10.09.2009
Чистота – залог богатства
Автор: Полина ЛЕГИНА
Что такое городская свалка – известно, наверное, каждому казахстанцу. Даже те, кто не совершал экскурсию на так называемый полигон бытовых отходов и не лицезрел воочию горы разлетающегося мусора и копошащихся в них бомжей, соприкасаются с этим «чудом цивилизации» посредством обоняния. Павлодарцы – те уж точно.
More...
Удушливая гарь со стороны свалки – такая же примета Павлодара, как розовый дым алюминиевого завода или серый с ТЭЦ.
Поэтому рассказ председателя павлодарского общественного объединения ЭКОМ и секретаря координационного совета «Экофорума» НПО РК Светланы Могилюк, побывавшей недавно по обменной программе в Калифорнии и познакомившейся там с системой обращения с отходами, больше похож на сказку. Сказку о том, как уважающие и любящие себя граждане делают свою страну чистой и богатой.
Крайняя мера — черный ящик
- Светлана Владимировна, чем отличается американская свалка от казахстанской?
- У американцев в корне отличается подход к обращению с мусором. Они стремятся снизить процент собственно «мусора», то есть выбрасываемого безвозвратно на свалку. Для населения выставляют по три цветных бака, причем бесплатно. В зеленый бросают биологические отходы — остатки пищи и все то, что можно закомпостировать. В синий — все то, что можно вторично использовать: бумагу, стекло, пластик, металл. А в черный идут отходы, с которыми уже ничего не сделаешь. И платят люди только за вывоз мусора из черного бака, а синий и зеленый опустошаются бесплатно.
Кстати, «платных» отходов получается очень мало. Лампочки же, батарейки, электронные приборы и прочий опасный мусор вообще не выкидываются, население привозит их бесплатно на пункты сбора мусора, и потом все это утилизируют на больших перерабатывающих предприятиях. Утилизацию таких отходов оплачивают производители через специальную систему налогов.
- А куда можно сдать, допустим, старую клавиатуру?
- Ее можно сдать в крупный супермаркет, торгующий электронной аппаратурой. Обязанность магазина — принять старый товар и утилизировать. Просто так не выбрасывается почти ничего.
Вообще, деловой подход к мусору у американцев связан, с одной стороны, с дороговизной размещения этого мусора на свалке: цена земельных участков очень высока, затраты на оборудование мест хранения — тоже, к полигонам применяются жесткие экологические требования. А с другой стороны, они четко понимают, что использование материалов для вторичной переработки позволяет экономить энергию, потребляемую для производства этих материалов. В США понимают, что вторичное использование отходов приводит к экономическому росту и созданию рабочих мест. Промышленность вторичного использования отходов приносит в США 236 миллиардов долларов в год.
Американские отходы донашивают в Казахстане
- Мы, видимо, очень богаты, раз позволяем себе вывозить эти деньги в чистое поле и там сжигать...
- Сжигание отходов — это не только потеря доходов, но и преступление против окружающей среды. О дополнительных выбросах в атмосферу, загрязнении почвы мы уже устали говорить. А в Америке не говорят, а делают. В 1989 году правительство штата Калифорния поставило перед собой задачу достичь уровня 50-процентного извлечения отходов для рециклинга. В результате последовательной политики объем извлекаемых для рециклинга отходов повысился с 10% в 1990 году до 50% в 2006 году, а цель — достичь уровня 75%, чтобы на свалку отправлять только четверть всего мусора.
Содержимое же синих баков отвозится на мусоросортировочный завод. Там — огромные сооружения с транспортерными лентами, по которым разделяются бумага, пластик, стекло. Потом все эти отходы трамбуются в упаковки по 700 килограммов и через Тихий океан отправляются в Китай.
- В Китай???
- Да-да! Китай все это покупает, производит из отходов целлюлозу, из нее — «шмотки» и продает обратно в Америку. Мы спрашиваем у американцев, а что ж вы сами-то ничего с мусором не делаете? Отвечают: самим — дорого, земля дорогая, экологические платежи огромные, рабочая сила недешева...
- Так, значит, и мы носим вещи из американского мусора?
- Ну да! Например, одежда из вискозы чаще всего сделана из вторичной бумаги.
- Вот он, круговорот веществ в природе! Вот она, международная интеграция...
- Были мы и на частном мусоросортировочном предприятии. По-нашему — это помойка. А здесь розы цветут, павлины ходят. Мы долго просили организаторов показать нам, куда девается то, что уже никуда не годится, то есть содержимое черных ящиков. Наконец, настояли на том, чтобы нас свозили на полигон. Приезжаем рано утром и видим площадь, засыпанную землей. Спрашиваем: а куда же привозят мусор? Нам показывают на утрамбованную землю: ну вот же!
То есть уже ночью привезенный мусор сравняли с землей, и он не разносится ветром. К полигону подведены трубы, по которым отводится метан, вдалеке — газгольдеры, рядом — электростанция, которая работает на солнечных батареях и как альтернативное топливо использует образующийся в процессе гниения газ. И одновременно они строят новую мусорную площадку: копают яму и выстилают ее гидронепроницаемым пластиком, чтобы загрязненные отходами воды не просачивались в почву.
Выносить мусор учат с детства
- Павлодарские «мусорщики» едва ли не с гордостью заявляют, что никаких рекультивационных работ на свалке не полагается — по договору с акиматом они, дескать, обязаны только складировать мусор. Да и жителей наших дисциплинированными не назовешь. А что в Америке, кроме строгих законов, заставляет людей вести себя по-человечески?
- А там к правильному обращению с отходами приучают граждан с младых ногтей. Воспитательные программы ориентированы в том числе и на школы. Везде — и дома, и в школьных столовых, и на предприятиях общественного питания — принцип раздельного сбора мусора.
Участники программы жили в семьях, и я на собственном опыте убедилась, как хорошо приучены американские дети. Например, заваришь чай, рука автоматически тянется выкинуть пакетик в мусор, а дочка хозяев останавливает: нет-нет-нет, пакетик надо бросить в компост. Все органические отходы потом компостируются или измельчаются и используются для мульчирования. Практически все открытые почвенные пространства в городах, не занятые газонами, замульчированы. Это не только предохраняет почву от высыхания и препятствует росту сорняков, но и выглядит очень привлекательно.
- Значит, массовая пропаганда приносит свои плоды?
- Да, наглядная продукция — плакаты, буклеты, видеоролики — используется здесь широко. Конечно, не все американцы дисциплинированные. Я спрашивала в муниципалитете: а что они делают с людьми, которые нарушают правила выноса мусора? Мне ответили: мол, разъясняем... А какие-то штрафы, интересуюсь, предусмотрены? Оказывается, предусмотрены, но в первое время после вступления законодательной нормы в силу штрафы там стараются не применять.
Людей не карают, а учат, и это мне тоже очень понравилось. Ставка делается на развитие культуры населения. Жители Штатов даже согласились на референдуме вносить дополнительную плату с каждой тонны мусора, размещаемого на свалке, которая будет использоваться для финансирования разъяснительной работы.
...Удивляться американской системе работы с отходами легко и приятно. Светлана Могилюк может долго рассказывать об увиденных чудесах. Мусорные мешки из кукурузной целлюлозы, зеленые парки на месте полигонов, экошколы, построенные из соломы, подсолнечной шелухи, битого стекла и тому подобного мусора — для далеких Штатов не фантастика, а привычный образ жизни. Там люди не просто заботятся о своем здоровье — они делают на этом деньги.
У нас тоже свалка — это остров сокровищ. Она тоже приносит своим хозяевам деньги, причем большие. Вот только пахнут эти деньги по-разному. В то время как в Сан-Франциско зарабатывают на переработке и теряют на захоронении, в Павлодаре, не напрягаясь, берут плату за подъем шлагбаума. А ведь могли бы зарабатывать куда больше. Но... то ли лень, то ли ума не хватает?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий