Рисованием глянцевых картинок с последующим развешиванием их в казахстанской степи назвал стиль правления Нурсултана Назарбаева бывший вице-премьер правительства Казахстана Галым Абильсиитов в интервью программе «Власть.KZ» на телеканале «К-плюс».
По мнению доктора технических наук, лауреата Государственной премии Российской Федерации и, кстати, ровесника Назарбаева, свободному ветру степей вряд ли по душе подобное кощунство.
В одном из своих интервью несколько лет назад Галым Абильсиитов сказал, что каждая система власти имеет свою логику. Демократия как сменяемость, как конкуренция необходима рыночной экономике, без нее поступательное развитие всегда затруднено, а автократия как самодовольство, как самолюбование может только усиливать самое себя, становясь все краше и краше. Судя по всему, мы достигли уже предела красоты.
- Галым Абильсиитович, в Казахстане вступил в силу закон о лидере нации, который делает и без того абсолютную власть Нурсултана Назарбаева абсолютной вдвойне. На Ваш взгляд, это некое логическое завершение его многолетнего правления или нечто новое начинается для Казахстана?
- Я думаю, что это не просто очередное пиар-мероприятие, приуроченное к его юбилею, и не очередной титул, а совершенно новое качество власти, в которое Нурсултан Абишевич предполагает перевести свое правление.
- А зачем?
- Главная мотивация в том, что человек не хочет расставаться с властью. Он хочет оставаться в ней предельно долго, но ищет для этого нестандартные пути. Просто продлевать срок через стандартную процедуру избрания на пост президента, сняв с себя ограничения по срокам, он, видимо, считает примитивным ходом. Нужен более сильный ход — ход, который имел бы богатое внутреннее содержание.
- Вы говорите, что это означает новое качество власти, но в чем новизна?
- Власть может быть разной. С бегающими глазками, то есть вороватой, непрофессиональной, очень корыстной. Но есть неизбежное — эта власть когда-то кончается. У нее истекают сроки правления, наступают физические пределы. Народ, помучавшись с властью, которая не соответствует его интересам, в конце концов от такой власти может избавиться.
А есть другая власть — власть над душами людей. Лидер нации в переводе на казахский язык — елбасы. Слово имеет два смысла: это руководитель государства и главный человек среди людей этого поселения. То есть титул «елбасы» означает получение им возможности управлять душами людей, выступать от их имени, быть первым среди них.
- Желание Назарбаева стать лидером нации можно объяснить неуверенностью в собственной легитимности?
- Возможно, у него были колебания. Он заявлял о том, что не хочет подписывать закон. Но в конечном счете все превратилось в фарс. Он только показал всю трагикомичность ситуации.
По идее, народ выдвигает своего любимца в лидеры и идет за ним, преодолевая какие-то высоты. Но о каких высотах мы говорим? Стиль правления Назарбаева и его команды - это рисование глянцевых картинок и их развешивание в степи. Степной ветер не может соседствовать с глянцевыми картинками, он сдувает их.
Любая власть, которая придет вслед за Назарбаевым, отменит этот закон. Неужели люди не понимают, что этот закон не выбит, как говорится, на камне скалы, которая вечная? Он написан на листе бумаги, который будет отменен указом номер один новой власти.
И еще я не понимаю, как можно совместить понятие лидера нации с имуществом лидера нации и его родственников? Власть должна в первую очередь не об имуществе лидера беспокоиться, а о душе народа. Тогда благодарный народ выдвинет своего лидера.
Конечно же, казахской нации нужен лидер, но не лидер-обманщик, который не туда ведет, потому что он точно приведет к кыргызскому сценарию. Кыргызы делают сейчас для казахов страшно полезную работу - они показывают, куда может прийти страна, если будет продолжаться такая политика. А глянцевые картинки, построенные на нефтяном экспорте, — это совсем не жизнь Казахстана и совсем не судьба казахов.
Источник: Газета "Голос Республики" №24 (155) от 02 июля 2010 года
В одном из своих интервью несколько лет назад Галым Абильсиитов сказал, что каждая система власти имеет свою логику. Демократия как сменяемость, как конкуренция необходима рыночной экономике, без нее поступательное развитие всегда затруднено, а автократия как самодовольство, как самолюбование может только усиливать самое себя, становясь все краше и краше. Судя по всему, мы достигли уже предела красоты.
- Галым Абильсиитович, в Казахстане вступил в силу закон о лидере нации, который делает и без того абсолютную власть Нурсултана Назарбаева абсолютной вдвойне. На Ваш взгляд, это некое логическое завершение его многолетнего правления или нечто новое начинается для Казахстана?
- Я думаю, что это не просто очередное пиар-мероприятие, приуроченное к его юбилею, и не очередной титул, а совершенно новое качество власти, в которое Нурсултан Абишевич предполагает перевести свое правление.
- А зачем?
- Главная мотивация в том, что человек не хочет расставаться с властью. Он хочет оставаться в ней предельно долго, но ищет для этого нестандартные пути. Просто продлевать срок через стандартную процедуру избрания на пост президента, сняв с себя ограничения по срокам, он, видимо, считает примитивным ходом. Нужен более сильный ход — ход, который имел бы богатое внутреннее содержание.
- Вы говорите, что это означает новое качество власти, но в чем новизна?
- Власть может быть разной. С бегающими глазками, то есть вороватой, непрофессиональной, очень корыстной. Но есть неизбежное — эта власть когда-то кончается. У нее истекают сроки правления, наступают физические пределы. Народ, помучавшись с властью, которая не соответствует его интересам, в конце концов от такой власти может избавиться.
А есть другая власть — власть над душами людей. Лидер нации в переводе на казахский язык — елбасы. Слово имеет два смысла: это руководитель государства и главный человек среди людей этого поселения. То есть титул «елбасы» означает получение им возможности управлять душами людей, выступать от их имени, быть первым среди них.
- Желание Назарбаева стать лидером нации можно объяснить неуверенностью в собственной легитимности?
- Возможно, у него были колебания. Он заявлял о том, что не хочет подписывать закон. Но в конечном счете все превратилось в фарс. Он только показал всю трагикомичность ситуации.
По идее, народ выдвигает своего любимца в лидеры и идет за ним, преодолевая какие-то высоты. Но о каких высотах мы говорим? Стиль правления Назарбаева и его команды - это рисование глянцевых картинок и их развешивание в степи. Степной ветер не может соседствовать с глянцевыми картинками, он сдувает их.
Любая власть, которая придет вслед за Назарбаевым, отменит этот закон. Неужели люди не понимают, что этот закон не выбит, как говорится, на камне скалы, которая вечная? Он написан на листе бумаги, который будет отменен указом номер один новой власти.
И еще я не понимаю, как можно совместить понятие лидера нации с имуществом лидера нации и его родственников? Власть должна в первую очередь не об имуществе лидера беспокоиться, а о душе народа. Тогда благодарный народ выдвинет своего лидера.
Конечно же, казахской нации нужен лидер, но не лидер-обманщик, который не туда ведет, потому что он точно приведет к кыргызскому сценарию. Кыргызы делают сейчас для казахов страшно полезную работу - они показывают, куда может прийти страна, если будет продолжаться такая политика. А глянцевые картинки, построенные на нефтяном экспорте, — это совсем не жизнь Казахстана и совсем не судьба казахов.
Источник: Газета "Голос Республики" №24 (155) от 02 июля 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий