10.09.2009

Отдых в формате «эконом»


Автор: Галина ШАКИРОВА

Летний сезон-2009 подходит к концу. Для курортов Краснодарского края он оказался провальным: неоправданно высокие цены на фоне кризиса оттолкнули отдыхающих, которые немедленно отправились в ближнее зарубежье. Чистые пляжи и недорогие санатории Абхазии и Белоруссии сумели переломить патриотический настрой россиян.
More...
Российские туроператоры подводят итоги лета. Мрачные прогнозы начала года не оправдались — турпоток сократился в среднем на четверть, но рынок устоял. Впрочем, результаты могли быть даже и лучше, если бы российские хотельеры не пошли в этом сезоне на неоднозначный маркетинговый ход — поднятие цены на 30%.

О пользе щедрости

В начале года прогнозы по поводу будущего туриндустрии были по понятным причинам более чем пессимистичными. Участники рынка ждали, что мировой кризис и вызванное им падение уровня доходов населения приведут к массовому сокращению спроса и череде банкротств среди туристических компаний. И статистика первых месяцев частично оправдала эти опасения. По данным Всемирной туристской организации ООН (ВТО), число туристов в мире за период с января по апрель 2009 года сократилось на 8% — с 269 до 247 млн. Как обычно, Россия в плане падения спроса оказалась в лидерах. По данным Росстата, за первые шесть месяцев 2009 года из страны выехало на 23% меньше туристов, чем годом ранее (3,8 млн против 4,9 млн).

А потом ситуация начала меняться. Зарубежные отели и курорты устроили настоящую погоню за отдыхающими. Модным трендом сезона среди хотельеров стало снижение цен, порой даже ниже уровня прошлого года. Особенно преуспели в этом ОАЭ (-20% от уровня лета 2008 года) и Египет (-30—40%). И результат не заставил себя ждать. Египет отвоевал у Турции, решившей не снижать цены, почетное звание самого популярного у россиян недорого пляжного курорта. Министерство по туризму этого государства рассчитывает, что число российских туристов в 2009 году значительно превысит уровень прошлого года и достигнет 1,8 млн человек. В свою очередь Турция, отказавшаяся от кризисных мер, потеряла в разгар сезона, по оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), от 25 до 40% отдыхающих из России.

В числе наиболее «ходовых» (или, скорее, «летных») направлений сезона оказались также Болгария, Хорватия и Черногория (последняя в прошлом году провалилась из-за повышения цен). «С 1 июня по сегодняшний день мы отправили в Болгарию около 28 тысяч человек. Причины столь повышенного интереса объясняются очень просто: большое количество предложений экономкласса. Для многих это стало определяющим фактором. Все-таки существует разница между трехзвездочным отелем в Египте и аналогичной гостиницей в славянской стране, где вам гарантированы хороший сервис и чистота в номерах», — сказала заместитель директора московского филиала ЗАО «Нева» Светлана Дроздова.

Кроме того, для российских туристов Болгария придумала специальный бонус. Местные отели компенсировали стоимость визы ваучерами, которые можно было обменять на напитки в баре или фишки для казино — кому что больше нравится. Мелочь, а приятно.

В пятерке наиболее раскупаемых направлений также оказались Скандинавия, Европа и Юго-Восточная Азия (последняя — особенно у жителей российского Дальнего Востока). В некоторых странах число российских туристов даже увеличилось. Например, в Швейцарии, Голландии и Южной Корее туристический поток вырос на четверть. При этом главные направления выездного туризма прошлых лет, наоборот, просели. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), Италия потеряла 19,7% туристов, Греция — 18,3%, Испания — 16%, Франция — 14%, Куба — 10,9%.

Особенности национального отдыха

Этим летом россияне предпочитали отдыхать в соответствии с принципом «дешево и сердито». Наиболее «сердитым» сегментом оказался так называемый экотуризм, действительно не требующий особых затрат: автомобиль, палатка и карта. Гостиница при необходимости бронируется самостоятельно. За первое полугодие 2009 года это направление прибавило 18% к объемам прошлого года.

Причем особый интерес россияне проявили к Алтайскому краю. «На Алтае за восемь месяцев 2009 года зафиксировано 350 тысяч личных автомобилей, на которых туристы приехали в регион. При этом за весь прошлый год их число не превысило 170 тысяч», — сообщил глава Ростуризма Анатолий Ярочкин.

Похожая тенденция наблюдалась и в Краснодарском крае — никаких агентств и санаториев — отдых дикарями. Еще в конце прошлого года ведущие российские туроператоры обратились с открытым письмом к главам крупных пансионатов и домов отдыха региона с просьбой смягчить условия сотрудничества и снизить цены на размещение. Однако черноморские торговцы здоровьем призыва не услышали. Напротив, санатории и пансионаты увеличили стоимость проживания на 20—30%, объясняя свои действия повышением тарифов на коммунальные услуги, увеличением налога на землю и стоимостью аренды земли (как будто рецессия заставила арендодателей поднять цены). Свою негативную роль сыграли и дорогие авиабилеты.

В итоге результат предсказуемый и до известной степени справедливый: Краснодарский край потерял до 40% отдыхающих. Если принять в расчет статистику Ростуризма, согласно которой в 2008 году на российском Черноморском побережье отдохнуло около 14 млн человек, то этим летом до него не доехало около 5 млн отдыхающих.

Перед ними немедленно распахнула двери соседняя Абхазия. Участники рынка отмечают, что продажи путевок в не всеми признанную, но вполне мандариновую республику выросли почти на 100%. Статистика могла быть еще лучше, если бы не проблемы с размещением. В этом сезоне Абхазии проиграл даже Крым. При одинаково невысоком уровне сервиса отдых в Крыму оказался в несколько раз дороже, а пляжи — во столько же раз грязнее. В итоге спрос на крымские курорты просел на 20—30%.

Кризис заставил россиян внимательнее присмотреться и к соседней Белоруссии. За несколько последних лет белорусы заметно улучшили сервис и расширили спектр услуг. Кроме того, местные дорожные инспекторы не имеют обыкновения вымогать взятки, как их российские коллеги. В итоге на фоне общего падения спроса Белоруссия в этом сезоне выбилась в лидеры благодаря оптимальному соотношению цены и качества.

«Имея $300 в кармане, можно хорошо отдохнуть и поправить здоровье в приличном белорусском санатории», — отметила заместитель генерального директора туроператора «СКО-тур» Светлана Шакун. «А за $600 вы получите путевку на 21 день с полноценным качественным лечением и питанием», — добавила Светлана Дроздова из «Невы». Благодаря таким условиям глубина продаж (то есть срок, на который были распроданы все места) в белорусские санатории в мае составляла 2—3 месяца. В июле она, правда, упала до 40 дней. Однако на количестве туристов это не отразилось.

Туроператоров посчитают по осени

По прогнозам Всемирной туристской организации восстановление мировой туриндустрии начнется не раньше будущего года. Российский турбизнес пока с оценками не торопится. Участники рынка говорят лишь о том, что большинство компаний неплохо пережили тяжелые времена. Однако реальное положение дел в отрасли прояснится только осенью, когда будет сформирован новый реестр туроператоров.

До 25 сентября компании должны представить Ростуризму все необходимые документы. Дело в том, что в июне текущего года Дума приняла поправки в законопроект о финансовых гарантиях. Согласно документу теперь компании с оборотом до 100 млн рублей, а также работающие по упрощенной схеме налогообложения должны иметь финансовое обеспечение в банке или страховой компании на сумму в 30 млн рублей. Туроператоры с оборотом от 100 до 300 млн рублей в год обязаны получить фингарантии на сумму в 60 млн рублей. Компании с годовым оборотом более 300 млн рублей — 100 млн рублей (ранее сумма для всех равнялась 10 млн рублей). На сегодняшний день с этим справились 523 компании из более 4,4 тыс. Вот такой курортный передел.

0 коммент.:

Отправить комментарий