Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ
По данным Ассоциации финансистов Казахстана, в стране выдано ипотечных займов на 700 млрд тенге, а рефинансировано кредитов за счет госсредств на 120 млрд тенге.
При этом очень большое количество выданных кредитов осталось вне программ реструктуризации, люди теряют единственное жилье. Выход из создавшейся ситуации в АФК видят в разумном разделении рисков между ипотечниками, банками и государством.
Очередная попытка ипотечников из общественного объединения «Оставим народу жилье» («ОНЖ») договориться с руководителями алматинских филиалов казахстанских банков и представителями АФК и АФН ни к каким существенным результатам не привела. Разговор, состоявшийся в конференц-зале акимата Алмалинского района города Алматы, получился очень напряженным и нервным. Стоит отметить, что на встрече в райакимате изначально предполагался несколько иной состав участников: вместо банкиров отвечать на вопросы ипотечников должны были шесть депутатов парламента. Однако присутствовали только сенатор Жумабек Турегельдинов и мажилисмен Николай Турецкий, да и те особой активности не проявили.
БВУ от своего не откажутся
Тон трудному разговору задал председатель ОО «Оставим народу жилье» Есенбек Уктешбаев, который, обращаясь к присутствовавшим банкирам, обратил их внимание на то, что БВУ в последнее время начали предлагать «не очень выгодные заемщикам» реструктуризационные программы.
- У заемщицы «АТФ Банка» (члена «ОНЖ» — авт.) основной долг составляет 102318 долларов, — рассказал он. — Для того чтобы ей получить отсрочку, оказывается, необходимо перезаключить договор с банком... уже на другую сумму — 142598 долларов. Кроме того, по истечении льготного периода будут накручиваться проценты не только на основной долг, но также и на проценты. Мы считаем это неправильным. Лично я под эту программу не подпишусь!
Банкиры отпираться не стали. По словам директора департамента продаж «АТФ Банка» Нурлана Акшанова, действительно, в банке «в сумму основного долга включали просроченное вознаграждение и сумму основного долга, который не был выплачен»:
- Мы давали льготный период порядка 12 месяцев, на этот льготный период ставка была порядка 6% годовых. И после этого периода ставка возвращалась на прежний уровень. Но отказываться от суммы просроченного вознаграждения мы не можем, потому что это наши доходы и по ним мы выплачиваем вознаграждения нашим вкладчикам, которые являются такой же частью народа, как и ипотечники.
Первый заместитель председателя алматинского городского филиала АО «Темiрбанк» Алмат Джунусов поддержал коллегу:
- В день к нам поступают 5—10 заявлений от членов общественного объединения. Ориентировочно это, я думаю, 60—70% наших заемщиков. Понятно, что пойти навстречу 60—70% мы не можем. Максимально, на что мы можем пойти, это (реструктуризация — авт.) до 40% от суммы ежемесячного платежа.
Принудительное предупреждение
Следующий пример еще больше накалил и без того тяжелую обстановку в зале. К микрофону вышла активист ОО «Оставим народу жилье», клиент АО «БТА Ипотека» Алия Темиргалиева, не скрывавшая своих негативных эмоций:
- У меня однокомнатная квартира в 37 кв. метров, там проживают моя мама — ей 75 лет и мой двухлетний ребенок. С 2003 года я кредитуюсь в «БТА Ипотека» и до 2007 года ко мне абсолютно никаких претензий не было... О том, что прошел суд и меня выселяют, я узнала из уведомления 18-го числа. Теперь я читаю: «В противном случае, если вы не выселитесь, решение суда будет исполнено в принудительном порядке с участием сотрудников полиции путем взлома квартиры». Господа депутаты, что это такое?!
Несмотря на введение еще в мае нынешнего года моратория на внесудебную реализацию жилья, сказала она, согласно справке, у нее «уже в начале июня не было квартиры». При этом г-же Темиргалиевой компанией было отказано в уплате суммы, которую она способна ежемесячно выплачивать.
- Я не могу прокомментировать вашу ситуацию и те действия, которые совершала «БТА Ипотека». Давайте обменяемся контактами и разберемся в вашей конкретной ситуации. Вообще, в принципе, такого не должно быть, — ответила ипотечнице управляющий директор АО «БТА Банк» Кунсулу Капбасова, пообещавшая поднять данный вопрос перед руководством дочерней организации.
Другие ипотечники были настроены гораздо более решительно и пытались ставить свои условия.
- Я вообще не понимаю! Вы что, хотите, чтобы мы вообще отказались от вас?! — чуть не угрожала представитель «ОНЖ» Сания Ниязова. — Тогда что с нами будете делать? Единственное жилье мы не отдадим! Имейте в виду: ипотечник не один, за ним «хвост»: родители, дети, братья безработные, аульные...
Цены на жилье, потребовала она, должны быть пересмотрены. Во-первых, по причине падения рыночной стоимости жилой площади в стране и, во-вторых, по причине проведенной Нацбанком девальвации тенге, в результате которой ипотечники должны выплачивать кредиты по курсу не 120, а по 150 тенге за доллар.
- И потом, вы должны знать: ипотечники по Казахстану — все регионы с нами. Они ваши будущие клиенты. А ну-ка, если все клиенты перестанут в банк ходить — тогда как вы будете существовать? Все время государство будет «целоваться» с вами? Нет! — заявила г-жа Ниязова.
Работа над «согласными»
Однако если сейчас все прекратят погашение ипотечных кредитов, считает заместитель председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Мурат Байсынов, то у банков «не будет даже возможности обслуживать текущие платежи юридических и физических лиц за поставки продуктов питания»:
- Весь оборот, который у них идет, приостановится. Этого тоже нельзя допустить. Поэтому действительно нужно найти баланс, который бы удовлетворял и банки, и ипотечников, и не пострадали при этом и другие клиенты банка — те же депозиторы.
По словам г-на Байсынова, сегодня весь поток жалоб идет в АФН. В связи с этим регулятором уже разработан законопроект, который, в частности, не допускал бы «перегибов в деятельности банков».
- Например, чтобы банки не накручивали пени безостановочно. Потому что сейчас существует такая практика, что пени иногда «перевешивают» основной кредит и вознаграждение, по которым выдан кредит, — объяснил он. — Хотим ограничить возможность внесудебной реализации вообще, если нет согласия заемщика. Хотим также законодательно предоставить возможность, чтобы заемщик имел право сам найти покупателя на свое жилье. Если он находит, то он имеет право организовать продажу именно этому покупателю.
Кроме того, АФН намерено «законодательно запретить индексацию — зависимость кредита от курса доллара» и обсудить вопрос о «возможности обратной силы» договора.
- Сегодня мы заставляем банки на первых двух листах указывать крупными шрифтами основные моменты условий договора, то есть ставку вознаграждения, условия и график погашения, — «похвастался» он. — Потому что имелись случаи, когда ставка вознаграждения обозначалась в 12 или 15%, а эффективная годовая ставка — 30—40%, но эффективная ставка указывалась в самом конце мелким шрифтом.
Без государства — никуда
Ситуация действительно очень сложная, согласен председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов. По его информации, первая программа по рефинансированию ипотеки на миллиард долларов коснулась только каждого третьего ипотечника.
- У нас примерно 700 млрд тенге кредитов выдано по ипотеке, а облегчено положение только на 120 млрд тенге. Значит, у нас еще осталось, условно говоря, ипотечных кредитов на 580 млрд тенге, из них, даже если предположим, что 30% проблемных, все же очень большое количество граждан осталось вне программы, — привел он данные.
В этих условиях главная идея заключается в том, чтобы сегодня разумно разделить риски между ипотечниками, банкирами и государством. В настоящее время по инициативе депутатов разрабатывается проект закона «О реструктуризации», в котором будут представлены «13 направлений реструктуризации». Принципиальный вопрос касается компенсации убытков при девальвации, при смене валюты кредита. В этой связи Серик Аханов предлагает пролонгацию начатой программы рефинансирования ипотеки на 120 млрд тенге:
- Почему? Потому что там часть средств возвращается — давайте эти средства пустим опять на рефинансирование ипотеки, на облегчение положения. Второе предложение. Мы понимаем, у нас сейчас минус три процента дефицита бюджета, то есть в стране тоже очень сложное положение с бюджетом. Но, может быть, государство изыщет дополнительные средства?.. В виде прямой помощи?
В конце концов, признался председатель совета АФК, без поддержки государства в этом вопросе просто не обойтись, так как банки сами не в состоянии помочь заемщикам:
- Нужна помощь и АФН, и правительства, и партии, и депутатов наших уважаемых, за которых мы голосовали, и государства — прежде всего... Но самое главное, что каждый поодиночке ничего не сделает!
25.11.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий