07.12.2009

Казахстан «завяз» в Назарбаеве?


Автор: Анатолий ИВАНОВ

И грустно, и смешно. Приблизительно так можно охарактеризовать интерес политических кругов Германии к газете «Республика». И дело не в содержании материалов, имеется в виду внешний вид газеты.
Как заметил представитель одного из влиятельных в ФРГ партийных фондов, любой из экземпляров «газеты на скрепке» имеет полное право занять почетное место в разделе «несусветная глупость» в каком-нибудь музее истории развития СМИ. Причем пикантности ситуации вокруг «Республики» добавляет один прямо-таки замечательный нюанс – самиздат официально зарегистрирован властями Казахстана. Страной, которая уже с января возглавит ОБСЕ.

Стоит заметить, что к разряду историй из серии «покрутим дружно у виска» политические круги Германии относят не только ситуацию с газетой «Республика». В Казахстане есть еще одна злободневная тема, которая чуть ли не в обязательном порядке затрагивалась в ходе большинства прошедших в Берлине встреч.

Про «странности» Астана молчит

Речь, как вы наверняка догадались, о Евгении Жовтисе и Тохниязе Кучукове. Ну никак не могут понять на берегах Шпрее целесообразности лишения их свободы, причем не только конкретно их, но и всех других водителей, непреднамеренно допустивших ДТП со смертельным исходом! И так считают, и этак, а выгодности подобных мер с экономической точки зрения так и не видят.

Во-первых, колония-поселение находится в Восточном Казахстане, который если и можно назвать курортом, то только в сравнении с солнечным Магаданом. Значит, помещения, где содержатся отбывающие наказание граждане, надо не только постоянно обеспечивать электроэнергией, но и отапливать как минимум с конца сентября по конец апреля.

Во-вторых, «колонистов» надо кормить. В-третьих, необходимо оплачивать труд работников колонии-поселения. А есть еще и в-четвертых, и в-пятых, и в-десятых. То есть денег надо вкладывать немало, тогда как Жовтиса, Кучукова и их товарищей по несчастью назвать социально опасными фактически невозможно.

Да, добавьте сюда еще один важный момент — все они, будучи на воле, наверняка зарабатывали отнюдь не меньше, чем нынче в колонии, а значит, и налоговые поступления с их стороны в казну государства были существенней.

Кстати, как нам рассказал на условиях анонимности один очень влиятельный германский политик, немецкая сторона по своим дипломатическим каналам неоднократно просила официальную Астану дать разъяснения по поводу «творящихся странностей в деле Жовтиса-Кучукова».

Более того, сообщил он, данную тему от имени целого ряда стран — членов Европейского союза на самом высоком уровне во время своего официального визита в Казахстан затрагивал и президент Франции Николя Саркози.

Однако какого-либо внятного разъяснения до сих пор никто так и не получил.

Не стоит драматизировать

В общем, обеспокоенность в Германии в связи с рядом не самых демократичных по своей сути событий внутри Казахстана имеется. Тем не менее это не значит, что официальный Берлин готов стучать по столу кулаком и указывать Астане на ее нехорошее поведение.

Хотите верьте, хотите нет, но политические круги Германии не склонны излишне драматизировать ситуацию, связанную со взятыми Казахстаном обязательствами по так называемой третьей корзине ОБСЕ (соблюдение прав человека, свобода прессы, право на беспрепятственное проведение митингов, собраний и шествий и так далее).

Как пояснил нам один из влиятельных членов бундестага, сходу заметивший, что разговаривает с нами исключительно в режиме off the records (то есть без права называть его имя и фамилию), подобные нарушения есть не только в Казахстане, но и в странах, которые недавно стали членами Европейского союза. Например, в Болгарии, Румынии и странах Балтии.

К тому же недавно в Европе Астаной была презентована программа «Путь в Европу», которая наряду с предстоящим председательствованием Казахстана в ОБСЕ, считает партийный деятель от победившей на последних выборах в ФРГ партии ХСС/ХДС, вселяет определенные надежды. И если верить заявлениям официальных представителей Казахстана, заметил он, возможно, что уже в следующем, 2010-м, году вы заметите положительные изменения в вашей стране.

Естественно, на наших лицах тут же выразилась немалая толика сомнений. Однако человек из бундестага был невозмутим. Он тут же подался в историю, напомнив о ситуации начала 90-х годов прошлого столетия:

- Когда распался Советский Союз, в Центрально-Азиатском регионе наиболее выгодно смотрелся Узбекистан. Многие в Германии были уверены, что именно Узбекистан станет несомненным региональным лидером. На фоне Узбекистана Казахстан выглядел очень непрезентабельно. И мы были сильно удивлены, когда уже к 2000 году стало ясно, что Казахстан и в экономическом, и в политическом плане далеко ушел в своем развитии от южного соседа.

По словам знатока политической кухни немецкого бундестага господина Z (назовем его так), можно сколько угодно говорить о недостатках Назарбаева, но прорыв Казахстана произошел во многом благодаря именно его деятельности. В целом его и внешняя, и даже внутренняя политика является понятной и предсказуемой, а потому не только Германия, но и большинство стран Европейского союза считают Казахстан своим главным стратегическим партнером в Центральной Азии.

- Несмотря на наблюдаемый в последнее время явный крен Астаны в сторону Москвы и следование в фарватере внешней политики Кремля, — подчеркнул господин Z, — все же следует признать некоторую успешность сотрудничества Казахстана с Европейским союзом и Германией сразу по нескольким важным направлениям. Среди них — борьба с наркотрафиком, развитие образования, вопросы экологии, энергетическая безопасность и ряд других. Все это имеет долгосрочную перспективу...

О чем не принято громко говорить

На этом позитив со стороны деятеля из бундестага закончился, и мы неожиданно для себя услышали то, с чем в последующем в ходе многочисленных бесед в Берлине столкнулись еще не раз.

Оказывается, в Германии весьма озабочены будущим развитием Казахстана. Соответственно, ее деловые круги до сих пор не готовы инвестировать в экономику нашей страны более значимые суммы, хотя желание имеется. Тому есть по крайней мере две достаточно серьезные причины.

Первая — экономическая. Она тесно связана с выполнением Казахстаном своих обязательств перед немецкими инвесторами. Выясняется, что в Германии на самом высоком уровне весьма озабочены позицией правительства нашей страны, предложившего «кабальные условия реструктуризации долгов отдельных казахских банков, которые оно фактически контролирует». Как заметил в связи с этим упомянутый выше представитель немецкого депутатского корпуса:

- Предложенная правительством Казахстана схема реструктуризации долгов с очень большим дисконтом, часть из которых ранее была подтверждена гарантиями Национального банка вашей страны, для Германии является абсолютно неприемлемой. Согласиться с ней — значит создать прецедент для должников из других стран мира. Предложенная схема вызывает немало удивления еще и потому, что это никак не вяжется с уже неоднократными заявлениями руководителей Казахстана о выходе вашей страны из рецессии в связи с относительной стабилизацией цен на основные экспортные товары вашей страны. Складывается впечатление, что правительство Казахстана намеренно вводит в заблуждение экономические и политические круги Германии, тогда как на самом деле экономика вашей страны находится в очень тяжелом состоянии. На такую мысль наводит и инсайдерская информация от банковских кругов ФРГ. Есть данные, что камнем преткновения в спорах между вашим правительством и одним из крупнейших банков Германии Commerzbank AG стала сумма всего в 15 миллионов евро. Если это так, то наши опасения отнюдь не беспочвенны.

Тем не менее все наши собеседники, которые затрагивали данную тему, непременно подчеркивали, что, несмотря на существующие разногласия в вопросе реструктуризации банковских долгов, представители германских экономических кругов не откажутся от своего желания инвестировать в экономику Казахстана. По их словам, в Германии прекрасно понимают, что ее место немедленно займут Франция, Россия, Китай или США. Потому деловые и политические круги ФРГ «будут стараться держать руку на пульсе Казахстана».

Вторая причина — политическая. Как уже отмечалось выше, политические круги ФРГ в целом позитивно относятся к деятельности Назарбаева на посту президента Казахстана. Вместе с тем именно долговременное нахождение его во главе государства вызывает у них не просто опасения, а очень серьезные опасения.

Дело в том, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе какого-либо ясного будущего фактически не видно. Как заметил в разговоре с нами один из директоров влиятельного общественно-политического фонда, тесно связанного с победившей на последних выборах ФРГ партийной коалицией:

- В Казахстане есть очень большая проблема — отсутствие какого-либо прозрачного механизма передачи власти на всех без исключения уровнях. От местного уровня до уровня управления государством в целом. Как нет четко прописанных правил поведения для различных политических сил. Это ненормально и приводит к войнам между представителями разных политических элит. В то же время в настоящий момент мы видим, что все без исключения завязано на управлении страной только Назарбаевым. Но ему уже скоро исполнится 70 лет. Сколько он еще сможет управлять государством, кроме бога неведомо никому. Хорошо, если 5 или 10 лет. А что будет потом? Кто придет ему на смену? Будет ли продолжен нынешней вектор внутренней и внешней политики или пришедший на смену Назарбаеву новый президент повернет свой взгляд в другую сторону, например в сторону сближения с исламским миром, в частности с Ираном? Увы, предсказать это сейчас совершенно невозможно. И это очень и очень плохо!

...Надо отметить, что вопрос о будущем преемнике был в числе главных практически на всех наших встречах в столице Германии. Но поскольку делать какие-либо прогнозы о будущем Казахстана в настоящий момент не представляется возможным в силу отмеченных чуть выше проблем, он так и остался зависшим в воздухе.

Зато две другие темы, особо интересующие германских политиков, получили свое развитие. Первая — предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ. Вторая — деятельность существующих казахстанских политических элит и возможные угрозы для стабильности в Республике Казахстан.

Подробнее об этом читайте в следующем номере газеты.

Источник: Газета "Голос Республики" № 47 (128) от 4 декабря 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий