13.11.2009

Президент Казахстана ответил на вопросы



Автор: Евгения МАЖИТОВА

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в прямом эфире ответил на вопросы населения. Одними из первых прозвучали ответы на вопросы на финансовые темы, которые задали в прямом эфире из Алматинского финансового центра.


Так, предприниматель Вадим Амиров поинтересовался, не возьмут ли иностранные инвесторы контроль над теми банками, которые имеют значительные внешние долги. На что Нурсултан Абишевич признал, что Казахстан пережил тяжелейшие времена в банковском секторе страны в начале этого года. Причем, он уточнил, что особенно тяжелая ситуация была в банке «ТуранАлем» (старое название «БТА Банка» -ред):

- Особенно банк «ТуранАлем» оказался на грани банкротства. Если бы в пятницу правительство не вошло в капитал, то в понедельник мы бы объявили банкротство. Изучая историю Великой депрессии в Америке 30-х годов, я точно знал, что именно с банкротства первого банка, которое допустило государство, начался весь хаос. Мы этого не могли сделать. Поэтому, чтобы дать ликвидность и дать возможность банкам рассчитываться с западными долгами, государство — я от имени государства — выделил из Национального Фонда 480 миллиардов тенге, которыми мы вошли в капитал четырех системообразующих банков нашей страны.

Далее президент заверил, что в настоящее время финансовая система стабилизирована:

- Конечно это не то, что раньше было, но я смотрю, уже сейчас обстановка неплохая. На 1,5% вырос основной капитал, сейчас кредитование экономики выросло на 7,6%, банки начинают оживать, появляются деньги. Я думаю, все больше и больше они будут заниматься кредитованием экономики».

Вместе с тем, президент согласился, что да, частично может быть инвесторы или кредиторы будут участвовать, но полного владения системообразующими банками иностранными банками не будет. «Этого мы не допустим, это вопрос национальной безопасности финансовой системы страны. Но как финансисты, вы хорошо знаете, что присутствие иностранных банков в стране — это тоже благо. Это создает конкуренцию, это позволяет снизить ставки, правильно? И они частично будут участвовать.

Последующую фразу, мы откровенно говоря, не поняли. Нурсултан Назарбаев сказал буквально следующее: «Допустим, банк БТА, приобретенный итальянскими крупными банками, он работает в нашей системе тоже. Так что мы не допустим, чтобы полностью владели системообразующими банками иностранные банкиры».

Если господин президент ничего не перепутал, то выходит, что БТА купили итальянцы. Когда успели? Когда президент был с государственным визитом в Италии?

Следующим был вопрос о роли национальной валюты, ее возможной девальвации и тех статьях, что появились в СМИ за подписью Нурсултана Абишевича «Ключи от кризиса» и «Пятый путь». Вопрос президенту понравился. Он неприминул похвастаться тем, что эти бессмертные труды передал всем «лидерам европейских государств, с которыми встречался, в том числе передал Папе Римскому Бенедикту XVI вместе с моим обращением к нему.»

И в целом его идеи относительно строительства новой финансовой архитектуры правильные, несмотря на все критику злопыхателей.

Нет, президент, конечно, ничего такого не говорил. Эту мысль он высказал как принято на Востоке — витиевато, не без доли гордости за свое свершение: «Я в своих статьях говорил о том, что в конце концов не может весь мир зависеть от одной валюты, которую печатает печатный станок какой-то страны, и мы не знаем, когда он прекратит печатать и когда он начнет увеличивать эти деньги, от которых мы будем все зависеть. Это нонсенс. Запущенная 60 лет тому назад система не может работать все время, потому что мир меняется... Я думаю, что примерно группа, которая работает у президента Барака Обамы по этому вопросу, тоже говорит об этом. Мои беседы с лауреатами Нобелевской Премии по экономике говорят, что примерно русло такое».

Что же касается девальвации, то президент уверен, что «в прошлом году в условиях рецессии, тяжелого положения, мы правильно сделали, что девальвировали нашу национальную валюту. Таким образом мы помогли нашей экономике, особенно экспортерам. И даже вот крупные предприятия, которые помогали рабочим не увольняться, им тоже надо было дать возможность заработать такие деньги».

То есть, помните фразу главы ФНБ «Самрук Казана» Кайрата Келембетова о том, что на девальвации заработала вся страна? То-то же. Это было не личное мнение или желание защитить значительные доходы некоторых компаний за счет девальвации национальной валюты на фоне обесценивания доходов большей части населения страны. Это, оказывается, официальная позиция казахстанских властей.

Ну а в целом тенге имеет большое будущее и для новой девальвации нет никаких причин, заверил граждан Нурсултан Абишевич: «Золотовалютные резервы страны растут, несмотря на кризис, вы сами знаете, да? Инфляция низкая, ниже, чем в прошлом году. Так что оснований говорить о девальвации, нет. Некоторые на этом спекулируют, время от времени запускают слухи, несмотря на то, что национальный банк постоянно говорит об этом».

А еще призвал начать доверять. Если уж не получается доверять правительству, то вот ему самому — можно: «Я лично, например, всегда говорил правду народу, какая бы она тяжелая не была. Если я что-то говорил, я пытался выполнить это. Невыполнимые вещи даже в программу стараюсь не включать. Так что, не беспокойтесь».

0 коммент.:

Отправить комментарий