Не пытаться быть святее папы римского призвала председатель правления АО «Народный банк Казахстана» Умут Шаяхметова Госфиннадзор.
Автор: Василий ИВАНОВ
И не бежать впереди паровозов G8 и G20, пытаясь испытывать на казахстанских коммерческих банках те меры ужесточения регулирования, которые мировым сообществом только обсуждаются.
О том, что давно наболело у казахстанских коммерческих финансовых структур, Умут Шаяхметова рассказала во второй день III Астанинского экономического форума, выступая на сессии под многообещающим названием «Построение новой мировой финансовой архитектуры».
Не лезь поперек G8 в пекло
Умут Шаяхметова оказалась единственным представителем реального банковского сектора, которого пригласили на эту сессию.
Многообещающим ее название выглядело потому, что предполагалось, что главной темой обсуждений станет «дефектал», личную неприязнь до потери аппетита к которому испытывает, как известно, президент Казахстана.
Однако участники сессии решили обсудить совершенно другой вопрос — что делать с регулированием комбанков, жадность которых, как известно, стала одной из причин последнего кризиса.
На том, что с пациентом делать что-то надо, сошлись все. Но на том, что именно делать с пациентом — ампутировать ему верхние загребущие конечности по самое плечо или только по локоть, согласия никак достичь не удавалось. Потому для разнообразия решили заслушать представителя пациента, который высказал врачам пару-тройку нелицеприятных вещей о способах национального врачевания банков в Казахстане.
Перво‑наперво представительница «Народного банка» напомнила, что немногим нравится быть подопытными кроликами, на которых проверяют «передовой мировой опыт», на поверку лишь обсуждающийся мировыми финансовыми кругами — применять их на пациенте или не применять.
- Сейчас Елена Леонидовна (председатель АФН — авт.) говорила о том, что мы смотрим и прислушиваемся к тому, что предлагается в мировом финансовом глобальном сообществе по регулированию, - сослалась Шаяхметова на мнение казахстанского финансового главврача. - Но однако иногда бежим впереди предлагаемых или обсуждаемых мер, которые уже сегодня у нас внедрены в Казахстане. Мы более жестко регулируемся и по сравнению с Базелем, как по отношению к формированию капитала, как в отношении провизования, как в отношении взвешивания рисков — и так далее. Например, деньги — кэш — у нас взвешиваются под 100% рисков.
А дальше председатель правления финансового АО умело наступила на самую больную мозоль нашего чиновничества.
- Хотелось бы высказать мнение, которое разделяют большинство моих коллег: целесообразность введения жестких регуляторных ограничений, особенно сейчас, в посткризисный период, может существенно ограничить деятельность участников финансовых рынков, к тому же предлагаемые запреты могут отрицательно повлиять на развитие как самих банков Казахстана, так и крупнейших пенсионных фондов и страховых организаций, что негативно скажется на экономическом росте Казахстана, - сказала г-жа Шаяхметова и добавила: — Все-таки необходимо принять во внимание меры, вводимые другими странами, чтобы не снизить конкурентоспособность наших казахстанских банков.
Всех — в равную кабалу
На этом консолидированные претензии к регулятору у Шаяхметовой не иссякли — представительница одного из четырех системообразующих банков республики потребовала... уравнять в правах частников и банки с участием государства с одной стороны и комбанки с казахстанским капиталом и «дочек» иностранных банков — с другой.
- На сегодня банковская система Казахстана поменялась, в коммерческом секторе появились государственные банки и крупные иностранные банки, банки, в которых большинство акций принадлежит иностранцам, - напомнила она. - И мы считаем, что при этом подход к регулированию должен быть справедливым — если комбанкам запрещается проводить сделки с аффилированными структурами и владеть небанковскими дочерними организациями, в таком случае государственным банкам также должно быть запрещено работать с государственными компаниями и покупать госбумаги.
Журналисты от такого заявления опешили: ведь в «Народный банк» правительство тоже «заглянуло на час» с небольшой такой суммой в миллиард «баксов». Но ситуацию прояснил глава фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов, через ведомство которого этот миллиард и вливали: по его сведениям, «Народный» уже вернул государству половину размещенной в нем суммы.
Видимо, возвращение второй половины не за горами, поэтому председатель правления озаботилась загодя уравниванием прав частных и национализированных банков:
- Иностранные банки у нас в Казахстане могут использовать гарантии головных банков и, таким образом, меньше формировать капитала, что опять-таки отражает, что конкурентность казахстанских банков с казахстанским капиталом снижается.
