28.10.2009
Больше трех не собираться
Автор: Ирина МЕДНИКОВА
Делегации из пяти стран Центральной Азии – Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана – рассказали БДИПЧ ОБСЕ о проблемах с реализацией права на свободное объединение.
More...
Наша страна, по мнению одного из участников, заняла в негласном рейтинге по его соблюдению третье место – после Кыргызстана и Таджикистана. Самым большим вопросом, на который у официальной казахстанской делегации не нашлось ответа, стал факт нерегистрации партии «Алга!».
Региональный «круглый стол» «Свобода объединения в странах Центральной Азии», организованный БДИПЧ ОБСЕ, прошел 21—22 октября в Бишкеке. Участие в мероприятии приняли эксперты, международные и национальные НПО, международные организации, национальные институты по правам человека, представители государственных органов из стран Центральной Азии.
Официальную делегацию Казахстана представляли сотрудники Министерства юстиции Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры, Конституционного Совета, парламента и Верховного суда. Из демократических организаций это были Фонд развития парламентаризма, Хартия за права человека, Бюро по правам человека и соблюдению законности и другие.
Целью встречи стал обзор законодательства в области НПО в пяти странах Центральной Азии на предмет их соответствия международным стандартам по свободе объединений, обмен примерами практики в области обеспечения или необеспечения свобод объединения и, конечно же, определение дальнейших шагов для укрепления и усовершенствования положения в области свободы объединений в Центральной Азии.
Подробнее о международном мероприятии нам рассказал руководитель оргкомитета Народной партии «Алга!» Владимир Козлов, который представил на суд делегатов из пяти стран десятикратный отказ в регистрации своей партии.
- Скажите, пожалуйста, из пяти представленных стран где, как вам показалось из докладов, ситуация со свободой объединений наиболее острая, а где — благоприятная?
- Наиболее остро проблема стоит, конечно, в Туркменистане. У них только для того, чтобы получить юридический статус объединения, нужно 500 учредителей, представьте только — это касается общественного объединения! У нас, например, нужно 10 учредителей, и то мы считаем, что это много, потому что часто приходится искать на эти роли случайных людей, которые потом могут в процессе работы выходить из состава учредителей и создавать дополнительные проблемы.
А наиболее продвинутое государство — Кыргызстан, где допускается деятельность даже не прошедших регистрацию организаций. Они просто собираются и своим собранием создают общественное объединение, от имени которого потом выступают.
- А на каком месте наша страна по благоприятности ситуации со свободой объединений?
- Кыргызстан, потом Таджикистан, потом Казахстан. На третьем, я думаю. Таджикистан неожиданно очень продвинулся в этом смысле, у них была даже больше делегация, чем у нас, представленная поровну — официальной и неофициальной сторонами. У нас тоже примерно пополам. От Туркменистана представлены были буквально 1—2 человека.
- В каком формате была выстроена работа, удалось ли в очередной раз донести свои тезисы до нашей официальной делегации?
- Меня приятно удивил формат «круглого стола»: можно было разговаривать о более конкретных вещах, нежели в Варшаве (Ежегодное совещание ОБСЕ по человеческому измерению — ред.). Если в Варшаве одно слово предоставляется представителям НПО, а потом одно — представителям официальной делегации, то здесь была полноценная дискуссия, где выступать можно было несколько раз.
Представители власти была неприятно удивлены, что на поток привычной лжи о том, как в Казахстане все хорошо, мы предоставляли свои аргументы и факты, после чего они были просто публично приперты к стене. Даже в кулуарах они начали говорить о том, что, мол, «мы здесь делаем вообще, надо уезжать». Их явно не устраивал такой формат.
Но потом все равно пришлось работать. Сначала были заседания в рабочих группах по шести основным темам с модераторами — мы говорили о своих проблемах и вырабатывали рекомендации. Потом создали шесть пакетов документов, после чего нас объединили в группы по странам — официальная и неофициальная делегация, где мы дискутировали уже между собой, выбирая рекомендации, которые касались только нашей страны. Власть со многим соглашалась, но на самых важных моментах пыталась отбиться.
- Например, каким образом?
- Например, мы снова подняли вопрос по Жовтису. Прозвучал доклад комиссара ООН по правам человека Натальи Сейтмуратовой на тему декларации ООН по правозащитникам, и я сразу задал вопрос: «У нас есть правозащитник и есть по нему такая-то ситуация, будете ли вы что-то делать?»
Но тут наш верховный судья, г-н Касимов, призвал всех не обсуждать тему Жовтиса, якобы он совершил преступление и должен отвечать. Но судья получил мощную отповедь от модератора, который напомнил ему, что все имеют право говорить здесь все, что считают нужным, и никто никого не имеет права прерывать. Судья просто сел. Он вообще не раз пытался что-то сказать в таком же духе.
- Поделитесь с нами своими тезисами — какие проблемы вы затронули?
- Я участвовал в двух сессиях — «Регистрация общественного объединения» и «Как другие виды законодательства могут влиять на деятельность общественных объединений». Привел пример того, как мы получили отказ в регистрации десять раз. Причиной называется якобы совпадение нашего нового названия со старым.
Я спросил прямо там представителя Минюста: «Где совпадение названия «Да здравствует демократия» с названием «Демократический выбор Казахстана»? Он не смог ничего ответить.
- А другие делегации слышали, что вы десять раз получили отказ в регистрации, это была общая сессия?
- Да, слышали...
- И какова была их реакция?
- В ответ был только смех!
- У кого-то была похожая ситуация или Казахстан эксклюзивен?
- Нет, не было, мы такие одни.
- А что будет дальше? Как БДИПЧ может помочь вам?
- Дальше БДИПЧ соберет утвержденные нами рекомендации и сделает пакет документов, которые распространит в наши правительства. Причем у БДИПЧ всегда есть собственный пакет рекомендаций, но оно не имеет права предъявлять их странам, так как это вмешательство в политику страны. Но здесь они распространят рекомендации не от себя, а от рабочей группы, в которую входили и члены гражданского общества и официальной делегации.
- Вы возлагаете надежды на эти рекомендации?
- Вообще надо исходить из того, что вода камень точит, но это происходит не быстро. И самое главное — мы не должны рассчитывать только на рекомендации БДИПЧ, мы должны работать со своим гражданским обществом, иначе ничего не сможем изменить. Надо работать с ним каждый день и там, где оно находится.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий