04.11.2009
Маргулана уже ищут. Кто следующий?
Автор: Роман СОЛОДЧЕНКО
Нашего полку прибыло - в розыск объявлен собственник «Альянс Банка» Маргулан Сейсенбаев. Особых сомнений в том, что это событие рано или поздно случится, ни у кого не было, тем не менее, предсказуемость властей в этом вопросе даёт возможность надеяться, что и прочие прогнозы когда-нибудь да осуществятся.
More...
Официальным предлогом обращения в Интерпол стал «преступный вывод из банка 16 млрд. тенге», но мы знаем, что с той же непоколебимой убеждённостью прокуратура могла бы обвинить Маргулана в измене родине, убийстве, наркотрафике или изнасиловании. Повод не важен, важны намерения. Атака на руководство «Альянса» говорит о том, что требования власти к бизнесу ужесточаются.
Первой ступенькой в этой эволюции ещё с конца 90-х годов было условие не выступать против власти. Бизнес развивался независимо от степени лояльности его владельцев к президенту. С 2000 года после того, как молодые технократы большей частью покинули правительство, власть стала претендовать на долю в бизнесе. После разгрома ДВК в 2002 году эти притязания превратились в обязательное условие.
Теперь для успешной работы в Казахстане необходимо было не только сохранять нейтралитет в отношении президента, но и безвозмездно переписать на него долю бизнеса. Целью, которую преследовал глава государства, было не столько личное обогащение, поскольку доля зачастую не обеспечивала постоянных дивидендов, сколько сохранение контроля за здравомыслящими и финансово независимыми владельцами.
Эти условия распространялись в равной степени на отечественных и иностранных инвесторов с той только разницей, что после скандала с Гиффеном официальным держателем доли в совместных проектах выступало государство. Те же самые требования молчать и делиться предъявлялись и к государственным чиновникам и к членам президентской семьи. Редкий случай объективного и равного подхода в истории независимого Казахстана.
Паритет сохранялся до 2007 года и был нарушен с громким скандалом и бегством из страны старшего зятя президента. Уязвлённый в лучших чувствах Нурсултан Абишевич, не раз и не два покорив себя за мягкосердечность, решил не полагаться впредь на элементарную порядочность и вечную благодарность своих верноподданных.
Чтобы не повторять прошлых ошибок, ужесточение требований повели сразу в двух направлениях. Лояльность и отказ от противостояния власти превратился в требование активного сотрудничества, а доля в контролирующий пакет. Транслировать нововведения через средства массовой информации посчитали нескромным, поэтому для доведения новых условий до заинтересованной аудитории прибегли к испытанному методу «из уст в уста».
Начали с наиболее уязвимой и бесправной перед властью категории госчиновников. Если первые аресты среди преданных «солдат партии» ещё вызывали недоумённые вопросы, то как только стало понятно, что они санкционированы с «самого верха», любопытство резко пошло на спад. Народ быстро осознал, что борьба с коррупцией имеет к самой коррупции такое же отношение, как опричнина к укреплению моральных устоев. Наиболее смекалистые чиновники поспешили сменить дым отечества на не столь сладкий, зато гарантированный воздух зарубежья. Оставшимся пришлось полагаться на «авось пронесёт».
К середине 2008 года дошла очередь и до банкиров. В историях четырёх крупнейших банков, как в зеркале отразились устремления и чаяния власти. В наибольшей степени меры правительства по поддержке финансового сектора пошли на пользу «Народному банку Казхастана». Самый консервативный банк получил в порядке реституции всех потерянных в конкурентной борьбе депозиторов и право первого голоса в дележе кредитного портфеля БТА. Председатель правления «Народного» пересел в кресло главы Нацбанка, а его главный акционер опосредованно, но ощутимо укрепил свои позиции в экономике страны.
Следующим в списке идёт «Казком», который если и не выиграл, то и не проиграл. Председатель правления сохранила своё кресло, а главный акционер, потеряв контроль в пользу президента, тем не менее, сохранил за собой урезанную долю и свободу передвижения.
По идее «Альянс» должен был быть разыгран по сценарию «Казкома». Политических амбиций у Маргулана Калиевича отродясь не было, а контроль в банке он готов был отдать за одно стандартное изображение Аблай-хана. К сожалению, в новых условиях власть посчитала это недостаточным. В итоге акционер «Альянса» пополнил ряды разыскиваемых отпускников, а бывший председатель правления — ряды узников совести.
Столь бескомпромиссный подход заставляет задуматься о том, насколько гарантирован покой руководства и совладельцев «Казкома». Как показывает пример «Альянса», молча делиться с президентом для этого уже недостаточно, и завтра те же самые люди, которые шьют дела в БТА и «Альянсе» могут постучаться в их двери. На месте Нуржана Салькеновича и Нины Ароновны я бы либо искал возможности чем-то послужить президенту и стране, либо уже вертел вечерами школьный глобус и подбирал чемоданы.
БТА в свете новых установок логично замыкает список, но дело даже не в наших потерях. На примере нашего банка власти отработали новую эффективную схему экспроприации активов, которая без сомнений ещё много раз будет ими востребована. Она логична, изящна и почти легитимна.
Первым шагом АФН предписывает приговорённому банку досоздать провизии в объёме, превышающем собственный капитал. Вторым — вводит государственное управление и запирает/выпроваживает (нужное подчеркнуть) всю управленческую команду банка. Третьим шагом списывается на убытки половина кредитного портфеля и проводится реструктуризация долгов. Списанный портфель делится отдельно, а очищенный от долгов и убытков банк готов к дальнейшему употреблению.
Сегодня под разговоры о возрастании роли государства в кризисный период власть в лице президента, членов его семьи и ближайших ставленников уже прибрала к рукам «Народный банк», «Казком», БТА, «Альянс», «Темир» и Нурбанк. Не исключено, что следующим на очереди будет «ЦентрКредит». Переписывание доли на президента можно будет осуществить, не потревожив иностранных акционеров банка, благо механизмы для этого уже отработаны. Мелкие банки перед употреблением укрупнят руками АФН, чтобы отсеять ненужную проблемную шелуху.
И можно было бы не делать проблемы из того факта, что банковский сектор переходит под контроль власти. Работали же банки при Советском Союзе, а в Узбекистане и до сих пор так работают. Проблема заключается в том, что власть не может обеспечить эффективную работу банков. У власти другие цели.
Можно с достаточной долей вероятности предположить, что по выходу из кризиса казахстанские банки будут сворачивать свою деятельность за пределами страны, там, где их тяжелее контролировать. Консервативнее станет внутренняя кредитная политика, сведутся к минимуму внешние заимствования, практически исчезнет конкуренция. А значит невостребованным останется и огромный экспортный потенциал казахстанского финансового сектора.
Потенциал, наработанный годами реформ и совместными усилиями банкиров и чиновников. Потенциал, признаваемый и уважаемый иностранными инвесторами. Впрочем, и граждан, которых эти вопросы будут беспокоить, будет оставаться в Казахстане всё меньше и меньше.
Источник: http://solodchenko.blogspot.com/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий