04.11.2009

Больше денег - больше жалоб на медиков


Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО

Чиновники от медицины не стремятся сэкономить бюджетные деньги и одновременно облегчить жизнь пациентов. К такому выводу пришли сотрудники общественного фонда «Аман-саулык» во время пилотной акции в Семее, целью которой было выявить болевые точки в оказании медико-социальных услуг.
More...
За один день удалось не только помочь более чем ста посетителям, но и сделать важные выводы.

С января 2009 года вступил в действие Бюджетный кодекс, согласно статье 113 которого в комплексную оценку эффективности деятельности государственных органов была включена оценка качества оказания госуслуг на основе опроса получателей. Реализовать это положение кодекса и пытались НПОшники из «Аман-саулыка».

- Хочу подчеркнуть, что мы — не новый проверяющий орган, — отметила в разговоре с «Республикой» президент фонда Бахыт Туменова. — Нашей целью был поиск механизмов, с помощью которых можно оценивать качество государственных услуг.

Фонд «Аман-саулык» заранее сделал объявление в СМИ о приеме граждан по проблемам лекарственного обеспечения, государственного объема бесплатной медицинской помощи, инвалидности. Записалось 76 человек, пришло — 107. Прием велся «на трех столах» — вместе с начальником управления медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Восточно-Казахстанской области Ларисой Пономаревой, замначальника областного управления здравоохранения Галией Жуасбаевой и представителем департамента социальной защиты по ВКО Розой Булешовой. Таким образом, на обращения граждан могли комплексно ответить «медицина», «социалка» и орган, назначающий инвалидность.

Кроме того, в приеме принимала участие начальник управления Центра по исследованию финансовых нарушений Счетного комитета по контролю за исполнением госбюджета Турсынзада Кожахметова. Бахыт Туменова особо отметила роль Счетного комитета в проекте:

- Можно вспомнить, что 15 лет назад бюджет здравоохранения был в 10 раз меньше нынешнего, а жалоб от населения меньше не становится. Важно понять, куда идут деньги? Как можно минимизировать расходы бюджета на охрану здоровья граждан?

В основном люди приходили удостовериться в правильности назначения группы инвалидности, были недовольные качеством оказания медпомощи, испытавшие трудности при получении бесплатных медикаментов.

- Например, приходят мужчины 40—50 лет, у которых нет руки, — рассказала Бахыт Ниязбековна. — У них, по нашим законам, III группа инвалидности, то есть они могут работать с ограничением трудоспособности. Но они претендовали на II группу, не дающую права работать, но предусматривающую большее пособие. Почему? Ведь у нас столько говорится о том, что надо прекращать иждивенчество.

В беседе с обратившимися выяснилось, что они просто не могут найти работу или получить другую профессию. То есть проблема здесь не медицинская — социальная. Пособие по инвалидности не обеспечивает содержания самого инвалида, не говоря уже о содержании его семьи.

- Те пособия, которые даются, не соответствуют реальному прожиточному минимуму. Люди не хотят урвать — им трудно выжить на пособия, — прояснила ситуацию г-жа Туменова. — Я давно говорю поэтому, что министерства здравоохранения и соцзащиты должны «жить под одной крышей». Нужна координация действий — только тогда будет результат. А вопросы трудоустройства нужно выделить в отдельную «отрасль» — тогда и рабочих мест, наверное, побольше будет.

- Цель назначения группы инвалидности — вернуть человека в строй. Когда мы даем инвалиду пособие, — продолжила глава фонда, — мы говорим: ты не работай года два, но поправь свое здоровье. Но пособие гораздо меньше, чем зарплата, его не хватает на жизнь, не только на реабилитацию. Плюс у нас нет хороших реабилитационных программ, центров, протезов. В итоге инвалидность остается пожизненной.

В итоге потери обоюдны: государство тратит бюджетные средства на пособия, а человек влачит жалкое существование на эти деньги.

Анализ проблем обратившихся выявил и другие нестыковки как в социальной политике государства, так и в ее реализации на местах. Например, пришла семья, в которой четверо инвалидов. У матери — I группа (то есть лежачая больная), она не может получить полагающиеся памперсы — не тот размер закупили.

- Почему не дать ей чек на получение памперсов? — задалась вопросом г-жа Туменова. — Чек, а не деньги. На этот чек ее родственники купят памперсы требуемого размера. Высвободятся ненужные чиновники, больше денег сохранится в бюджете, и в результате больше памперсов можно будет выделить для больных!

У двоих других членов этой семьи высокая степень близорукости, им грозит отслойка сетчатки (слепота). Направление на операцию у них есть, но в местной клинике говорят: можем прооперировать только платно, за 21000 тенге, потому что у нас уже закончился госзаказ. Людям предлагают ехать на операцию... в Алматы — там квоты не исчерпаны.

- А разве нельзя продлить госзаказ местной больнице? Ведь эта огромная экономия бюджетных денег, — предложила глава фонда «Аман-саулык». — Получается, у чиновников нет заинтересованности, нет желания разобраться, как сделать так, чтобы и человеку лучше, и государству дешевле. У чиновников нет понимания, что они живут на народные деньги.

Социальная напряженность в обществе, сделала вывод Бахыт Туменова, в итоге порождается не оппозицией, а такими вот госчиновниками, которые «сидят на своих местах и не вникают, не разбираются, не доходят до истины, не желают поставить во главу угла человека, его проблемы».

0 коммент.:

Отправить комментарий