Зачисткой с применением отряда спецназа едва не закончилась попытка группы родственников осуждённых встретиться с руководством комитета уголовно-исполнительной системы Казахстана.
Автор: Александр УСТИНОВ
В минувшую пятницу небольшая группа родственников осуждённых, преимущественно тех, которые пострадали либо в результате массового членовредительства, либо в ходе штурма колонии
ЕЦ-166/25 УК КУИС под Кокшетау, провела
пресс-конференцию, после которой пыталась встретиться с исполняющим обязанности КУИС республики.
Как были уверены люди, руководство комитета
уголовно-исполнительной системы ждёт их с распростёртыми объятиями. Однако в здании главного тюремного ведомства к визиту небольшой группы, в основном женщин, оказались не готовыми и на всякий случай вызвали поддержку — средних размеров автобус со спецназом. Дело хоть и дошло до небольшой потасовки, но без «масок шоу», и в итоге все нежданные гости покинули пределы главного офиса КУИС самостоятельно.
Идейными вдохновителями
пресс-конференции родственников осуждённых, пострадавших в колонии под Кокшетау, стали два небезызвестных в определённых кругах персонажа — это Вадим Курамшин, представляющий общественное объединение «Ваше право — СКО» и Махамбет Абжан из республиканского общественного объединения «Шанырак». Именно они на
пресс-конференции говорили больше всех, даже больше самих родственников. При этом оба не скрывали, что с тюремными нравами знакомы не понаслышке.
Г-н Курамшин, описывая безобразия, творящиеся в местах лишения свободы, пояснил, что лично прошел через несколько колоний. Не остался в стороне и его идейный коллега Махамбет Абжан:
- В 2008 году я сам освободился из этого учреждения. Отбывал срок по политическим мотивам и отсидел ровно три года. Я могу полностью подтвердить, что все события, все слова, которые сегодня будут сказаны родителями, они на самом деле являются правдой.
Всего за столом президиума было 5 человек — трое мужчин и две женщины. Сабир Алиев, который представился отцом одного из осуждённых из колонии
ЕЦ-166/29, как выяснилось, тоже отбывал наказание именно в этом учреждении. Правда, было это ещё в конце
70-х, но уже тогда, по словам Сабира Алиева, в зоне под Кокчетавом творились самые настоящие безобразия.
Из участвующих в
пресс-конференции женщин была Даурия Ахметжанова, которая ещё день назад стояла у стен колонии
ЕЦ-166/25 с канистрой бензина и обещала себя поджечь. Напомню, девушка требовала встречи с братом, который якобы находился в учреждении и возможно пострадал во время штурма.
- Мне сказали, что он в больнице. Я поехала в больницу, мне никаких данных не дали, — заявила Даурия. — До этого ЧП он мне звонил с таксофона и говорил, что ему угрожают, что его избивают, что у него вымогают деньги.
Ещё одна активная участница
пресс-конференции Роза Джумагельдиева приехала из Шымкента, а буквально за день до
пресс-конференции её видели в Кокшетау. Женщина утверждает, что и она не может ничего узнать о своём единственном сыне, которого предварительное следствие считает организатором тех самых беспорядков,
из-за которых и был проведён штурм колонии. В то, что её на сто процентов положительный во всех отношениях сын мог устроить бунт, Роза не верит. Он, по словам женщины, вообще не должен сидеть.
- Я воспитала достойного гражданина. Он восьмикратный чемпион Казахстана по боксу, — плакала женщина. — В 19 лет подставили. И вот эта подстава продолжается дальше. А сейчас его громкое имя хотят использовать и сделать его организатором.
У родственников осуждённых в
общем-то единственные требования — увидеть или же убедиться в целости и сохранности своих близких, хотя бы поговорив с ними по телефону.
После
пресс-конференции её участники отправились на встречу с руководством комитета
уголовно-исполнительной системы. В назначенный для приёма граждан час они прибыли в центральный офис главного тюремного ведомства в Астане. Но начальства на месте не оказалось.
- Они должны нам дать доступ, — возмущенно отреагировал
кто-то из родственников.
- Значит в таком состоянии, что не могут показать их. Значит, до такой степени изуродовали их тела, раз не хотят показать нам, — практически в истерике кричала одна из женщин.
- Пока мы не узнаем, что они целы и невредимы, мы никуда не уйдём! — подхватили другие.
При попытке углубиться вовнутрь здания комитета группа разъярённых родственников наткнулась на средних лет подполковника юстиции, который и стал первой их жертвой:
- На выезде, на выезде. Все на выезде, — сходу заявил о местонахождении начальства попавшийся под руку толпы куисовец.
- Вот, обратите внимание, пожалуйста, —
г-н Курамшин уже успел подвести родственников вплотную к КПП комитета. — Вот официально определённый график времени и даты приёма. Обратите внимание, время происходящего как раз попадает на отведённые на то часы. При этом говорят — начальника снова нет.
Ошарашенному таким нарушением режима дежурному по КПП только и оставалось, что изо всех сил вцепиться в
калитку-вертушку и приготовится к худшему. Но тут из курилки появился две минуты назад сбежавший незнакомец в чине подполковника юстиции. Пройти незамеченным он не смог, и родственники вновь приступили к расспросам:
- Вы представьтесь, — просили люди.
- Я стажёр здесь, — отнекивался подполковник.
- Вы в звании подполковника стажёр?! — удивились словам офицера незваные гости.
Тут появился очередной подполковник юстиции, и люди окружили уже его. Представиться он тоже отказался, но это не помешало родственникам засыпать его вопросами.
Дальнейшая картина выглядела так: не преставившийся подполковник ростом под два метра участливо кивал головой, всем своим видом пытаясь показать, что внимательно слушает то, о чём ему говорят. При этом говорили ему одновременно сразу пять женщин, а подполковник переводил свой кивающий взгляд поочерёдно с одной причитающей жалобщицы, на другую — по очереди.
Со стороны всё это было похоже на гигантскую игрушку «болванчика», которую неожиданно выставили на детской площадке, и её тут же обступила толпа ошарашенной детворы. Но игрушка оказалась ещё и говорящей и время от времени произносила невнятное: «обращайтесь к руководству». Глядя на эту картину, казалось, что инерция
вот-вот закончится и голова кивать перестанет. Однако терпения у безызвестного подполковника при себе оказалось достаточно, чтобы продержаться минут десять.
Поняв, что от кивающего офицера КУИС ничего не добиться, толпа перешла на других людей в форме, поочерёдно переключаясь то на дежурного по КПП, то на других безымянных подполковников, коих в парадной комитета
уголовно-исполнительной системы вдруг оказалось немало. Потом
кто-то из офицеров схватил
кого-то из гостей за грудки, и едва не завязалась потасовка. Но драки не случилось благодаря тому, что в парадной КУИС в тот момент появились полицейские. Только тогда толпу удалось разделить на две половинки, отстранив офицеров КУИС в одну сторону, а гражданских посетителей — в другую.
Как выяснилось, полицейские прибыли к зданию комитета
уголовно-исполнительной системы вместе с подразделением спецназа, которое ждало команды, сидя в автобусе буквально в 50 метрах от здания, и в любой момент было готово уложить всех на пол, не взирая на пол и возраст. По словам очевидцев в один из моментов силовики даже приготовились к штурму и покинули автобус...
Впрочем, до очередного силового захвата дело не дошло.
Незваные-нежданные посетители главного тюремного ведомства
всё-таки согласились покинуть здание самостоятельно, что и сделали, пообещав вернуться в очередной день приёма граждан.
Буквально за день до этого в генеральной прокуратуре пообещали уже к октябрю огласить результаты широкомасштабной проверки всех исправительных учреждений страны на предмет соблюдения законности, в том числе и гуманного отношения к осуждённым.
- В последнее время Генпрокуратурой значительно усилен надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы, — заявил официальный представитель генеральной прокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиов. — Буквально два месяца назад в структуре Генпрокуратуры создан отдельный департамент по надзору за законностью в исправительных учреждениях и соблюдению прав осужденных.
Напомним, последний инцидент произошёл как раз в колонии
ЕЦ-166/25 под Кокшетау. Несколько осужденных учреждения устроили драку, после которой совершили акт членовредительства. Во время штурма колонии, который осуществлялся подразделениями спецназа с применением бронетехники, погиб один из осуждённых и ещё один позже скончался в больнице.
0 коммент.:
Отправить комментарий