Что «бесит» банкиров?
Попутно досталось и национальной бюрократии в АФН и Нацбанке.
- Я бы предложила сокращение излишней отчетности, сделав ее более полезной, более прозрачной: только «Народный банк» ежемесячно сдает регуляторным органам около тысячи отчетов, включая все дочерние предприятия, - подчеркнула она. - Я уверена, просто-напросто регуляторы не успевают даже прочитать все эти отчеты и просмотреть все эти цифры.
Выяснилось также, что казахстанских банкиров «бесит» повышение роли совета директоров банков при принятии решений, касающихся оперативной деятельности, — за каждым кадровым назначением либо одобрением кредита правлению банка приходится бегать в наблюдательный орган:
- Мы считаем, что в крупных казахстанских банках корпоративное управление приближено к международным стандартам, в то же самое время мы отмечаем усиливающуюся забюрократизированность регулирования требований к корпоративному управлению, выражающуюся в тенденции перекладывания оперативного управления на совет директоров, что снижает ответственность правления банка, и все решения у нас в основном переносятся на уровень совета директоров, - заметила г-жа Шаяхметова.
- Это приводит к стиранию грани между правлением, которое является исполнительным органом, и советом директоров, который является наблюдательным органом. Правление лишается инструментов оперативного управления, процесс принятия решений в банке удлиняется, - констатировала она.
В общем и целом, как выяснилось, банкиры ужесточение требований к себе поддерживают, но просят при этом регуляторов не нанести ущерба имеющимся конкурентным преимуществам казахстанских банков и учитывать интересы клиентов, депозиторов, потребителей, которые заинтересованы в том, чтобы банковские услуги и продукты становились все более доступными.
Бросать отдельного финрегулятора, возглавляемого к тому же женщиной, гости форума, как истые джентльмены, не стали и заверили, что высоко оценивают «усилия в отдельно взятой стране».
- Я считаю, было очень важное обсуждение шагов, предпринятых здесь, в Казахстане, для решения вопросов банковского кризиса, и я хотел бы поздравить госпожу Бахмутову с ее личной ролью в решении этого кризиса, - заявил модератор сессии, заместитель директора департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда Дэвид Оуэн.
Но каких-либо комментариев относительно нежелания «Народного банка» быть собакой Павлова, на которой будут проверяться идеи G8 и G20, к сожалению, не последовало. Так что Казахстан, избавившись от Семипалатинского полигона, похоже, становится новой испытательной площадкой — на финансовой ниве.
Источник: Газета "Голос Республики" №25 (156) от 09 июля 2010 года
Не лезь поперек G8 в пекло
Умут Шаяхметова оказалась единственным представителем реального банковского сектора, которого пригласили на эту сессию.
Многообещающим ее название выглядело потому, что предполагалось, что главной темой обсуждений станет «дефектал», личную неприязнь до потери аппетита к которому испытывает, как известно, президент Казахстана.
Однако участники сессии решили обсудить совершенно другой вопрос — что делать с регулированием комбанков, жадность которых, как известно, стала одной из причин последнего кризиса.
На том, что с пациентом делать что-то надо, сошлись все. Но на том, что именно делать с пациентом — ампутировать ему верхние загребущие конечности по самое плечо или только по локоть, согласия никак достичь не удавалось. Потому для разнообразия решили заслушать представителя пациента, который высказал врачам пару-тройку нелицеприятных вещей о способах национального врачевания банков в Казахстане.
Перво‑наперво представительница «Народного банка» напомнила, что немногим нравится быть подопытными кроликами, на которых проверяют «передовой мировой опыт», на поверку лишь обсуждающийся мировыми финансовыми кругами — применять их на пациенте или не применять.
- Сейчас Елена Леонидовна (председатель АФН — авт.) говорила о том, что мы смотрим и прислушиваемся к тому, что предлагается в мировом финансовом глобальном сообществе по регулированию, - сослалась Шаяхметова на мнение казахстанского финансового главврача. - Но однако иногда бежим впереди предлагаемых или обсуждаемых мер, которые уже сегодня у нас внедрены в Казахстане. Мы более жестко регулируемся и по сравнению с Базелем, как по отношению к формированию капитала, как в отношении провизования, как в отношении взвешивания рисков — и так далее. Например, деньги — кэш — у нас взвешиваются под 100% рисков.
А дальше председатель правления финансового АО умело наступила на самую больную мозоль нашего чиновничества.
- Хотелось бы высказать мнение, которое разделяют большинство моих коллег: целесообразность введения жестких регуляторных ограничений, особенно сейчас, в посткризисный период, может существенно ограничить деятельность участников финансовых рынков, к тому же предлагаемые запреты могут отрицательно повлиять на развитие как самих банков Казахстана, так и крупнейших пенсионных фондов и страховых организаций, что негативно скажется на экономическом росте Казахстана, - сказала г-жа Шаяхметова и добавила: — Все-таки необходимо принять во внимание меры, вводимые другими странами, чтобы не снизить конкурентоспособность наших казахстанских банков.
Всех — в равную кабалу
На этом консолидированные претензии к регулятору у Шаяхметовой не иссякли — представительница одного из четырех системообразующих банков республики потребовала... уравнять в правах частников и банки с участием государства с одной стороны и комбанки с казахстанским капиталом и «дочек» иностранных банков — с другой.
- На сегодня банковская система Казахстана поменялась, в коммерческом секторе появились государственные банки и крупные иностранные банки, банки, в которых большинство акций принадлежит иностранцам, - напомнила она. - И мы считаем, что при этом подход к регулированию должен быть справедливым — если комбанкам запрещается проводить сделки с аффилированными структурами и владеть небанковскими дочерними организациями, в таком случае государственным банкам также должно быть запрещено работать с государственными компаниями и покупать госбумаги.
Журналисты от такого заявления опешили: ведь в «Народный банк» правительство тоже «заглянуло на час» с небольшой такой суммой в миллиард «баксов». Но ситуацию прояснил глава фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов, через ведомство которого этот миллиард и вливали: по его сведениям, «Народный» уже вернул государству половину размещенной в нем суммы.
Видимо, возвращение второй половины не за горами, поэтому председатель правления озаботилась загодя уравниванием прав частных и национализированных банков:
- Иностранные банки у нас в Казахстане могут использовать гарантии головных банков и, таким образом, меньше формировать капитала, что опять-таки отражает, что конкурентность казахстанских банков с казахстанским капиталом снижается.
Что «бесит» банкиров?
Попутно досталось и национальной бюрократии в АФН и Нацбанке.
- Я бы предложила сокращение излишней отчетности, сделав ее более полезной, более прозрачной: только «Народный банк» ежемесячно сдает регуляторным органам около тысячи отчетов, включая все дочерние предприятия, - подчеркнула она. - Я уверена, просто-напросто регуляторы не успевают даже прочитать все эти отчеты и просмотреть все эти цифры.
Выяснилось также, что казахстанских банкиров «бесит» повышение роли совета директоров банков при принятии решений, касающихся оперативной деятельности, — за каждым кадровым назначением либо одобрением кредита правлению банка приходится бегать в наблюдательный орган:
- Мы считаем, что в крупных казахстанских банках корпоративное управление приближено к международным стандартам, в то же самое время мы отмечаем усиливающуюся забюрократизированность регулирования требований к корпоративному управлению, выражающуюся в тенденции перекладывания оперативного управления на совет директоров, что снижает ответственность правления банка, и все решения у нас в основном переносятся на уровень совета директоров, - заметила г-жа Шаяхметова.
- Это приводит к стиранию грани между правлением, которое является исполнительным органом, и советом директоров, который является наблюдательным органом. Правление лишается инструментов оперативного управления, процесс принятия решений в банке удлиняется, - констатировала она.
В общем и целом, как выяснилось, банкиры ужесточение требований к себе поддерживают, но просят при этом регуляторов не нанести ущерба имеющимся конкурентным преимуществам казахстанских банков и учитывать интересы клиентов, депозиторов, потребителей, которые заинтересованы в том, чтобы банковские услуги и продукты становились все более доступными.
Бросать отдельного финрегулятора, возглавляемого к тому же женщиной, гости форума, как истые джентльмены, не стали и заверили, что высоко оценивают «усилия в отдельно взятой стране».
- Я считаю, было очень важное обсуждение шагов, предпринятых здесь, в Казахстане, для решения вопросов банковского кризиса, и я хотел бы поздравить госпожу Бахмутову с ее личной ролью в решении этого кризиса, - заявил модератор сессии, заместитель директора департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда Дэвид Оуэн.
Но каких-либо комментариев относительно нежелания «Народного банка» быть собакой Павлова, на которой будут проверяться идеи G8 и G20, к сожалению, не последовало. Так что Казахстан, избавившись от Семипалатинского полигона, похоже, становится новой испытательной площадкой — на финансовой ниве.
Источник: Газета "Голос Республики" №25 (156) от 09 июля 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий