В редакцию принесли любопытный документ – запрос старшего следователя департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по городу Алматы Изенбаева А. М., санкционированный заместителем прокурора города Тогизбаевым Г.И., с требованием в 39 банков предоставить всю имеющуюся информацию по финансовым средствам шести человек.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Уголовное дело, упомянутое в запросе, — это небезызвестный «наезд» на типографию «Комета-S», вся вина которой состоит в том, что она нарушила негласный запрет властей и попыталась напечатать тираж газеты «Голос республики».
В сентябре прошлого года, взяв типографию чуть не штурмом, финполовцы содрали с машин газетные листы и опечатали помещение, а на директора завели уголовное дело за «уклонение от ведения бухгалтерского учета».
Теперь же старший следователь Изенбаев очень хочет узнать все о расчетных счетах, депозитах, кредитных карточках, сейфовых ячейках и т.п., но не директора типографии, а перечисленных в запросе шести человек.
Что интересно, эти люди никаким боком к уголовному делу не причастны. Один из них — владелец помещения, которое арендовала типография «Комета-S», Владимир Козлов (по «счастливому» совпадению, лидер находящейся в процессе регистрации Народной партии «Алга»), второй — руководитель общественного фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев, третий — известный юрист-правозащитник Сергей Уткин. Стоит ли говорить, что все эти люди (как и остальные трое) давно и довольно успешно оппонируют существующему в стране режиму?
Естественно, у нас возник вопрос — законно ли это требование финпола? Мы обратились к юристам, и вот что они ответили.
Да, согласно статье 64 Уголовно-процессуального кодекса в целях обеспечения исполнения приговора следователь обязан принять меры к установлению имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Но это только в случае, если статья, по которой обвиняется фигурант, предполагает конфискацию имущества.
Директору «Кометы-S» вменяется статья 218 УК, предполагающая наказание в виде штрафа, исправительных работ либо лишения свободы на срок до одного года. Ни о какой конфискации в ней речи нет!
Ай да финпол, ай да молодец! Сколько «добрых» дел хочет совершить в рамках одного не самого крупного (а честно говоря, довольно мелкого) уголовного дела! И не в меру шумного юриста к ногтю прижать. И слишком активных политика и общественного деятеля связать по рукам и ногам.
Остается только удивляться, почему заодно алматинский департамент не начал выяснять, куда пропало золото КПСС и кто убил Кеннеди...
Порядка $4,5 миллиона обнаружено на счетах экс-заместителя начальника департамента КНБ по городу Алматы полковника Серика Асаинова, арестованного в феврале 2010 года, сообщил в письме в редакцию читатель со ссылкой на неофициальную информацию. Похожий случай был не так давно и с майором финпола, у которого в гараже во время обыска его усадьбы было обнаружено пять дорогих машин плюс мотоцикл, а в доме — сотни дорогих костюмов, десятки дорогих часов и крупная сумма денег... Явно работа в правоохранительных органах Казахстана - доходный вид бизнеса.
Встретимся в эфире?
Прокомментировать запрос финансовых полицейских мы попросили упомянутого в бумаге Сергея Уткина, который сразу назвал его незаконным.
- Я не являюсь фигурантом уголовного дела, в рамках которого был сделан запрос в банки. В отношении моей деятельности отсутствуют какие-либо подозрения, в рамках этого уголовного дела не стоит вопрос об аресте или конфискации принадлежащего мне имущества, поэтому в соответствии с п. 7 ст. 50 закона «О банках и банковской деятельности в РК» прокурор ни в коем случае не имел права давать санкцию на получение следователем информации по моим банковским счетам.
Почему заместитель прокурора города Алматы Тогизбаев пошел на такое явное нарушение закона - вопрос, конечно, риторический. Но сказать я хочу следующее.
На самом деле я совершенно не боюсь ни налоговых проверок, ни запросов по банковским счетам. Я просто констатирую махровые нарушения законов, но фактически готов сам рассказать все о своем финансовом положении.
Мне по большому счету скрывать нечего. Если взять всю сумму денег, заработанную мною за последние пять лет, то в среднем получится где-то 5 тысяч долларов в месяц. В 2005 году это было меньше, сейчас — больше.
По сравнению со средней зарплатой в Казахстане это достаточно большая сумма — даже больше, чем официальная зарплата у премьер-министра. Но надо учесть, что я, в принципе, высокооплачиваемый юрист и я все суммы декларирую и плачу налоги, я не получаю ничего из госбюджета ни прямо, ни косвенно, не участвую ни в каких госзакупках. Даже дети мои учатся в частной школе за мой счет, а не за счет налогоплательщиков. Но живу я в обыкновенной панельной квартире в микрорайоне и езжу на праворульке, которой уже более десяти лет, потому что в сравнении с неофициальными доходами многих госчиновников я зарабатываю немного.
Я не подпольный миллионер, уважаемый заместитель прокурора, не там вы ищите. Обратите лучше внимание на госслужащих, начиная с начальника отдела, особенно из силовых структур. Проверьте их, посмотрите, где они фактически живут и на чем ездят, запросите их банковские счета, посмотрите, где и как они отдыхают. Думаю, это принесет вам гораздо больше дивидендов.
Я вообще предлагаю вам, уважаемый зампрокурора Тогизбаев, тоже полностью раскрыть свои доходы и имущество по моему примеру. А еще лучше — давайте встретимся где-нибудь в прямом эфире и поговорим на эту тему. Давайте вместе бросим клич всем нашим знакомым и врагам — пусть они расскажут все, что о нас знают, прямо нам в лицо. Давайте пройдем вместе тест на детекторе лжи, и пусть люди сами определят, кто из нас говорит правду, а кто — нет.
А то вы втихаря даете какие-то сомнительные санкции, а на свет белый, как правило, не показываетесь.
Источник: Газета "Голос Республики" №21 (152) от 11 июня 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий