Проведение донорской конференции по сбору средств для восстановления экономики Кыргызстана, которую Казахстан как председатель ОБСЕ рассчитывал провести у себя в конце августа, оказалось под угрозой срыва.
Автор: Василий ИВАНОВ
Об этом известили премьера Карима Масимова на совещании министр финансов Болат Жамишев и вице-министр иностранных дел Нурлан Ермекбаев.
Как ни парадоксально, но основная часть «вины» в срыве августовских и даже сентябрьских донорской конференции в Астане лежит на... Бишкеке. Точнее, на том успехе, который имела аналогичная донорская конференция в июле в Кыргызстане. По словам министра финансов Болата Жамишева, после тех обещаний, которые были даны киргизам в июле, никто особо раскошеливаться не спешит, задавая вполне логичный вопрос — коль скоро тогда обещания покрыли практически все потребности республики, зачем собирать большую сумму? - Сказывается то, что бишкекская донорская конференция имела успех, была заявлена большая сумма, и на последующих намерениях доноров это тоже отразилось: все увидели сумму в миллиард сто миллионов долларов, которая была обещана — будет она выплачена или нет, сказать трудно, но ее обозначали и это тоже влияет на намерения доноров, — пояснил Жамишев.
- Поэтому я думаю, что донорскую конференцию следует проводить тогда, когда мы будем однозначно знать, кто с чем готов будет приехать, и второе — необходим будет период времени для того, чтобы было ясно, каким образом будут использоваться те средства, которые были определены по бишкекской конференции, чтобы те, кто будет выделять их, знали, какая часть вопросов закрывается, какая нет, — витиевато подвел он премьера к главной мысли.
А главная мысль была — нравится это руководству страны или нет, но проводить конференцию в августе — сентябре смысла нет, много денег не соберешь, хотя Казахстан и договорился с таким международным «авторитетом» как Всемирный банк о том, чтобы последний держал «общак» под своим контролем.
Слова Жамишева подтвердил и
- На сегодняшний день ответы можно сгруппировать по трем группам: первая — это страны, которые поддерживают проведение конференции, но сейчас конкретные вопросы участия рассматривает руководство этих стран. Это Белоруссия, Россия и другие страны СНГ, — перечислял Ермекбаев. — Вторая группа стран — это государства, которые идею в принципе поддерживают, но просят более убедительную аргументацию, чем будет эта конференция отличаться от бишкекской, какую она добавленную стоимость привнесет и
Подводя итог ермекбаевского отчета, можно сказать, что все три группы стран в разной степени, но требуют отчета о том, как будут израсходованы средства, собранные на бишкекской конференции в июле. И пока не увидят целевого использования хотя бы малой их части, вряд ли снова будут раскошеливаться, хотя, согласно данным кыргызской стороны, потребности страны уже сейчас на 186 миллионов долларов превышают обещанное в июле (1,286 миллиардов долларов против 1,1 милиарда).
Однако киргизы могут хоть еще миллиард «дорисовать», но это не значит, что та же еврозона тут же кинется его доставать из загашников. В связи с этим МИД, несмотря на возможный гнев «Ак орды», также говорит о необходимости переноса сроков конференции.
- Аргументация (о необходимости проведения новой донорской конференции — прим. авт.) есть, но мы согласны с мнением Минфина о том, что, наверное, по срокам такой конференции надо определить время после
- Давайте так договоримся — мы еще раз говорим, что такая конференция нужна, и мы будем ее проводить, нам надо вместе подумать, когда ее провести, потому что изначальный план немножко корректируется, давайте проводить, как почувствуем, что время подошло, я думаю, что это, может быть октябрь месяц, — обратился он к министру финансов Кыргызстана Чоробеку Имашеву.
Имашев же, похоже, приезжал в Астану не столько за конференцией, сколько за дальнейшим открытием границы для кыргызских товаров. И свое получил — по крайней мере, на уровне обещаний казахстанского премьера.
- Я бы попросил, учитывая внутреннюю ситуацию в Киргизии, в период спада деловой активности в
- По границе у нас есть и возможности, и сложности: я даю поручение пограничникам с таможенниками посмотреть, где вы дополнительно можете открыть (пункты пропуска), — заявил Масимов. Учитывая, что пограничники в Казахстане входят в структуру комитета нацбезопасности, а тот подчиняется напрямую президенту, а не премьеру, Масимов, давая поручение погранслужбе, ясно дал понять, что поручение шло из «Ак орды».
Правда, с некоторыми существенными оговорками:
- Это должно быть только на тех участках границы, где у киргизской стороны есть возможность контролировать ситуацию, весь досмотр проводить, — строго обратился он к Имашеву. — Там, где вы это гарантируете, там я даю добро дополнительно открыть, проговорив с киргизскими партнерами на взаимной основе, — добавил он.
И поставил еще одно условие — никакой контрабанды китайских товаров быть не должно:
- Вопрос перемещения товаров — это «уже не национальный вопрос, это вопрос комиссии Таможенного союза трех стран. У нас были в
Туманное заявление шефа относительно ответственности пришлось расшифровывать для киргизов верному оруженосцу — первому
- Мы договоримся, что товары, произведенные в Кыргызстане, могут завозиться (на территорию Таможенного союза — авт.), а лицензирование, сертификация этих товаров — это ответственность киргизского правительства должна быть, — сказал Шукеев. — Надо наладить такую систему, что если товар проходит с бумагой, утвержденной правительством, то мы считаем, что товар произведен в Кыргызстане, — втолковывал он не совсем понимающим, чего от них хотят, киргизам. — Тогда мы готовы этот вопрос поставить на комиссии таможенного союза и решить вопросы снятия пошлины (для киргизских товаров).
Киргизы ушам своим поверить не могли: ведь изначально ясно, что обязательно найдется умелец, который наклеит бумажку «Сделано в Кыргызстане» на китайскую продукцию и попытается протащить в ТС беспошлинно. Масимов признался, что Казахстан рискует выслушать по этому поводу много нелицеприятного от партнеров по ТС:
- Мы готовы принципиально это поддержать, но к этому надо хорошо подготовиться, потому что нам потом предъявят претензии: скажут — вы открыли там дырку, и весь Таможенный союз сейчас оттуда польется, — несколько нелогично нарисовал направление контрабанды премьер.
А чуть позже он пояснил, зачем делаются столь заманчивые предложения Кыргызстану:
- В целом хотелось, чтобы быстрее была четкая ясность по позиции правительства Кыргызстана в отношении таможенного союза, потому что от этого многое дальше зависит — это же тоже для нас деньги, честно говоря — колючка вдоль границы или КПП, либо наоборот как с Россией — фактически открытая граница, — сказал он Имашеву.
Его заверения в том, что «мы Кыргызстан ни в какую сторону не подталкиваем, просто важна ясность в этом отношении на долгосрочный план» в свете обещанных таможенных преференций прозвучало дежурно. А чуть позже выяснилось, что ни о каких дополнительных КПП на
И, естественно, гуманитарная помощь Кыргызстану не могла обойтись в период уборочной без поставок ГСМ — правда, назвать объем той квоты, которую министерству нефти и газа приказано высчитать и поставить Бишкеку, никто пока озвучивать не берется.
Возвращаясь к теме казахстанской донорской конференции, которой, возможно, и не будет, надо отметить смекалку наших чиновников, которые все равно нашли способ прославить Отечество большей частью за чужие деньги. По мнению
- Антикризисный план (по восстановлению экономики Кыргызстана — авт.) разослан в министерство финансов России и в антикризисный фонд ЕврАзЭС, — сообщил в понедельник Бишимбаев.
Действительно интересно — позволят нам россияне быть щедрыми за их счет или нет. Но, вне зависимости от этого, мы уже учим киргизов жизни:
- Мы когда с Розой Исаковной (президентом Киргизии Розой Отумбаевой — авт.) говорили, я предлагал не только в
- Конечно, все напуганы, это очень важно сейчас — список сделать, вот к этому мы имеем претензии, а остальное должно быть вне сомнений. Первый шаг, который нужно сделать, — советовал он.
Масимов почувствовал, что его заместитель становится главным ньюсмейкером этого международного совещания, и поспешил также отметиться изреченной мудростью:
- По инвестициям я считаю это самый сложный вопрос, потому что доверие потерять очень легко, а восстановить очень сложно, то есть надо вместе наших инвесторов убеждать. Я поддерживаю Умирзака Естаевича в этом вопросе, — сказал он.
С тем кыргызская делегация и отбыла в Бишкек — с кучей обещаний и мудростей впридачу...
0 коммент.:
Отправить комментарий