Автор: Александр КАРАВАЕВ
Таможенный союз будет строиться со скандалами, и его строительство – дело не одного месяца и даже года. Различные срывы и дипломатические скандалы весьма вероятны. Так что Нурсултан Назарбаев для Кремля останется его мягким и закулисным внешним дипломатом, агитирующим «за» общую с Россией позицию.
С точки зрения содержания внешней политики набор российских инициатив и перечень конкретных действий выглядели как конъюнктурные ответы на вызовы, но, тем не менее, укладывающиеся в определенную стратегию сохранения и приумножения российского присутствия.
Наиболее очевидный вызов — экономический кризис. Ответом на него явилась внезапная летняя мобилизация тройки государств на создание Таможенного союза (ТС) и лозунг о совместном вступлении в ВТО.
Следующий вызов — это «ветер с Запада». Политическое сообщество атлантических демократий с напряженным вниманием следило за высказываниями Медведева и Путина, их кадровой политикой и текущими решениями, пытаясь расшифровать ребус — то ли мир стал свидетелем редких тенденций либерализма в современной истории России, то ли наблюдает выдающийся по мастерству исполнения «демократический трюк» в линии авторитарного правления Путина. На это наслаивалось явное несовпадение взглядов на последствия военной кампании в Грузии.
Третий вызов — общий кризис инструментов внешней политики. Поиски стилистического оформления двуединого правления, попытки найти низкобюджетный и политически необременительный, но, тем не менее, инновационный подход во внешней политике, обнаружили новый ресурс — элементы soft power (мягкая сила — ред.) в российском понимании стали использоваться на постсоветском пространстве.
Пятилетку за три года
Недавно кабинет премьера Путина опубликовал документ под названием «Основные направления деятельности правительства на 2009—2012 годы», в котором вместо задачи увеличить ВВП к 2012 году на 28% к уровню 2008 года ставится задача удержать барьер падения этого показателя в пределах 0,1%. Настоящим светом в конце тоннеля на этом депрессивном фоне выглядит бодрое заверение секретариата Таможенного союза, усиленное высказываниями первых лиц, о возможном благодаря таможенному объединению увеличении ВВП государств — участников союза в 2015 году на 15% к нынешнему уровню. Что составляет $0,5 трлн прироста ВВП в ежегодном измерении.
На самом деле в логике и высказываниях власти нет противоречий. Испытанный советский прием — провозглашать лозунги и абстрактные цели, а затем тихо их забывать, переключаясь на другие, работает не хуже и в новых условиях. Вспомним, как плавно ушел в небытие тезис о коммунизме к 1980 году — зато получили Олимпиаду. В те же 80-е годы прошлого века появился лозунг об отдельной квартире каждому советскому гражданину к 2000 году. Страны той нет, а коммуналки и малометражки прекрасно себя чувствуют даже в Москве, лидирующей по темпам строительства. Зато к тому самому 2000 году получили поручение Путина «догнать Португалию», его затем плавно заменили на «удвоение ВВП». Впрочем, после появления дуумвирата в России можно с уверенностью сказать, что «ВВП» действительно «удвоился».
Технически прием выглядел так: к рубежной дате окончания предыдущего большого плана придумывали новый, как бы точнее приближавший страну к грядущему счастью, не дожидаясь выполнения старого. Такова была пропагандистская техника советской бюрократии независимо от того, кто ею управлял: Сталин, Брежнев, Хрущев, Горбачев.
Сегодня техника надувания подобных пузырей схожа с той. Например, последняя инициатива Путина — разовое увеличение на 10% пенсий россиян плюс к этому прибавка по 1% за каждый год трудового стажа в советский период. Инициатива грозит породить еще один кризис. Пенсии планируется индексировать трижды в год, на что потребуются громадные ресурсы. Вследствие этого неизбежно изменение долговых параметров экономики.
В 2010 году правительство сможет выплатить повышенные пенсии только за счет внешних займов. При этом Минфин, вероятно, будет вынужден превысить верхний предел заимствований в $18 млрд и обратиться к кредиторам за дополнительными займами. Нарастающие выплаты через несколько лет потребуют около 10% ВВП. А дальше? Потребуется на заклание еще один ЮКОС, который, как сказал Путин, пошел на реформу ЖКХ?
Раньше это называлось пропагандой, теперь — пиаром. Нынешние аппаратчики, независимо от национальной и государственной принадлежности, прием хорошо усвоили. Никто уже не вспоминает, что старый план из послания Путина образца 2004 года — удвоить ВВП к 2010 году — не выполнен. В конечном итоге реальность настигает невесомую словесную пиар-конструкцию, и она рушится, подгребая под собой аппарат власти. Такова опасность не только путинских обещаний, но и всех других, включая завышенные лозунги в отношении строительства Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС.
Да, устранение таможенных барьеров действительно даст определенный эффект национальным производителям внутри ТС. Но альтернативы объему китайских и качеству европейских товаров «местные» производители предложить не в состоянии. Позитивный эффект ТС распространится только на национальных производителей необработанного сырья. Значит, без модернизации промышленного производства эффект общего пространства будет носить временный неглубокий характер. А ведь задача ставится более амбициозная — создать в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС новую экономику — Единое экономическое пространство. Иными словами, участники ЕврАзЭС должны видеть в России если не стандарт модернизации, то некую опору.
Допустим, взять Казахстан. По прогнозам МВФ, 2009 год будет отмечен сокращением темпов роста ВВП примерно на 2%, в 2010 году вероятен рост, но ему будут мешать проблемы, сохраняющиеся в банковской системе: риски дефолтов остаются. В ситуации снижения валютных резервов Казахстану, очевидно, понадобится помощь донора, внешние заимствования. Не обязательно таким донором должна быть Россия, но плечо партнера со стабильной экономикой не навредит.
Однако по основным показателям даже правительственные аналитики РФ не говорят о благоприятных тенденциях: к 2012 году при сохранении нынешней ситуации на основных рынках России рост производительности труда не превысит 3%, рост денежных доходов населения вместо 39% составит 3% за четыре года, рост экспорта машин и оборудования вообще не рассматривается. Именно эти показатели косвенно отражают качество жизни и интеграционную привлекательность России для широких слоев общества и бизнеса стран ЕврАзЭС и СНГ, не говоря уже о печально низком уровне социального обеспечения, качестве административного регулирования и правилах взаимоотношения бизнеса и власти.
Кто-то может возразить, что многие вопросы относительно привлекательности России снимает «эффект» Москвы — мультикультурного города больших возможностей. Но на нее давит остальная Россия, а это 460 моногородов, где в костенеющей убогости и безнадеге живет 25% населения страны.
Поэтому Таможенный союз, как и экономическая интеграция внутри ЕврАзЭС усилиями российского тандема и президента Казахстана Назарбаева будет развиваться в двух параллелях. В одной будут звучать бодрые заявления бюрократии, надувающие пузырь оптимизма, в другой — реальные результаты, которые по качеству могут мало отличаться от застойных и будут лишь удерживать ситуацию от перехода в плоскость дезинтеграции.
Роли исполняют...
Явление дуумвирата породило ожидание усложнения внешней политики России. И стилистически уходящий год эти ожидания оправдал. Если во внутренней политике РФ заметны разночтения и тревожные двусмысленности, во внешней наблюдается синхронность, и, где необходимо, своеобразное разделение трафика внешней политики «на двоих». А озвученная формула внешней политики — «прагматический реализм» — кажется более понятной и доступной к воплощению, нежели гибридная внутриполитическая идеологема — «консервативная модернизация».
Новый, условно назовем его «медведевский», подход наблюдался в отношении Молдовы и Беларуси. В случае Молдовы, очевидно, был достигнут результат фиксации нового руководства страны в прежней геополитической орбите. И это неожиданно, учитывая крайне антироссийские ожидания от политики новых проевропейских сил Молдовы. В отношении Минска Медведев попробовал сыграть на одном поле с Лукашенко — не ругаясь с Батькой, не вступая с ним в полемику, но указывая на безусловное значение алгоритма общего пространства безопасности и экономики Союзного государства.
В течение 2009 года также особо выделялась линия встреч Дмитрия Медведева с президентами Армении и Азербайджана, продолжавшая импульс трехсторонних переговоров 2 ноября 2008, когда при участии российского президента были подписаны соглашения о неприменении силы в карабахском конфликте.
Для понимания стиля российской политики в Центральной Азии достаточно внимательно изучить график контактов высших должностных лиц. Согласно ему в течение года наблюдался определенный перекос в пользу правительственной части дуумвирата, и только к концу, после встречи Медведева с Бердымухамедовым (в подмосковном Завидове) и Бакиевым (в Минске), баланс был восстановлен. Но только формально, потому что отношения с Центральной Азией строятся на оси сырьевых потоков транзита и экспорта газа. А эта тема остается всецело в ведении Путина.
Поэтому, говоря о «конкретных делах», формирующих геополитическую картину региона, необходимо говорить о «тандеме» Путина и Назарбаева. Настоящее распределение ролей в региональной политике произошло именно между этими фигурами. Роль Назарбаева в политике России приобретает ярко выраженный характер «толмача» — заинтересованного третьего лица, излагающего интересы России на языке собеседника. Это уже очевидно в деле председательства Казахстана в ОБСЕ и особенно проявилось в строительстве ЕврАзЭС: Назарбаев взял на себя обязанность «умиротворять» Лукашенко. И подобной работы у него в будущем не убавится.
Таможенный союз будет строиться со скандалами, и его строительство — дело не одного месяца и даже года. Различные срывы и дипломатические скандалы весьма вероятны. Так что Назарбаев останется для Кремля мягким и закулисным внешним дипломатом, агитирующим «за» общую с Россией позицию.
Тандемократия на марше
С появлением московского дуумвирата возникла ситуация стилистического усложнения дизайна всей российской политики. Неясно, рассчитано ли это усложнение на отдаленные цели и долгий путь, но, по крайней мере, наблюдается осознание того, что властям нужны новые замыслы и их осуществление. Конечно, дуумвират родился не из-за мысли изменить курс, а как следствие задачи сохранить власть в руках одной группы. Но оказалось, что такая странная конструкция во многом и есть изменение к лучшему.
Подобное распределение ролей сулит новые возможности для демократии внутри России. Ведь авторитарный режим на двоих лучше, чем авторитарный режим на одного. Причина у Путина была тривиальная и своекорыстная — сохранить власть. А теперь у россиян появились новые ожидания, возможности оживления бесплодной вертикали власти.
Таким образом, распределение ролей между президентом и премьером России показало определенные новинки, и это очевидная тенденция следующего года. Как писал Добролюбов в рецензии на «Грозу» Островского — «сверкнул луч света в темном царстве». С одной стороны, фальсификация выборов, фактическая отмена местного самоуправления, а с другой — демократия-лайт через видеоблоги. Как показал опыт, даже такой, совсем безобидный способ донесения наболевшего сотрясает целые ведомства.
Удачей для политики России в СНГ можно считать и появление в Белом доме Барака Обамы. Российско-американские отношения всегда были камертоном, определяющим влияние России на постсоветском пространстве не только в силу преобладания США, а в силу зависимости всего региона от этой диспозиции. Произойдет срыв между Вашингтоном и Москвой — и мгновенно приходится многое менять и корректировать в СНГ.
Сегодня многие позитивные тенденции удается удержать именно благодаря потеплению и диалогу между Россией и США, так называемому состоянию «идеализма». Поэтому сейчас Москва не хочет давать повод к взаимным разочарованиям. И если состояние «идеализма» удастся удержать, тогда и причин для конфронтации между соседями на постсоветском пространстве будет заметно меньше.
14.12.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий