24.08.2009
Грузите апельсины бочками
Автор: Роман СОЛОДЧЕНКО
Вам не доводилось что-то спонтанно ремонтировать в доме, не знающем мужских рук? Когда на вопрос, есть ли в наличии какие-нибудь инструменты, хозяйка приносит потемневшую от времени коробочку, в которой вперемешку свалены шурупы, гвозди, шпингалеты и прочий хлам? Повезет, если в этой фамильной реликвии найдется отвертка, но чаще приходится обходиться кухонным ножом.
More...
Такое же впечатление коробки с хламом у меня оставила и вторая инвесторская презентация БТА, размещенная на сайте банка. И выбросить эти болты и гайки нельзя, и собрать из них что-то вразумительное не получается.
Начнем с того, что назвать язык, на котором написана презентация, английским можно только с большой натяжкой. По-видимому, многочисленные международные консультанты банка разъехались в отпуска и переводить слайды пришлось компьютеру. В итоге розничные клиенты банка превратились в «естественных персон», миноритарии — в «бывших контролирующих экс-акционеров», а главной надеждой руководства в деле восстановления активов стали «преступные/регуляторные и похожие на них организации». Впрочем, последняя фраза, скорее всего, переведена без искажения смысла.
Чтобы сэкономить время своим бывшим экс-коллегам на перевод, а заинтересованным читателям на чтение, я попробую вкратце резюмировать содержание 53 слайдов. Презентация разбита на пять частей.
Первая называется «Последние события и вмешательство правительства». В ней представлена официальная версия захвата банка, которая почти дословно звучит следующим образом.
«Изучив портфель банка, АФН 29 января потребовал срочно создать 340 млрд тенге провизий. Такой шаг приводил к нарушению пруденциальных нормативов, поэтому правительство, не дожидаясь ответа банка, приказало «Самруку» в принудительном порядке стать акционером. «Самрук» выполнил приказ, закачав в банк 212 млрд тенге. Срочное предписание АФН банк выполнил к 1 июня, создав не 340 миллиардов, а 1 триллион тенге дополнительных провизий. При этом большая часть пруденциальных нормативов была нарушена».
Вопросы есть? Вопросов нет.
Следующие три слайда знакомят инвесторов с новым составом СД и правления. Причем графы вновь прибывших членов команды помечены яркими красными бирками с надписью «Новинка». В буклетах, распространяемых в супермаркетах, такой маркетинговый ход используют для привлечения внимания покупателей к новому сорту сосисок или шампуня. Две из трех новинок с прилавка уже сняли — банк подтвердил увольнение Мамештеги и Ботабаева. Вероятно, постоянное обновление ассортимента является неотъемлемой частью стратегии нового менеджмента.
Вторая часть презентации посвящена стратегическим приоритетам. После отмывания словесного песка на дне лотка остаются:
- остановить продолжающийся отток депозитов;
- сохранить приток государственных средств по существующим программам;
- искать альтернативные источники получения государственных средств;
- сокращать работающий портфель банка с целью возврата средств;
- сокращать персонал и количество отделений;
- распродавать доли в дочерних компаниях.
Если перечисленные меры относить к стратегическим, то это самая короткая стратегия, о которой мне доводилось слышать, и называться она должна «Дожить до зимы!». Жизнедеятельность банка сегодня обеспечивается только за счет постоянного вливания государственных средств. И все творчество управленческой команды сводится к тому, чтобы под каким-то еще предлогом эти средства у государства вытащить. Руководство банка видит неиспользованные резервы в средствах Фонда стрессовых активов, рефинансировании проектов через Евразийский банк развития и волевом привлечении в качестве клиентов государственных компаний. Согласится ли с этим творческим подходом президент, не ясно.
Что касается распродажи дочерних компаний, то это в нынешних условиях процесс тяжелый и долгий. Из всех активов группы, заботливо собранных банком за предыдущие десять лет, новое руководство собирается оставить только «БТА Секьюритис», а также украинский и российский банки. Учитывая, что последние два после захвата головного банка к группе никакого отношения не имеют, можно с уверенностью сказать, что даже от обещанного г-ном Сайденовым достаточно крупного козлика, после реструктуризации останутся лишь рожки да ножки.
Следующие две части презентации посвящены нелегкой работе KPMG/Lovells и стратегии реструктуризации. При всем желании мне не удалось вытащить из этого словесного потока крупицы смысла. Аудиторы продолжают работу и должны закончить ее то ли ко второму, то ли к четвертому сентября. А работа английских юристов по возврату активов настолько засекречена, что говорить о ней нельзя.
Насчет KPMG не знаю, а вот про Lovells бессовестно врут. Складывается впечатление, что ситуация гораздо хуже, чем она была на момент первой презентации, и руководство банка просто боится это озвучить. Как и ожидалось, качество портфеля продолжает быстро ухудшаться. За июль банк дополнительно начислил 800 млн долларов провизий. Это значит, к сентябрю денег на реструктуризацию не останется.
Судя по всему, новая команда не хочет тратить силы на разработку бизнес-плана по выводу банка из кризиса. Его презентация перенесена на 2 — 4 сентября, так же, как и отчеты KPMG, Lovells и White&Case. После этого у кредиторов будет целых две недели на принятие решения о полном списании долгов.
Вся пятидесятистраничная презентация оставляет впечатление густой дымовой завесы, под прикрытием которой на сцене меняют декорации. Может, внезапный переход двух членов правления на другую работу даст нам подсказку, в каком направлении будет развиваться дальнейший сюжет?
Источник: Блог Романа Солодченко
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий