11.08.2010

Чтобы другим неповадно было!

Казахстанские власти могут пойти на любое грязное дело, и поэтому надеяться на защиту в нашей стране попросту невозможно.

Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ


В этом убеждена Наталья Ещанова-Садыкова, супруга осужденного в середине прошлого месяца известного общественного деятеля, оппозиционера, бывшего руководителя актюбинского областного филиала ОСДП «Азат» Айдоса Садыкова. По ее мнению, заключение под стражу ее мужа есть не что иное, как акт устрашения всех инакомыслящих в Казахстане.


Мы задали г-же Ещановой несколько вопросов, на которые она ответила предельно откровенно.

- Наталья Сергеевна, в своем открытом письме, адресованном президенту страны, премьер-министру, председателю Верхового суда и генпрокурору, казахстанские журналисты признание виновным вашего супруга Айдоса Садыкова в «хулиганстве, связанном с сопротивлением представителю власти», относят к политике. При этом журналисты считают, что была «совершена грубая политическая ошибка, слишком напоминающая расправу с инакомыслящими»...

- Со всем сказанным я абсолютно согласна.

- Сразу же после оглашения 16 июля приговора суда №2 города Актобе, по которому ваш супруг был отправлен на два года за решетку, в обществе появилось мнение о том, что Айдос Садыков — новый политический заключенный. Вы и с этим согласны?

- Мой супруг — новый политический узник, и это уже общее мнение. Все в Казахстане признали этот факт. Он пострадал за свои взгляды, за свою позицию по отношению к власти, потому что уголовное дело было возбуждено после провокации полицейских в отношении моего мужа.

- Чем же г-н Садыков так насолил властям?

- Он организовывал пикеты, митинги, способствовал становлению независимого профсоюзного движения в области. За его активную гражданскую позицию ему дважды сжигали автомобиль, избивали его двоюродного брата до полусмерти. После митинга 30 января он вначале был осужден на десять суток административного ареста, потом еще на пять.

Кроме этого пытались организовывать провокации: в одном из спортзалов к нему подошел некий человек и при свидетелях пытался организовать драку, бил мужа по лицу. Но он не отреагировал на это, а потом были заявления в полицию, которые остались без рассмотрения. Мало того, стали вызывать в полицию мужа, хоть он и был потерпевшим!

- То есть вы считаете, что нынешнее дело о «сопротивлении» не случайно?

- Власти целенаправленно шли к этому. Но то, что сейчас произошло, это заказ даже не только акима области. Это согласовано с «Ак ордой».

- Однако наша судебная система посчитала, что ваш супруг совершил насилие в отношении сотрудников полиции.

- Есть видеозапись, которая это полностью опровергает. Она была произведена на месте, где это произошло, там оказались журналист и видеооператор. Явно видно, что эти так называемые «полицейские» были без единой царапинки, в чистых белых рубашках. И что единственным избитым на месте происшествия был сам Айдос.

Запись размещена на Youtube. Но рассматривать видео в качестве доказательства председатель актюбинского суда судья Акбулат Курмантаев отказался. То есть реально это политический заказ, да еще и выполненный очень грубо, с многочисленными процессуальными нарушениями.

- Какого решения вы ожидали от суда?

- То, что будет вынесен подобный приговор, было понятно сразу. Понимаете, изначально это дело рассматривали в районном отделе полиции, затем его передают в ДВД Актюбинской области следователю по особо важным делам, этому мнимому потерпевшему, который сам являлся бывшим надзирателем детской колонии, старшим лейтенантом. Его берет под охрану спецподразделение «Арлан». Дело лично рассматривает председатель суда Акбулат Курмантаев, а прокурором выступает начальник отдела горпрокуратуры.

То есть изначально это все говорит о том, что это политический заказ. И власти, пытаясь представить это как хулиганство, сами себе тем самым противоречат. От Айдоса избавились на два года, и еще неизвестно, что может случиться дальше, например, в местах отбывания наказания.

- Вы виделись с мужем? Свидания разрешают?

- Знаете, видимо, и беременную жену (Наталья Ещанова находится на шестом месяце беременности — авт.) от него нужно изолировать! Что касается свиданий, в очередной раз я написала заявление на имя исполняющей обязанности председателя городского суда №2 города Актобе Надежды Саитовой. Когда я к ней зашла, она мне сказала: «Вы же уже были у него 19 июля, вы не злоупотребляйте этим»(!).

Я ей объясняю, что я нахожусь в положении, жду ребенка и мне надо поговорить со своим супругом, узнать, все ли нормально у него. Она мне говорит: «Ждите апелляции, после нее я вам предоставлю свидание». То есть тем самым судья заявила, что областной суд оставит приговор без изменения.

- Какой, по вашему мнению, сигнал соратникам вашего супруга, оппозиционерам, подает действующая власть приговором Айдосу Садыкову? Что это может означать?

- Это может вызвать страх у людей. Таким образом они наглядно показывают всем, что тех, кто будет заниматься оппозиционной деятельностью, постигнет такая же участь, как Садыкова. Поэтому с ним нужно было сделать такое, чтобы другим было неповадно.

- Была ли реакция на ваши обращения к высшему руководству страны?

- Пока никаких официальных заявлений от властей не было. Единственное, что они сделали, —оказали моральное давление на нашу семью, запретив нам видеться с ним. Нам остается надеяться только на помощь международных организаций, так как у нас в стране надеяться больше не на что.

- Вам лично не угрожают? Не пытаются убедить, что не стоит так яростно защищать своего супруга?

- Скажу честно, этого мы и опасаемся. После того что они сделали с Айдосом, они могут пойти на что угодно. Вот последний случай: у нашей автомашины, на которой мы должны были ехать по другим судебным делам, было порезано колесо. Свидетелями инцидента были журналисты видеопортала Stan.tv. Думаю, это не случайность.

0 коммент.:

Отправить комментарий