Автор: Ксения БОНДАЛ
Фото: Андрей ХАЛИН
«Круглый стол» по американо-казахстанской инициативе государственно-частного партнерства (PEPPI) свелся к обсуждению экономической интеграции в Центральной Азии, а точнее, к поискам ответов на вопрос, почему она не происходит - интереса нет.
Мероприятие больше напоминало затянувшийся брифинг: четыре спикера за длинным столом, внимая речам которых, журналисты и представители компаний ютились на стульях. Сами же ораторы плохо укладывались в рамки заданной тематики — о том, как «китайско-ориентированный Казахстан может посотрудничать с дядей Сэмом».
Сингапур в пример
Известный в Казахстане своим «нефтяным» прошлым экс-министр энергетики и природных ресурсов, а ныне председатель совета директоров холдинга «Ланкастер Групп» Нурлан Каппаров начал спич с мажорной ноты. Мол, значение Казахстана в экономической интеграции между Западом и Востоком невозможно недооценить.
- Казахстан наделен огромными природными ресурсами, которые важны для индустриализации, — отметил г-н Каппаров и добавил, что еще одним важным фактором в пользу нашей страны является большая территория, которая «жизненно важна для развития сельского хозяйства и укрепления продовольственной безопасности в регионе».
Другим аргументом в пользу теории позиционирования Казахстана индустриальным узловым центром в отдельно взятом азиатском регионе спикер считает существующую систему налогообложения, которую он назвал к тому же «привлекательной». Многие страны, по его мнению, «должны завидовать Казахстану за то, что у него такое низкое налогообложение».
Далее спикер признал, что есть и проблемы, в частности, в административных барьерах, которые, по его словам, мешают привлекать иностранных инвесторов. Поэтому, считает он, необходимо снять бюрократические препоны, о чем, к слову, отечественные предприниматели безрезультатно говорят уже не первый год.
- Вы прекрасно знаете: если хочешь делать бизнес в Казахстане, приходится иметь дело с большим количеством министерств и ведомств. Приходится пройти круги как минимум десяти госорганов, что сложно для иностранных инвесторов, — акцентировал внимание Нурлан Каппаров и выдвинул предложение: — Необходимо создать в стране единый подход (создания условий для развития бизнеса — авт.), как, например, Бюро экономического развития в Сингапуре. Чтобы (предпринимателям — авт.), как там, можно было подать документы в одно окно, а получить после все подписанные документы также из одного окна в сжатые сроки.
Ближе искать неинтересно?
Но прежде чем любоваться отражением сингапурских витрин, неплохо разобраться в экономических отношениях Казахстана со своими соседями. Почему они не становятся нашими стратегическими партнерами в интеграционных процессах?
Точки над «i» в этом вопросе попыталась расставить директор Центра исследования общественно-государственной политики Меруерт Махмутова.
За годы независимости, напомнила она, Казахстан подписал немало региональных соглашений, в том числе договор о свободной торговле, центрально-азиатском экономическом сотрудничестве, и вошел в не меньшее количество интеграционных объединений: Таможенный союз 1995 года, ШОС, Организацию экономического сотрудничества, ЕврАзЭС.
- То есть условия для развития интеграции есть, но она у нас сложно продвигается. Главное препятствие для продвижения региональной интеграции на сегодняшний день в том, что экономики стран ЦА очень похожи по своей структуре и являются конкурирующими друг с другом, а не взаимодополняющими, — объяснила нежелание некоторых соседей Казахстана по СНГ участвовать в процессе региональной интеграции эксперт.
Есть и отличия, продолжила она, которые заключаются в том, что экономики стран Центрально-Азиатского региона находятся на различных этапах реформирования:
- Доля частного сектора у них не одинакова, равно как и уровень открытости рынков для инвесторов. Есть противоречия в торговой политике, где присутствует национальный эгоизм сторон и самих стран, которая к тому же связана с согласованием национальных позицией стран при вступлении в ВТО, — пояснила г-жа Махмутова.
Наиболее же весомым аргументом из уст директора Центра исследования общественно-государственной политики стало утверждение, что центральноазиатские государства не выступают для Казахстана значимыми торговыми партнерами, поскольку экспортно-импортные операции с ними не превышают 5% товарооборота.
18.11.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий