20.09.2009

Взял на лапу - и в тюрьму!


Автор: Олеся ЩЕЛКОВА

Программа “Десять ударов по коррупции!” не будет эффективна, пока не ужесточат наказание, а судей не перестанет назначать президент страны. Темы правовой практики в борьбе с коррупцией в ФРГ и Казахстане и отношение казахстанцев к проблеме обсудили в Алматы на прошедшем круглом столе.
More...
В рамках совещания был обсужден опыт европейских стран в борьбе с коррупцией и европейского законодательства по данному вопросу, а также сотрудничество Европейской комиссии и Казахстана в борьбе с коррупцией. В мероприятии приняли участие казахстанские юристы-эксперты, специализирующиеся по вопросам коррупции, представители международных организаций, аккредитованных в Казахстане, и другие.

Без «Нур Отана» никуда

По словам заместителя начальника Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы Талгата Садуакасова, совершенствование антикоррупционного законодательства и приведение его норм в соответствие с международными стандартами является одним из приоритетных направлений антикоррупционной стратегии государства.

Важным шагом в укреплении международного сотрудничества стало подписание главой государства 5 мая текущего года разработанного финансовой полицией закона о ратификации конвенции ООН против коррупции. К ней присоединились более 147 стран. «Казахстан, — отметил Садуакасов, — подписав данный закон, вошел в систему международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией и значительно расширил возможности правоохранительных органов в розыске и возвращении незаконно нажитого имущества».

По его мнению, ратификация конвенции требует рассмотрения нашей страной ряда норм по международному опыту, позволяющему снизить уровень коррупции. Это введение уголовной ответственности юридических лиц за обещание и предложение взятки.

- Учитывая, — заметил г-н Садуакасов, — что эти предложения направлены на эффективное усиление борьбы, их реализация повлияет на мировой рейтинг Казахстана по борьбе с коррупцией. Я считаю целесообразным внести их на рассмотрение в парламент через депутатскую фракцию НДП «Нур Отан».

Здравствуй, Нигерия!


Эксперты считают, что реализация таких норм позволит снизить уровень коррупции в РК до максимально безопасного. Такого же мнения придерживается и председатель Административного суда Федеральной земли Гамбурга Герд Велинг.

- Административный суд, — заметил он, — который существует в Германии, осуществляет контроль над государством, проверяет все госакты с точки зрения их правомерности. Ни правительство, ни федеральный канцлер не имеют на это права. Наши суды могут отменить решения даже парламента. В Казахстане, к сожалению, ситуация выглядит иначе. Во всех странах, где существует независимая судебная система, нет коррупции либо она минимальна.

По словам Герда Велинга, в рейтинге наиболее коррумпированных стран находятся Судан, Нигерия, Туркменистан, да и Казахстан тоже не блещет, находясь также в этом списке. Наименее коррумпированы страны Западной Европы, Финляндия, Швеция, Швейцария, Гонконг, Сингапур и Германия.

Как отметил председатель, у них государственный чиновник десять раз подумает, прежде чем совершить коррупционное преступление. Дело в том, что ему за это будет грозить двойное наказание.

- Если речь идет о госработнике, — заметил г-н Велинг, — то наказание к нему применяется более жесткое, чем к простому гражданину за совершение аналогичного преступления. То есть если размер коррупционного преступления, к примеру, только десять тысяч евро, то чиновника лишат свободы на четыре-пять лет. Это мы называем должностным преступлением. Данная мера применяется только потому, что этот человек несет ответственность за свои действия не только как гражданин, но и как официальное лицо, призванное служить народу. И это все прекрасно понимают.

В нашем Уголовном кодексе более ста лет существуют определенные нормы, регулирующие данную отрасль.

Случаи единичные. Но их много

Соглашаться с тем, что судебная система в Казахстане коррумпирована, господин Садуакасов не стал. Он отметил, что есть отдельные случаи коррупции в судах, однако это не система.

- Я думаю, — сказал он, — что нельзя говорить о коррумпированности всех судей. Случаи коррупции в судебной системе, конечно, существуют. Лиц, нарушивших закон, привлекают к ответственности, лишают права занимать впоследствии должность судьи, но подобных моментов немного. Они единичны. Нельзя говорить, что данная проблема существует из-за издержек законодательства. Казахстан первым в 1998 году принял Закон «О борьбе с коррупцией», и мы первыми на постсоветском пространстве создали орган финансовой полиции.

По мнению г-на Велинга, немаловажную роль здесь играет и повышение квалификации госслужащих. В ФРГ они обучаются в школах государственного управления. О возможных явлениях коррупции здесь говорят не в последнюю очередь. Помимо того, что работники дают клятву о соблюдении законов и служении родине, они еще должны подтвердить, что будут вести себя в соответствии с этическими нормами.

Жизнь без иллюзий

Если на Федеральной земле Гамбурга все дисциплинированно подходят к данному вопросу и за всю историю ФРГ судей лишали должностей за взяточничество лишь три раза, то нам здесь похвастаться нечем. Да казахстанцы уже и не тешат себя иллюзиями.

Центральноазиатский фонд развития демократии провел исследование — «Уровень коррупции в госорганах власти глазами населения». Было опрошено свыше тысячи респондентов.

По словам сотрудника фонда Саната Смагулова, проблема коррупции остается в числе злободневных. Как свидетельствует опрос, органы власти вошли в первую пятерку списка по коррумпированности. Данной проблемой озабочены в основном городские жители: в Астане — 38%, Костанае — 32%, Атырау — 31%.

- В число наиболее коррумпированных, по данным опроса, — говорит г-н Смагулов, — попали таможенные, правоохранительные, налоговые органы и суды. Интересен тот факт, что правоохранительные органы сами призваны возглавлять борьбу с коррупцией, а они тут почти на первом месте.

В ходе опроса казахстанцы также высказались в отношении мер, которые могут позволить снизить уровень коррупции в стране. Так, согласно данным фонда, за ужесточение антикоррупционного законодательства голоса отдали 39%, за повышение заработной платы госработникам — 26%, за прозрачность и доступность информации о деятельности органов власти — 19%.

Как отметил докладчик, исследование показало, что сегодня население не ощущает положительных изменений от различных программ, принятых правительством, таких, к примеру, как «Десять ударов по коррупции!».

И все же, скорее всего, многое зависит от судебной системы. Если она независима, то и коррупции в стране намного меньше. Ведь именно этот орган позволяет добиваться справедливости. К примеру, в Германии судьям не только дают хорошую зарплату, но и доплачивают определенные проценты, если они женаты и имеют детей.

Причем от количества членов семьи зависит и уровень доплаты. Более того, выходя на пенсию, судья обеспечен, так как получает 70% от своей прежней заработной платы. А если он скончался, то вдова будет получать ежемесячно около 40% от данной суммы. Исходя из этого, естественно то, что в ФРГ судьи и их семьи полностью защищены системой и думают больше о том, как сохранить достоинство, а не «урвать» побольше, пока случай представился.


Источник: Деловая газета «Взгляд» № 33(122) от 18 сентября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий