11.09.2009

Кто и зачем заказал АвтоВАЗ?


Автор: Алан ХУРУМОВ

АвтоВАЗу грозят лавры самого раскрученного медийного персонажа. После того как новый руководитель предприятия ввел табу на официальное общение с прессой, Волжский автозавод, кажется, стал появляться на страницах СМИ еще чаще. Что значит эта медиасуета вокруг автозавода?..
More...
Прокуратура начала проверку сбытовой сети АвтоВАЗа. Владимир Путин заявил, что заградительные барьеры отечественному автопрому не помогут. «Ростехнологии» ведут переговоры о покупке 13% акций КамАЗа. Если сложить вместе все эти события, получится картина, не сулящая Волжскому автозаводу в будущем ничего хорошего.

Дилеры уходят по-английски

Событий на самом деле больше. И все они выглядят, вежливо говоря, странно. Попробуем все же разобраться. На днях аналитическое агентство АВТОСТАТ опубликовало материал о том, что дилерская сеть АвтоВАЗа переживает не лучшие времена. По данным агентства, около 15 дилеров Волжского автозавода находятся на разных стадиях банкротства, а еще несколько десятков авторетейлеров близки к нему.

Эксперты АВТОСТАТа прогнозируют, что до конца года АВТОВАЗ лишится до 20% своей дилерской сети. Само предприятие вроде как относится к этому философски: дескать, на место обанкротившихся придут новые дилеры. Но, во-первых, они, конечно, не придут. Во всяком случае, если АвтоВАЗ не отменит систему квотирования, не учитывающую спрос на периферии и предоплату, которая в условиях кризиса становится для дилеров непосильным бременем. Во-вторых, и АвтоВАЗ не так уж индифферентен в этом вопросе. Место главного менеджера по сбыту после ухода Алексея Криворучко на предприятии все еще вакантно. Значит, там понимают, что у завода нет внятной сбытовой политики.

Что происходит дальше? «Коммерсантъ» опубликовал материал, посвященный прокурорской проверке сбытовой сети на АвтоВАЗе. Оказывается, прокуратура Автозаводского района Тольятти направила дилерам концерна письмо, подписанное заместителем прокурора Андреем Логуновым. Причем копия этого послания есть у «Коммерсанта». Прокурорских работников интересует, сколько машин производства Волжского автозавода продают дилеры и сколько бы хотели получать.

Что любопытно — в письме подчеркивается, что причинами проверки стали «публикации в СМИ о невозможности приобрести товарные автомобили ООО "АвтоВАЗ"». О каких публикациях идет речь, не совсем понятно. Мы в «Республике» такого рода публикаций в Рунете не нашли. Зато мы нашли публикацию «Ведомостей» о прокурорских проверках на АвтоВАЗе со ссылкой на «Коммерсантъ». Это повергло нас в немалое изумление. Чтобы «Ведомости» начали ссылаться на своего извечного соперника, должно было произойти что-то очень серьезное.

Сразу оговоримся: мы никого ни в чем не обвиняем. Но два ведущих издания, одно с копией прокурорского письма, а второе со ссылкой на первое — это выглядит как минимум странно и подозрительно. Называя вещи своими именами, это немного похоже на госзаказ. На то, что АвтоВАЗ хотят «слить».

Новое увлечение премьера

А потом происходит еще более странная, можно даже сказать, невероятная штука. Выступая на заседании Союза машиностроителей России премьер-министр Владимир Путин заявляет, что повышение таможенных пошлин не поможет российскому автопрому. «Не нужно иллюзий, сегодня никто не в состоянии заставить покупателей приобретать товар уровня вчерашнего дня. Никакие уговоры или заградительные барьеры, таможенные пошлины здесь, по большому счету, не помогут», — подчеркнул российский премьер.

Заявление, мягко говоря, сенсационное, учитывая тот факт, что его сделал человек, фактически вручивший АвтоВАЗу 25 млрд бюджетных рублей и дважды одобрявший повышение тарифов на ввоз новых иномарок и введение запретительных пошлин на импорт подержанных — в конце прошлого года и в сентябре нынешнего.

И наконец, как говорят журналисты, бантик. «Ростехнологии» ведут переговоры о покупке у «Тройки Диалог» 13% акций КамАЗа, по некоторым данным, за $320 млн. Все-таки умеет «Тройка» продавать. В конце прошлого года она уже взяла за 10% процентов акций КамАЗа у Daimler $250 миллионов. А еще компания Рубена Варданяна сумела «впарить» 25% АвтоВАЗа за $1,2 млрд и 100% Musa Motors за $450 млн. На такие сделки нужно иметь особый талант.

Но речь не о «Тройке». Речь о том, что «Ростехнологии» становятся владельцем контрольного пакета КамАЗа, акции которого на этой новости на ММВБ взлетели на 28%. Говорят, что вопрос о покупке «Ростехнологиями» КамАЗа обсуждался на встрече премьер-министра с представителями Союзом машиностроителей — то есть там, где Владимир Путин раскритиковал таможенные пошлины. То есть речь-то, собственно говоря, о «Росавто» — национальном российском автопроизводителе, в который вольются и КамАЗ, и АвтоВАЗ, и еще 30% ярославского «Автодизеля». Похоже, что премьер всерьез увлекся новой идеей. Или его ею увлекли. Как прежде увлекали идеей спасения АвтоВАЗа.

Проблема в том, что возведение «Росавто» — задача не менее утопическая, чем реанимация АвтоВАЗа. Во-первых, в обоих случаях руководство возлагается на российских менеджеров-чиновников. Это изначально бесперспективно. Ни один российский менеджер и ни один российский чиновник пока не доказал, что он способен вытягивать автомобильный бизнес. Для этого нужны рыночные менеджеры, желательно западные. Во-вторых, АвтоВАЗ и КамАЗ имеют, мягко говоря, мало общего, и никакой синергии от их объединения ждать не следует. В-третьих, такой раздутый холдинг будет слишком неповоротливым и плохо управляемым. Нечто вроде министерства, в котором, для того чтобы ввести какую-нибудь инновацию, потребуется несколько сотен согласований.

Рудименты эпохи

И вот еще таможенные пошлины. Тут любопытный социальный казус. Введение заградительных пошлин вызвало в России волну митингов. И даже не одну. Введение заградительных пошлин критиковали абсолютно все эксперты и серьезные участники рынка (об АвтоВАЗе умолчим — компания с такими убытками и долгами не может считаться серьезной). Возможно, слова премьера сулят скорое освобождение от таможенного бремени? Автолюбители смогут покупать приличные машины за нормальные деньги. Жители Дальнего Востока смогут вернуться к прежнему бизнесу — перегонке праворульных иномарок, то есть вынырнут из нищеты, в которую их ввергло постановление правительства о возведении таможенных барьеров?

Может быть. Только не в этой пятилетке, пожалуй. Вспомним историю «Аэрофлота» и его роялти. «Аэрофлот» берет пролетные деньги с иностранных авиакомпаний, совершающих рейсы над территорией России, с самого, пожалуй, своего основания. Сначала эти отчисления вопросов вообще не вызывали. Потом их начали критиковать за рубежом. «Аэрофлот» молчал. Затем их начали критиковать в России. «Аэрофлот» молчал. Затем о недопустимости роялти заговорило правительство. «Аэрофлот» прервал обет молчания, признался во всех грехах и обещал от роялти отказаться. С тех пор прошло несколько лет. Все эти годы «Аэрофлот» признавал свою ошибку и обещал отказаться от пролетных денег. Только вот как отказаться от наркотика?

Велика вероятность, что примерно то же самое будет и с «Росавто». Правительство годами будет говорить о необходимости снижения таможенных пошлин, а «Росавто» — каяться в грехах. Позиция внешне принципиально отличная от АвтоВАЗа, а по сути — та же самая. Что же до АвтоВАЗа — ему в этой истории вообще места не останется.

0 коммент.:

Отправить комментарий