Участники Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации, собравшись в Астане, наглядно продемонстрировали, что такое толерантность - ни словом не обмолвились о конкретных проблемах, сведя рассуждения к девизу кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
От Конференции ожидали многого. В немалой степени этому поспособствовали прозвучавшие накануне заявления главы Центра ОБСЕ в Астане Александра Кельчевского, с намеками на то, что ситуация с правозащитником Евгением Жовтисом может повлиять на решение о проведении саммита ОБСЕ в казахстанской столице.
Кроме того, в канун конференции ее делегаты встретились с представителями гражданского сектора Казахстана, причем не привычно провластными НПО, а с теми, кого принято называть оппозиционными. На этой встрече, прошедшей без участия прессы, обсуждались, как стало известно, вопросы свободы слова, дискриминации по политическим мотивам, отсутствие толерантного отношения казахстанских властей к инакомыслящим.
Поэтому в день открытия конференции в пресс-центре Дворца мира и согласия (в народе — Пирамида) буквально яблоку было негде упасть: журналисты ждали острых слов и резких заявлений. Но ожидания эти не оправдались.
Казахстан как всем пример
Нарочно ли, или же по удачному совпадению, но самый большой интерес (причем не только у казахстанской, но и у зарубежной прессы), вызвало выступление президента Казахстана. И не только благодаря содержанию, но и предварявшей его картинке, вызвавшей двойственные впечатления.
Дело в том, что Канат Саудабаев, перед тем, как предоставить слово главе государства, буквально разливался соловьем, перечисляя достоинства казахстанского лидера, особый акцент делая на смелости вкупе с миролюбием: категорично отказался от четвертого в мире ядерного военного потенциала.
Неизвестно, насколько затянулись бы дифирамбы, но сам Назарбаев, не то в шутку, не то всерьез вполголоса сказал: «Слово дай». Глава МИДа замешкался буквально на секунду, но быстро нашелся и продолжил поток велеречивости (правда, уже явно в сжатом формате) и буквально через минуту передал слово президенту.
Нурсултан Назарбаев не стал тратить время на долгие пространные рассуждения о неоспоримой значимости вопросов толерантности и недискриминации во всем мире. Тем более что оспаривать это никто и не пытался. Сразу же перешел к сути дела — что Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, может и должен сделать для продвижения идей толерантности, межэтнического мира и межконфессионального согласия.
Назарбаев уверен (и с ним полностью соглашались и участники конференции), что казахстанский опыт построения многонационального и многоконфессионального государства вполне может быть применен в государствах ОБСЕ. Перенять и адаптировать на свою страну этот опыт могут и все остальные, естественно, учитывая при этом свои национальные особенности.
Назарбаев же подчеркнул, что в Казахстане в основу модели легли «характерные для многовековой истории казахского народа толерантность, терпимость, гостеприимство, уважение к другим народам, культурам и религиям». В суверенном же Казахстане толерантность стала «не только нормой политической культуры, но и ключевым принципом государственной политики».
Миссии ОБСЕ — под ревизию?!
Назарбаев высказал также твердую уверенность в том, что гуманитарные вопросы в рамках ОБСЕ, или так называемая третья корзина, должны не только обсуждаться, но и усиливаться. «Сегодня в зоне ответственности ОБСЕ есть острая необходимость в культурном, цивилизационном и межрелигиозном диалоге», — считает он.
Причем, в этом направлении, по его мнению, особенно необходимо «сосредоточиться на изучении и имплементации позитивного опыта толерантности в разных регионах с выработкой общих подходов без двойных стандартов».
- Сегодня пришло время серьезной ревизии деятельности полевых миссий ОБСЕ, — заявил г-н Назарбаев. — Они делают много полезной работы по разным направлениям, от экологии до гендерной политики. В то же время полагаю, что акцент на вопросах этнической и религиозной толерантности мог бы стать ключевым в их деятельности. Цена вопроса очень велика — человеческая жизнь. И если полевые миссии ОБСЕ будут дополнительной силой в решении этих вопросов, то это будет самым важным вкладом организации в нашей части мира.
(В первую очередь, речь идет о миссиях БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами, о деятельности которых в последние годы скептически отзываются власти многих государств постсоветского пространства. Пока в Казахстане не было ни одних выборов, которые бы наблюдатели Организации не подвергли критике. Хоть результаты выборов в целом БДИПЧ и признавало, тем не менее, делались весьма жесткие замечания по самому ходу выборного процесса, и по выборному законодательству. В части законов одно время даже намечалось жесткое противостояние казахстанских властей и БДИПЧ/ОБСЕ: в итоговом, действующем сегодня законе «О выборах» длинный список рекомендаций БДИПЧ учтен лишь выборочно).
Назарбаев предложил участникам конференции поработать над документом под рабочим названием «ОБСЕ: к толерантности в новом десятилетии». В нем, по мнению президента Казахстана, необходимо обобщить «серьезные сдвиги в политике толерантности», произошедшие за последние годы, с тем, чтобы в конечном итоге были преодолены «стереотипы самой ОБСЕ как организации», а «те изменения в языковой, миграционной, религиозной, культурной, образовательной политике, которые мы наблюдаем в государствах, входящих в ОБСЕ» были наконец «должным образом осмыслены на коллективном уровне». Этот вопрос, полагает Назарбаев, должен быть включен в повестку предстоящего саммита ОБСЕ.
Для усиления этого направления президент Казахстана предложил создать Центр ОБСЕ по вопросам толерантности и недискриминации, и рассмотреть вопрос об учреждении в ОБСЕ поста Верховного Комиссара по вопросам межэтнической и межрелигиозной толерантности.
- Я убежден, деятельность такого института будет способствовать налаживанию диалога между различными этническими и религиозными сообществами в странах ОБСЕ, предупреждению конфликтности, оперативному разрешению возникшей напряженности. Это, безусловно, будет работать на повышение авторитета и эффективности всей Организации, — заявил он.
Возражений нет
Предложения Назарбаева участники Конференции встретили аплодисментами и заверили его в своей поддержке. Глава Парламентской Ассамблеи Совета Европы Мевлут Чавушоглу в подтверждение своих слов об особой роли Казахстана отметил, что именно эта республика и ее президент сыграли далеко не последнюю «скрипку» в разрешении кризисной ситуации в Кыргызстане.
Говоря о ситуации в этой стране, он предложил рассмотреть вопрос о гуманитарном кризисе в Кыргызстане, и, соответственно, оказанию помощи со стороны ОБСЕ. «Сотни жертв, тысячи перемещенных беженцев стали результатом этой нетерпимости. И мы должны действовать продуктивно, когда это происходит», — сказал г-н Чавушоглу.
Глава ПАСЕ высказал мнение о необходимости активизации взаимодействия стран ОБСЕ с Альянсом цивилизаций ООН. Главное — делать это всем вместе:
- Основы нашего общего дома должны быть построены в открытом обществе, основываясь на уважении, разнообразии, а не на исключительности, дискриминации, страхе и, конечно же, ненависти, — считает он.
Высокий представитель ООН по Альянсу цивилизаций Жорже Сампайо в своем выступлении заметил, что проблемы религиозной нетерпимости, дискриминации столь серьезны, что их нельзя разрешить путем объявления специального года толерантности. Нужны более долгосрочные программы, основанные на понимании сути причин проблемы.
- Никто не отрицает того, что религия и духовность, верование играют центральную роль в жизни миллионов женщин и мужчин, и влияет на то, как они относятся друг к другу. Но мы не забываем и о том, что эскалация религиозной нетерпимости в последние годы, обусловленная разными причинами, является причиной весьма многих вооруженных конфликтов в мире, — отметил г-н Сампайо.
Впрочем, озвученные президентом Казахстана предложения у представителя Альянса возражений не вызвали. Он заверил республику в своей поддержке, и заявил, что Альянс готов оказать Казахстану помощь:
- Альянс Цивилизаций готов сотрудничать с вами в целях полного выполнения ваших обязательств на местном, национальном и региональном уровне, — «успокоил» г-н Сампайо.
Если учесть критику, звучащую от ряда представителей гражданского сектора, в этих словах высокого представителя при желании можно усмотреть намек на то, что обязательства Казахстаном все-таки не выполнены. Но это — лишь домыслы.
На языке «Ак орды»
Верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Кнут Воллебек также акцентировал внимание на вопросах толерантности «в общемировом масштабе».
Заметив, что Казахстан являет собой хороший пример единства народа, он подчеркнул, что «агрессивный национализм, ксенофобия, шовинизм — это не вина соответствующих политиков, это вытекает из неграмотности, незнания других культур». «Люди, которые говорят на разных языках, имеют разные верования, иногда они рассматриваются как чужаки», — отметил он.
Г-н Воллебек подчеркнул, что в данном контексте особую значимость приобретают вопросы образования. Но, помимо этого, необходимы и системные меры на национальных уровнях:
- Неравенство, несправедливость — во всех случаях эта проблема может привести к конфликту, антагонизму, а затем и к дискриминации. В таком случае нужно принимать законодательство по борьбе с дискриминацией, эффективные механизмы для ликвидации дискриминации, создание независимого, беспристрастного национального органа по выполнению закона, например, через специального омбудсмена или комиссии по равенству. И власти должны позаботиться, чтобы действительно не на словах, а в делах действительно уважали всех, и чтобы это не приводило к поддержке дискриминации.
...В подобном ключе выступали и остальные участники конференции, сосредоточившись лишь на национальных и религиозных вопросах. О том, что не-толерантность может иметь не только религиозный характер, а дискриминации могут подвергаться, к примеру, средства массовой информации, критикующие политику действующей власти, на конференции даже не вспомнили.
Кроме того, в канун конференции ее делегаты встретились с представителями гражданского сектора Казахстана, причем не привычно провластными НПО, а с теми, кого принято называть оппозиционными. На этой встрече, прошедшей без участия прессы, обсуждались, как стало известно, вопросы свободы слова, дискриминации по политическим мотивам, отсутствие толерантного отношения казахстанских властей к инакомыслящим.
Поэтому в день открытия конференции в пресс-центре Дворца мира и согласия (в народе — Пирамида) буквально яблоку было негде упасть: журналисты ждали острых слов и резких заявлений. Но ожидания эти не оправдались.
Казахстан как всем пример
Нарочно ли, или же по удачному совпадению, но самый большой интерес (причем не только у казахстанской, но и у зарубежной прессы), вызвало выступление президента Казахстана. И не только благодаря содержанию, но и предварявшей его картинке, вызвавшей двойственные впечатления.
Дело в том, что Канат Саудабаев, перед тем, как предоставить слово главе государства, буквально разливался соловьем, перечисляя достоинства казахстанского лидера, особый акцент делая на смелости вкупе с миролюбием: категорично отказался от четвертого в мире ядерного военного потенциала.
Неизвестно, насколько затянулись бы дифирамбы, но сам Назарбаев, не то в шутку, не то всерьез вполголоса сказал: «Слово дай». Глава МИДа замешкался буквально на секунду, но быстро нашелся и продолжил поток велеречивости (правда, уже явно в сжатом формате) и буквально через минуту передал слово президенту.
Нурсултан Назарбаев не стал тратить время на долгие пространные рассуждения о неоспоримой значимости вопросов толерантности и недискриминации во всем мире. Тем более что оспаривать это никто и не пытался. Сразу же перешел к сути дела — что Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, может и должен сделать для продвижения идей толерантности, межэтнического мира и межконфессионального согласия.
Назарбаев уверен (и с ним полностью соглашались и участники конференции), что казахстанский опыт построения многонационального и многоконфессионального государства вполне может быть применен в государствах ОБСЕ. Перенять и адаптировать на свою страну этот опыт могут и все остальные, естественно, учитывая при этом свои национальные особенности.
Назарбаев же подчеркнул, что в Казахстане в основу модели легли «характерные для многовековой истории казахского народа толерантность, терпимость, гостеприимство, уважение к другим народам, культурам и религиям». В суверенном же Казахстане толерантность стала «не только нормой политической культуры, но и ключевым принципом государственной политики».
Миссии ОБСЕ — под ревизию?!
Назарбаев высказал также твердую уверенность в том, что гуманитарные вопросы в рамках ОБСЕ, или так называемая третья корзина, должны не только обсуждаться, но и усиливаться. «Сегодня в зоне ответственности ОБСЕ есть острая необходимость в культурном, цивилизационном и межрелигиозном диалоге», — считает он.
Причем, в этом направлении, по его мнению, особенно необходимо «сосредоточиться на изучении и имплементации позитивного опыта толерантности в разных регионах с выработкой общих подходов без двойных стандартов».
- Сегодня пришло время серьезной ревизии деятельности полевых миссий ОБСЕ, — заявил г-н Назарбаев. — Они делают много полезной работы по разным направлениям, от экологии до гендерной политики. В то же время полагаю, что акцент на вопросах этнической и религиозной толерантности мог бы стать ключевым в их деятельности. Цена вопроса очень велика — человеческая жизнь. И если полевые миссии ОБСЕ будут дополнительной силой в решении этих вопросов, то это будет самым важным вкладом организации в нашей части мира.
(В первую очередь, речь идет о миссиях БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами, о деятельности которых в последние годы скептически отзываются власти многих государств постсоветского пространства. Пока в Казахстане не было ни одних выборов, которые бы наблюдатели Организации не подвергли критике. Хоть результаты выборов в целом БДИПЧ и признавало, тем не менее, делались весьма жесткие замечания по самому ходу выборного процесса, и по выборному законодательству. В части законов одно время даже намечалось жесткое противостояние казахстанских властей и БДИПЧ/ОБСЕ: в итоговом, действующем сегодня законе «О выборах» длинный список рекомендаций БДИПЧ учтен лишь выборочно).
Назарбаев предложил участникам конференции поработать над документом под рабочим названием «ОБСЕ: к толерантности в новом десятилетии». В нем, по мнению президента Казахстана, необходимо обобщить «серьезные сдвиги в политике толерантности», произошедшие за последние годы, с тем, чтобы в конечном итоге были преодолены «стереотипы самой ОБСЕ как организации», а «те изменения в языковой, миграционной, религиозной, культурной, образовательной политике, которые мы наблюдаем в государствах, входящих в ОБСЕ» были наконец «должным образом осмыслены на коллективном уровне». Этот вопрос, полагает Назарбаев, должен быть включен в повестку предстоящего саммита ОБСЕ.
Для усиления этого направления президент Казахстана предложил создать Центр ОБСЕ по вопросам толерантности и недискриминации, и рассмотреть вопрос об учреждении в ОБСЕ поста Верховного Комиссара по вопросам межэтнической и межрелигиозной толерантности.
- Я убежден, деятельность такого института будет способствовать налаживанию диалога между различными этническими и религиозными сообществами в странах ОБСЕ, предупреждению конфликтности, оперативному разрешению возникшей напряженности. Это, безусловно, будет работать на повышение авторитета и эффективности всей Организации, — заявил он.
Возражений нет
Предложения Назарбаева участники Конференции встретили аплодисментами и заверили его в своей поддержке. Глава Парламентской Ассамблеи Совета Европы Мевлут Чавушоглу в подтверждение своих слов об особой роли Казахстана отметил, что именно эта республика и ее президент сыграли далеко не последнюю «скрипку» в разрешении кризисной ситуации в Кыргызстане.
Говоря о ситуации в этой стране, он предложил рассмотреть вопрос о гуманитарном кризисе в Кыргызстане, и, соответственно, оказанию помощи со стороны ОБСЕ. «Сотни жертв, тысячи перемещенных беженцев стали результатом этой нетерпимости. И мы должны действовать продуктивно, когда это происходит», — сказал г-н Чавушоглу.
Глава ПАСЕ высказал мнение о необходимости активизации взаимодействия стран ОБСЕ с Альянсом цивилизаций ООН. Главное — делать это всем вместе:
- Основы нашего общего дома должны быть построены в открытом обществе, основываясь на уважении, разнообразии, а не на исключительности, дискриминации, страхе и, конечно же, ненависти, — считает он.
Высокий представитель ООН по Альянсу цивилизаций Жорже Сампайо в своем выступлении заметил, что проблемы религиозной нетерпимости, дискриминации столь серьезны, что их нельзя разрешить путем объявления специального года толерантности. Нужны более долгосрочные программы, основанные на понимании сути причин проблемы.
- Никто не отрицает того, что религия и духовность, верование играют центральную роль в жизни миллионов женщин и мужчин, и влияет на то, как они относятся друг к другу. Но мы не забываем и о том, что эскалация религиозной нетерпимости в последние годы, обусловленная разными причинами, является причиной весьма многих вооруженных конфликтов в мире, — отметил г-н Сампайо.
Впрочем, озвученные президентом Казахстана предложения у представителя Альянса возражений не вызвали. Он заверил республику в своей поддержке, и заявил, что Альянс готов оказать Казахстану помощь:
- Альянс Цивилизаций готов сотрудничать с вами в целях полного выполнения ваших обязательств на местном, национальном и региональном уровне, — «успокоил» г-н Сампайо.
Если учесть критику, звучащую от ряда представителей гражданского сектора, в этих словах высокого представителя при желании можно усмотреть намек на то, что обязательства Казахстаном все-таки не выполнены. Но это — лишь домыслы.
На языке «Ак орды»
Верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Кнут Воллебек также акцентировал внимание на вопросах толерантности «в общемировом масштабе».
Заметив, что Казахстан являет собой хороший пример единства народа, он подчеркнул, что «агрессивный национализм, ксенофобия, шовинизм — это не вина соответствующих политиков, это вытекает из неграмотности, незнания других культур». «Люди, которые говорят на разных языках, имеют разные верования, иногда они рассматриваются как чужаки», — отметил он.
Г-н Воллебек подчеркнул, что в данном контексте особую значимость приобретают вопросы образования. Но, помимо этого, необходимы и системные меры на национальных уровнях:
- Неравенство, несправедливость — во всех случаях эта проблема может привести к конфликту, антагонизму, а затем и к дискриминации. В таком случае нужно принимать законодательство по борьбе с дискриминацией, эффективные механизмы для ликвидации дискриминации, создание независимого, беспристрастного национального органа по выполнению закона, например, через специального омбудсмена или комиссии по равенству. И власти должны позаботиться, чтобы действительно не на словах, а в делах действительно уважали всех, и чтобы это не приводило к поддержке дискриминации.
...В подобном ключе выступали и остальные участники конференции, сосредоточившись лишь на национальных и религиозных вопросах. О том, что не-толерантность может иметь не только религиозный характер, а дискриминации могут подвергаться, к примеру, средства массовой информации, критикующие политику действующей власти, на конференции даже не вспомнили.
0 коммент.:
Отправить комментарий