07.12.2009

Национальное единство по-есимовски


Автор: Сергей УТКИН

Бурное обсуждение национального вопроса в Казахстане вызвал проект Доктрины национального единства. На мой взгляд, принципиально обсуждать нечего. Есть Конституция – в ней все сказано. Непонятно содержание? Есть Конституционный совет. Если у кого-то есть желание изменить Конституцию – предлагайте конкретные варианты, давайте обсудим.
А переливать из пустого в порожнее и возбуждать межнациональную конфронтацию не надо.

Поэтому я не поддерживаю ни саму доктрину (как документ), ни группу будущих голодающих во главе с господином Шахановым.

Я за то, чтобы каждый мог, если хочет, называть себя казахом, русским, уйгуром, корейцем и т.д.

Я за то, чтобы каждый мог свободно изучать свой родной язык и культуру своего народа.

Но я против того, чтобы государство (административная власть) при осуществлении своих функций делила людей по национальному (этническому) признаку.

Я за отсутствие и неприятие любой дискриминации.

Разве эти принципы нужно обсуждать? Давайте лучше рассмотрим один из последних примеров «национального единства» в Алматы.

Ахметжан Есимов, возглавляя одно из недавних заседаний городского акимата, подписал постановление, которым изменил язык обучения в средней школе № 39 с русского на казахский. Поскольку несколько сотен детей и педагогов в одночасье не стали свободно говорить по-казахски, пришлось всех принудительно переводить в другие учебные заведения. Причем, только с одной целью — чтобы освободить места для других детей и учителей (с казахским языком обучения).

Понимая, что открыто говорить об этом как-то неудобно, работники отдела образования затеяли в здании школы № 39 ремонт и объявили родителям на собрании, что всех детей переводят в другие школы якобы только на время, а до конца 2009 года все вернутся на свои места. Но сами во время ремонта направили акиму письмо, в котором просили изменить язык обучения с русского на казахский.

Ахметжан Есимов, являющийся по должности представителем президента, видимо, решил уже на практике продемонстрировать будущую Доктрину национального единства и без колебаний подписал соответствующее постановление (поговаривают, что в отделе образования, выступившем с этой инициативой, якобы работает его родственница, но это к слову — авт.).

И вот родители случайно узнают, что после ремонта в их школу набирают совершенно других детей и преподавателей, причем исключительно по языковому признаку, а их «временный» перевод получается навсегда. Представляете себе, какое тут началось «национальное единство»?

Активисты в итоге решают встать на правовой путь разрешения конфликтной ситуации и подают иск в Бостандыкский районный суд. Судья Жакупова, также назначенная на свою должность лично президентом, руководствуясь Конституцией и, видимо, также прочитавшая проект Доктрины национального единства, практически в течение одного судебного заседания, не длящегося и одного часа, выносит решение об отказе истцам в удовлетворении их требований.

Фактически судья признала право чиновников города Алматы выгонять из учреждений образования любого ученика или преподавателя только на том основании, что его место приглянулось для другого ребенка или учителя, говорящего на другом языке.



Естественно, что Закон «Об образовании», основанный на положениях Конституции, не предусматривает такого основания для принудительного перевода учащихся и преподавателей. Поэтому отмечу (к чести прокуратуры), что принимавшая участие в судебном заседании помощник прокурора Мурзамадиева А.А. просила суд исковые требования родителей удовлетворить.

Вот этот пример — реальная жизнь, где представители президента наглядно демонстрируют в действии Доктрину «национального единства». Думаю, будет полезным его обсудить.

Вот как бы мог поступить Ахметжан Есимов, если бы просто руководствовался Конституцией, законом и здравым смыслом? Мог построить новую школу для обучения на казахском языке и принять в нее детей и преподавателей, которые пришли на место изгнанных. Мог открыть в школе № 39 дополнительные классы с обучением на казахском языке (благо условия позволяли — там все учились в одну смену), не ущемляя прав русскоязычных учащихся и преподавателей.

Мог в принципе прекратить набор в первые классы этой школы обучающихся на русском языке, и постепенно (с годами) школа стала бы исключительно казахскоговорящей. В конце концов, мог честно сказать родителям, честно объяснить ситуацию, а не врать про ремонт. Мог предложить какое-то улучшение их условий в других школах, чтобы по-доброму договориться, а не рубить с плеча, чтобы родители, дети и педагоги согласились перейти добровольно, а не в результате «спецоперации».

Не в этом ли суть национального единства? И нужна ли для этого доктрина?

А пока аким Есимов совместно с судьей Жакуповой пытаются переломить возмущенных родителей через колено, в их рядах зреет настоящий бунт, учитывая, что правовым путем восстановить справедливость уже не удается. И кто теперь из больших чиновников республики или города Алматы хочет объяснить им положения проекта Доктрины национального единства? Кто хочет воочию услышать мнения этих родителей, детей и педагогов?

0 коммент.:

Отправить комментарий