14.12.2009

Ху Цзиньтао холода не боится


 Автор: Василий ИВАНОВ

Рабочий визит председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в Казахстан ознаменовался запуском промежуточной части газопровода Туркменистан – Китай 12 декабря (чисто техническим запуском, поскольку газ из Туркмении в трубу Казахстан – Китай пойдет с понедельника 14 декабря).
И обещанием Казахстану дальнейшей финансовой помощи, за которым читается мирный захват ключевых отраслей экономики.

На «железную» поступь дракона, впрочем, рабочий визит походил мало: даже на левобережье в минувшую субботу дорожная полиция особо не свирепствовала с перекрытием движения, останавливая движение на магистралях непосредственно перед проездом кортежей. Возможным объяснением «доброты» дорожных полицейских могли быть мороз, на котором заглушенные моторы машин могли бы потом не завестись и создать головной геморрой в виде пробок на обратном пути кортежей, и рабочий характер визита.

В офисе национальной компании «КазМунайГаза», в отличие от столичных дорог, перед церемонией дистанционного запуска первой ветки казахстанско-китайского газопровода, напротив, царил легкий раскардаш. Вход в здание один, а потому красные ковры, предназначенные для высоких гостей, укутали полиэтиленом, по которому протоптались и журналисты, и делегации.

«Одеяло» для ковров выглядело прозрачным намеком на желание Казахстана видеть Китай среди инвесторов строительства интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области и КНР. Его, впрочем, можно было рассматривать и как констатацию факта — к тому времени, когда президенты собирались в офис КМГ, меморандум о взаимопонимании по финансированию строительства этого предприятия уже был подписан председателем правления Фонда «Самрук-Казына» Кайротом Келимбетовым и президентом Эксимбанка Китая Ли Жогу.

Сам символический запуск происходил в конференц-зале офиса нефтяников — перед прибытием глав соседних республик организаторы несколько раз выходили на связь с местом стыка — близ Отара в Алматинской области, где мерзли в степи строители газопровода. Распорядители торжества рекомендовали не отключать связь ни на минуту, поскольку «главы государств знают, что люди мерзнут, и могут сразу потребовать провести телемост».

Все, однако, пошло по расписанному сценарию — Назарбаев и Ху Цзиньтао вошли в зал через «общую» дверь с наиболее «нужными» им членами делегаций, в число которых не попал, к примеру, первый вице-премьер Умирзак Шукеев, скучавший в зале вместе с журналистами заранее.

Главы государств уселись на площадке в центре зала, и на мониторе перед ними запустили фильм о газопроводе с давно известными и тому, и другому параметрами трубы — стоимость проекта 6, 7 миллиардов долларов, длина казахстанского отрезка трубы до границы с КНР — 1304 километра, пропускная способность на первом этапе — 4, 5 миллиарда кубометров в год.

После этого, наконец, последовал телемост с Алматинской областью, где навытяжку стояли строители газопровода в синих и красных комбинезонах, из-под которых выпирали толстые свитера. А когда представители компаний «Казстройсервис» и «СРР Казахстан» на том конце телемоста открыли рты, даже на мониторах было видно валящий изо рта пар. Отчитавшись о строительстве газопровода за 14 месяцев и получив от Назарбаева лестную оценку, мол, «это настоящий подвиг», подмерзшие герои явно стали ждать скорейшего символического запуска. Но Назарбаев и Ху Цзиньтао к сенсорному экрану не торопились.

- Начался новый этап сотрудничества между Казахстаном и Китайской Народной Республикой, это грандиозный проект строительства, который через время восстанавливает древний Шелковый путь, обеспечивает сотрудничество Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и Китая, — торжественно перечислял Назарбаев. — Это выгодный проект для всех стран, перспективный стратегический проект, — убеждал он строителей.

После него слово взял Ху Цзиньтао, который говорил исключительно по-китайски, перевода его выступления не было, поэтому оставалось только ловить слова переводчика, стоявшего за спиной Назарбаева, который иногда «вклинивался» в речь Ху Цзиньтао в наушниках:

- На примере строительства этого газопровода мы видим, как можно взаимовыгодно сотрудничать и, я уверен, что при совместных усилиях казахстано-китайские отношения получат дальнейшее развитие, — заключил свое выступление председатель КНР, и толпа на мониторе совершенно искренне возликовала — флажками размахивали не только китайская часть строителей, но и казахстанцы.

Спустя минуту, после того, как заслонка «получила сигнал» из Астаны и, под символическое выпускание пара, поднялась, ликование с размахиванием флажков возобновилось. Под это ликование на экране Назарбаев напомнил Ху Цзиньтао, что начало заполнение трубы туркменским газом надо съездить туда. После чего главы государств удалились — не в Туркмению, разумеется, а в «Ак Орду», на двусторонние переговоры.

В «Ак Орде» же Назарбаев объявил о готовности китайцев и дальше вкладывать деньги в Казахстан — по его словам, Китай направляет 3,5 миллиардов долларов для создания с Казахстаном совместных предприятий в несырьевом секторе.

- Особое внимание в ходе переговоров было уделено вопросам выполнения межправительственных программ сотрудничества в несырьевых секторах экономики, достигнута договоренность о придании мощного импульса практического осуществления этой программы, — сказал президент Казахстана. — На осуществление этой программы направляется 3,5 миллиарда долларов выделенных китайской стороной инвестиций и кредита для создания совместных предприятий, — уточнил он.

Ранее председатель правления фонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов пояснил, что на эти средства будут финансироваться проекты в сфере следующих переделов металлургии и инфраструктуры. До этого, напомним, Казахстан уже получил от КНР корпоративный кредит в размере 10 миллиардов долларов.

Взамен Поднебесная, похоже, получила благословление на дальнейшую экспансию в нефтегазовый сектор Казахстана — Нурсултан Назарбаев оценил перспективы сотрудничества двух стран в этой отрасли как «очень большие».

- В прошлом году в Китай было поставлено свыше шести миллионов тонн казахстанской нефти, знаковым событие является ввод в эксплуатацию магистрального газопровода «Туркмениста-Узбекистан-Казахстан-Китай», — сказал Назарбаев. — Важное значение имеет начало строительства комплекса ароматических углеродов, расширение и реконструкция Атырауского НПЗ, строительство битумного завода на базе Актауского завода пластмасс. Битумный завод очень нам нужен для осуществления автомагистрали «Западный Китай-Западная Европа», которую мы начинаем строить в следующем году, — добавил он.

По итогам переговоров Нурсултана Назарбаева и Ху Цзиньтао подписано три документа: соглашение о сотрудничестве в области совместного освоения возобновляемых источников энергии, меморандум о взаимопонимании по вопросу финансирования второй ветки газопровода «Казахстан-Китай» и кредитное соглашение по проекту модернизации Атырауского НПЗ.

Но на этом взаимные подарки не закончились: Назарбаев поблагодарил правительство КНР за решение предоставить квоту на закуп казахстанской пшеницы и ее транзит через Китай в третьи страны. А Ху Цзиньтао заявил, что Китай уделяет внимание справедливому использованию водных ресурсов трансграничных рек, в первую очередь — использованию Иртыша.

- Китай никогда не пойдет на меры, ущемляющие интересы Казахстана, — заверил председатель КНР. Правда, до сенсационных заявлений о судьбе Черного Иртыша дело не дошло: китайский гость лишь заметил, что вопросы совместного использования трансграничных водных ресурсов в самое ближайшее время будут обсуждены в рамках двусторонней комиссии заместителями министров охраны окружающей среды и выразил надежду, что соответствующий документ будет подписан в ближайшее время.

0 коммент.:

Отправить комментарий