Переменится ситуация, изменится политическая конъюнктура и те же самые Касым-Жомарт Токаев, Урал Мухамеджанов и Карим Масимов, наделившие Нурсултана Назарбаева статусом лидера нации, выйдут на трибуну и будут наперегонки разоблачать первого президента.
В этом уверен заместитель председателя демократической партии «Адилет» Серик Абдрахманов.
Комментируя принятие скандально известного конституционного закона о лидере нации, наш постоянный собеседник — известный политический и общественный деятель Серик Абдрахманов без каких-либо эмоций заметил:
- Наша история пошла по этому пути: проявлена забота о первом президенте, о его имуществе и имуществе членов его семьи. Ну теперь надо идти дальше — надо гарантировать сохранность имущества нашей политической элите, богатым чиновникам, членам их семей. Таким образом, народу надо расплачиваться за свою пассивность и равнодушие.
Все трое — в связке
- Серик Абдрахманович, зачем все-таки эта троица — председатель Сената Касым-Жомарт Токаев, глава Мажилиса Урал Мухамеджанов и премьер-министр Карим Масимов — запустила в действие спорные поправки, несмотря на отказ Назарбаева их подписывать? Это значит, что они выступили против воли первого президента или просто наглядно продемонстрировали, что тот кокетничал, а они лишь выполняли его установку?
- Это значит, что Токаев, Мухамеджанов, Масимов — назначенцы, ставленники аппарата. Они исполнили от А до Я сценарий аппарата, поэтому другого здесь не дано.
Другое дело, что Токаев, Мухамеджанов и Масимов должны сегодня задать себе вопрос: насколько их имена являются гарантией соблюдения этого подписанного закона? Кто они такие для нашей истории, для Казахстана?
Они должны сами себе ответить: включить видео, посмотреть на себя со стороны и критически оценить. Я думаю, они породили очередную бумажку.
- Известно, что по закону они являются вторым, третьим и четвертым людьми в стране. Хотя правом первой подписи все-таки обладает только президент. Но тогда насколько законно то, что они выступили подписантами?
- Данная процедура выполнена, я считаю, строго в рамках закона — с формальной точки зрения здесь ошибок нет. Самое главное — вопрос легитимности, в том смысле, как признает этот закон народ.
Да, сейчас народ промолчит. Но будет ли этот закон иметь силу в будущем? Вот сценарий: Назарбаев тоже человек, 70 лет уже, не сегодня завтра кто-то придет иной. Как он придет к власти?
Вот эти трое подпишут и назначат кого-то или сами усядутся в это кресло? Усидят ли они? Удержат ли бразды правления? Вот в чем вопрос жизненности этого документа!
- То есть их подписи, процитируем, «свидетельствуют о юридической корректности настоящего конституционного закона и юридической ответственности этих должностных лиц за его законность»?
- Думаю, эти юридические нюансы прокомментирует лучше меня юрист, но я хочу вам сказать о том, что это не важно. Это в Казахстане — мелочи! Мы жили лет пятнадцать по двум конституциям: у нас была на русском языке одна Конституция, а содержание на казахском языке от текста на русском отличалось.
Что для казахстанцев, для Казахстана означают законы и даже Конституция? Да, мы жили по понятиям, по постановлениям ЦК КПСС, поэтому я не думаю, что эти правовые нюансы важны.
А кто такие эти люди? Эта тройка? Переменится ситуация, изменится политическая конъюнктура — да они все втроем выйдут на трибуну и наперегонки будут разоблачать Назарбаева. Вот вопрос в чем!
Да что тут! Народ воспримет это как очередное поздравление с юбилеем президента. Мы не привыкли жить законом, уважать законы. К сожалению, за двадцать лет мы не достигли необходимого уровня демократического развития.
Все равны, но один — равнее
- А как закон о лидере нации вяжется с тем, что в Конституции записано о равенстве всех граждан? Получается, что у нас есть один, который равнее всех?
- Конечно, для нас Конституция — тоже абстракция. К сожалению, мы не законопослушные граждане, мы не правовое государство.
Теперь самое главное — каков дальнейший шаг? Что дальше? Наверное, аппарат нашел компромиссного казахстанского Черненко, который всех устраивает, и ему передадут власть. Вот здесь народ может взбунтоваться. Назарбаева терпели, какой бы он ни был, а дальше будут ли терпеть?
- Вы считаете, что следом за принятием этого конституционного закона, возможно, к власти придет другой президент?
- Конечно. Эти гарантии созданы только для того, чтобы сделать следующего президента. И здесь мы подошли к тому самому опасному моменту — нового главу государства назначит аппарат. Идет этап перехода власти к другому лицу.
- Вы хотите сказать, что президента специально наделяют неприкосновенностью и дополнительным иммунитетом для того, чтобы процесс передачи власти прошел безболезненно, в первую очередь для самого первого президента, не повторяя кыргызского сценария?
- Президент, к сожалению, оторвался от жизни. От жизни его оторвало окружение — этот аппарат. Аппарат тоже живет в каком-то ином мире, они сами поверили в то, что издадут новый приказ, закон и люди на коленях будут сыпать здравицы. Они не знают собственный народ. Они видят себя в том, чтобы держаться за президента, обозначить ему какое-то почетное место. Они верят, что имя Назарбаева, его авторитет будут работать.
В какой-то степени это так, но когда президент отойдет на такое почетное место, кто знает, как люди отнесутся к этому? У нас народ вольный, любит свободу. Люди скажут: «Аксакал, ну, Вы поуправляли, давайте теперь сидите, советуйте, а решать дела мы будем».
Вот так и может выйти компромиссная фигура — какой-то «Черненко».
Крючки на тонны компроматов
- Вы думаете, аппарат уже выбрал нового президента?
- Сейчас все диктует аппарат, окружение. Главные их рычаги, инструменты — это компроматы друг на друга. Тонны компроматов! Крючки друг на друга, но ведь эти крючки могут сорваться. Вон, народ в Кыргызстане взбунтовался...
- Думаете, у нас такое возможно?
- Мы теперь перед вторым и очень опасным шагом — аппарат уже просто как камикадзе. У них уже нет бензина на обратный путь. Здесь у них больше срабатывает инстинкт, они зашли слишком далеко. Поэтому пример Кыргызстана на них действует устрашающе. Не сегодня, так завтра задержанный Бакиев будет предоставлен новому правительству, поэтому это окружение хватается за соломинку.
- Можно ли считать произошедшее в Казахстане новым конституционным переворотом?
- Думаю, что принятие этого закона было согласовано с президентом. Что, впрямь эти депутаты такие смелые и непослушные? Это смешно, смешно, смешно! Кто в это поверит?! Никто!
Поэтому вопрос не в юридических казусах или коллизиях, а вопрос больше в политическом смысле этого закона. Чисто юридических законов не бывает, законы — это политические решения. Они ориентированы и на ситуацию, и на конъюнктуру.
Так и сказал!
- В последнее время я чувствую, что окружение распилило президентскую вертикаль и эти кусочки вертикали использует в своих целях», — сказал месяц назад политик, выступая в дискуссионном клубе «АйтPark». Последние события заставили его сказать еще более определенно: «Сейчас все диктует аппарат, окружение. Главные их рычаги, инструменты — это компроматы друг на друга. Тонны компроматов! Крючки друг на друга, но ведь эти крючки могут сорваться».
Источник: Газета "Голос Республики" №22 (153) от 18 июня 2010 года
- Наша история пошла по этому пути: проявлена забота о первом президенте, о его имуществе и имуществе членов его семьи. Ну теперь надо идти дальше — надо гарантировать сохранность имущества нашей политической элите, богатым чиновникам, членам их семей. Таким образом, народу надо расплачиваться за свою пассивность и равнодушие.
Все трое — в связке
- Серик Абдрахманович, зачем все-таки эта троица — председатель Сената Касым-Жомарт Токаев, глава Мажилиса Урал Мухамеджанов и премьер-министр Карим Масимов — запустила в действие спорные поправки, несмотря на отказ Назарбаева их подписывать? Это значит, что они выступили против воли первого президента или просто наглядно продемонстрировали, что тот кокетничал, а они лишь выполняли его установку?
- Это значит, что Токаев, Мухамеджанов, Масимов — назначенцы, ставленники аппарата. Они исполнили от А до Я сценарий аппарата, поэтому другого здесь не дано.
Другое дело, что Токаев, Мухамеджанов и Масимов должны сегодня задать себе вопрос: насколько их имена являются гарантией соблюдения этого подписанного закона? Кто они такие для нашей истории, для Казахстана?
Они должны сами себе ответить: включить видео, посмотреть на себя со стороны и критически оценить. Я думаю, они породили очередную бумажку.
- Известно, что по закону они являются вторым, третьим и четвертым людьми в стране. Хотя правом первой подписи все-таки обладает только президент. Но тогда насколько законно то, что они выступили подписантами?
- Данная процедура выполнена, я считаю, строго в рамках закона — с формальной точки зрения здесь ошибок нет. Самое главное — вопрос легитимности, в том смысле, как признает этот закон народ.
Да, сейчас народ промолчит. Но будет ли этот закон иметь силу в будущем? Вот сценарий: Назарбаев тоже человек, 70 лет уже, не сегодня завтра кто-то придет иной. Как он придет к власти?
Вот эти трое подпишут и назначат кого-то или сами усядутся в это кресло? Усидят ли они? Удержат ли бразды правления? Вот в чем вопрос жизненности этого документа!
- То есть их подписи, процитируем, «свидетельствуют о юридической корректности настоящего конституционного закона и юридической ответственности этих должностных лиц за его законность»?
- Думаю, эти юридические нюансы прокомментирует лучше меня юрист, но я хочу вам сказать о том, что это не важно. Это в Казахстане — мелочи! Мы жили лет пятнадцать по двум конституциям: у нас была на русском языке одна Конституция, а содержание на казахском языке от текста на русском отличалось.
Что для казахстанцев, для Казахстана означают законы и даже Конституция? Да, мы жили по понятиям, по постановлениям ЦК КПСС, поэтому я не думаю, что эти правовые нюансы важны.
А кто такие эти люди? Эта тройка? Переменится ситуация, изменится политическая конъюнктура — да они все втроем выйдут на трибуну и наперегонки будут разоблачать Назарбаева. Вот вопрос в чем!
Да что тут! Народ воспримет это как очередное поздравление с юбилеем президента. Мы не привыкли жить законом, уважать законы. К сожалению, за двадцать лет мы не достигли необходимого уровня демократического развития.
Все равны, но один — равнее
- А как закон о лидере нации вяжется с тем, что в Конституции записано о равенстве всех граждан? Получается, что у нас есть один, который равнее всех?
- Конечно, для нас Конституция — тоже абстракция. К сожалению, мы не законопослушные граждане, мы не правовое государство.
Теперь самое главное — каков дальнейший шаг? Что дальше? Наверное, аппарат нашел компромиссного казахстанского Черненко, который всех устраивает, и ему передадут власть. Вот здесь народ может взбунтоваться. Назарбаева терпели, какой бы он ни был, а дальше будут ли терпеть?
- Вы считаете, что следом за принятием этого конституционного закона, возможно, к власти придет другой президент?
- Конечно. Эти гарантии созданы только для того, чтобы сделать следующего президента. И здесь мы подошли к тому самому опасному моменту — нового главу государства назначит аппарат. Идет этап перехода власти к другому лицу.
- Вы хотите сказать, что президента специально наделяют неприкосновенностью и дополнительным иммунитетом для того, чтобы процесс передачи власти прошел безболезненно, в первую очередь для самого первого президента, не повторяя кыргызского сценария?
- Президент, к сожалению, оторвался от жизни. От жизни его оторвало окружение — этот аппарат. Аппарат тоже живет в каком-то ином мире, они сами поверили в то, что издадут новый приказ, закон и люди на коленях будут сыпать здравицы. Они не знают собственный народ. Они видят себя в том, чтобы держаться за президента, обозначить ему какое-то почетное место. Они верят, что имя Назарбаева, его авторитет будут работать.
В какой-то степени это так, но когда президент отойдет на такое почетное место, кто знает, как люди отнесутся к этому? У нас народ вольный, любит свободу. Люди скажут: «Аксакал, ну, Вы поуправляли, давайте теперь сидите, советуйте, а решать дела мы будем».
Вот так и может выйти компромиссная фигура — какой-то «Черненко».
Крючки на тонны компроматов
- Вы думаете, аппарат уже выбрал нового президента?
- Сейчас все диктует аппарат, окружение. Главные их рычаги, инструменты — это компроматы друг на друга. Тонны компроматов! Крючки друг на друга, но ведь эти крючки могут сорваться. Вон, народ в Кыргызстане взбунтовался...
- Думаете, у нас такое возможно?
- Мы теперь перед вторым и очень опасным шагом — аппарат уже просто как камикадзе. У них уже нет бензина на обратный путь. Здесь у них больше срабатывает инстинкт, они зашли слишком далеко. Поэтому пример Кыргызстана на них действует устрашающе. Не сегодня, так завтра задержанный Бакиев будет предоставлен новому правительству, поэтому это окружение хватается за соломинку.
- Можно ли считать произошедшее в Казахстане новым конституционным переворотом?
- Думаю, что принятие этого закона было согласовано с президентом. Что, впрямь эти депутаты такие смелые и непослушные? Это смешно, смешно, смешно! Кто в это поверит?! Никто!
Поэтому вопрос не в юридических казусах или коллизиях, а вопрос больше в политическом смысле этого закона. Чисто юридических законов не бывает, законы — это политические решения. Они ориентированы и на ситуацию, и на конъюнктуру.
Так и сказал!
- В последнее время я чувствую, что окружение распилило президентскую вертикаль и эти кусочки вертикали использует в своих целях», — сказал месяц назад политик, выступая в дискуссионном клубе «АйтPark». Последние события заставили его сказать еще более определенно: «Сейчас все диктует аппарат, окружение. Главные их рычаги, инструменты — это компроматы друг на друга. Тонны компроматов! Крючки друг на друга, но ведь эти крючки могут сорваться».
Источник: Газета "Голос Республики" №22 (153) от 18 июня 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий