во время вмешательства России в события на Кавказе в августе 2008 года.
Западные СМИ уже начинают «кошмарить» своих читателей темой возможной новой войны с участием России. Например, американская газета The Wall Street Journal полагает, что лейтмотивом визита Обамы в Москву должно стать предотвращение новой грузино-российской войны. Издание напомнило, что в настоящее время на Северном Кавказе проводятся маневры Российской армии, а СМИ пестрят публикациями о подготовке Москвы к новому походу на Тбилиси. В этой связи, написала газета, Обама должен занять жесткую позицию и показать Кремлю, что США считает Грузию своим союзником и поддерживает суверенитет этой республики.
The New York Times также очень жестко отзывается о взаимоотношениях России с бывшими республиками Советского Союза. По словам корреспондента американского издания, несмотря на собственные «экономические спазмы», Россия весь год пытается оплатить долгосрочную лояльность своих соседей, «однако у соседей другие идеи»: так, Беларусь открыто бунтует против Кремля, Узбекистан отказался (вместе с Беларусью) подписывать соглашение по ОДКБ, Туркменистан в мае подписал контракт с немецкой газовой компанией, Армения с почестями приняла «заклятого врага» Москвы — президента Грузии Михаила Саакашвили, а Кыргызстан, получив серьезную финансовую помощь от Москвы, тем не менее не стал закрывать американскую базу «Манас».
Вовлечение Грузии и Украины в НАТО усиливает разжигание противостояния России с ее соседями по бывшему СССР, хотя вряд ли выстраивание военного партнерства с ними отвечает насущным национальным интересам Соединенных Штатов.
В докладе «Перенастройка, а не перезагрузка — интересы России в отношениях с США», который был представлен в апреле группой российских экспертов в дискуссионном клубе «Валдай», предлагается договориться о правилах игры. В частности, от США требуется, например, не мешать интеграционным процессам вокруг России.
Западные аналитики также говорят о важности сближения позиций в СНГ. Например, старший научный сотрудник Вашингтонского института Хадсона Дэвид Саттер в интервью газете «Время» высказал такую позицию: «Самое главное, чтобы на постсоветском пространстве не было агрессивных действий, подобных августовской войне 2008 года на Кавказе. Если после этой встречи российская позиция в отношении Грузии станет менее жесткой, то уже это будет иметь большое значение».
Экономическое сближение на фоне кризиса
В условиях нынешнего мирового финансового кризиса не может не волновать тема торгово-экономических отношений двух стран. И эти самые отношения станут предметом обсуждения на встрече Барака Обамы и Владимира Путина. Впрочем, как уже успели обменяться мнениями по поводу предстоящей встречи президент США и премьер России, им есть смысл присмотреться друг к другу, познакомиться, «почувствовать» друг друга.
А официально обсуждать они будут, например, пресловутую поправку Джексона — Вэника 1974 года к Закону «О торговле», которая фактически действует до сих пор. Согласно этой поправке запрещается предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьезно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Также в рамках этого документа предусматривалось применение дискриминационных тарифов и сборов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой.
Очевидно, что эта поправка уже «морально устарела». Обе стороны уже не раз высказывались за ее отмену, а в преддверии визита Обамы в Москву группа конгрессменов США пообещала думцам, что приложит все силы, чтобы наконец препятствия в законодательной области для взаимной торговли были сняты. Есть претензии и у американских бизнесменов к российскому законодательству, в частности, неравноправные условия ведения бизнеса в России, по сравнению с российскими компаниями.
Кроме того, по словам пресс-секретаря председателя российского правительства Дмитрия Пескова, возможно, Обама и Путин обсудят тему диверсификации резервных валют в мировой финансовой системе.
Не время выяснять, кто круче
Накануне визита президента США в Москву президент России Дмитрий Медведев в своем видеоблоге заявил, что «последние годы отношения между нашими странами, по сути, деградировали» и «скатились едва ли не на уровень "холодной войны"».
Он отметил, что российская сторона готова к выстраиванию новых, более эффективных и надежных отношений. По его словам подобное намерение демонстрирует и администрация Барака Обамы: «Сегодня не время выяснять, кому труднее или кто из нас круче. Время объединить усилия. И мы обязаны улучшить наши отношения, чтобы при помощи совместных усилий решить многочисленные проблемы, которые стоят перед всем миром».
Как видно, российский президент преисполнен оптимизма. Барак Обама тоже. Во всяком случае, в одном из интервью он выразил надежду на то, что в результате предстоящих встреч у него «сложится лучшее понимание» политических подходов российского руководства и того, что вызывает у них обеспокоенность. «Надо надеяться, они со своей стороны (т.е. российские руководители) придут к выводу, что со мной можно эффективно вести дела», — отметил глава американской администрации.
Остается надеяться, что оптимизм лидеров двух государств небеспочвенен и надпись на знаменитой кнопке, подаренной госсекретарем Хиллари Клинтон министру иностранных дел России Сергею Лаврову, оправдает себя. Даже несмотря на то что любой пользователь компьютера знает, что «перезагрузка» не всегда помогает, если система требует «переустановки».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий