20.10.2010

Мы вас вместо труб закопаем!

“На кой дьявол мне моя голова, когда она три дня не мыта?!” - вторят фрейлинам из “Обыкновенного чуда” жители спальных кварталов в районе выставочного комплекса “Атакент”. 
 
Автор: Игорь ЗЕНИН
 
Скоро два месяца, как в их домах отключили горячую воду.
Несмотря на мажорные реляции городских властей, к началу отопительного сезона оказались готовы далеко не все районы Алматы. И сколько бы чиновники ни «переводили стрелки» на нерасторопных поставщиков злополучных труб, сути дела это не меняет. Где вы были все лето, господа нехорошие?
Сходка, на которую пригласили журналистов «Взгляда» и другую прессу, была назначена на 9.00. Несмотря на ранний час, у траншеи с развороченными кусками труб жильцов уже ждали представители компании-подрядчика. Вид «ответчики» имели довольно жалкий — очевидно, осознавали всю тяжесть содеянного.
В квадрате улиц Габдуллина — Байзакова — Тимирязева — Жарокова работы по замене теплосетей начались 6 сентября и по планам должны были закончиться 30-го числа. Но ни к назначенной дате, ни даже спустя две недели ремонт не завершился. По словам жильцов, они неоднократно обращались в акимат с требованием повлиять на ситуацию и ускорить темпы работ. Ежедневно проходя мимо вырытых траншей и наблюдая знакомую картину — перманентно курящих мужиков в оранжевых спецовках, — они стали задумываться: а дадут ли когда-нибудь вообще горячую воду?
- Самое ужасное, что нас попросту обманывают как потребителей, — возмущалась жительница этого района Гаухар Наурызбаева. — Траншеи вырыли еще в сентябре, так они и стояли, никто там ничего не менял. И только сегодня, когда прошел слух о собрании с участием журналистов, они начали что-то делать.
- У меня трое детей, приходится их мыть в тазике, а сейчас уже октябрь и в доме холодно, из-за этого они все время простывают, — сетует алматинка Юлия Ким. — Вдобавок из-за того что воду приходится нагревать в чайнике, стены отсыревают, а мы только недавно сделали ремонт.
Большой неожиданностью стало появление на собрании представителя акимата в лице главного специалиста городского управления энергетики Саисада Тулебергенова. До этого жители на протяжении нескольких недель пытались застать его на рабочем месте.
- Приношу вам извинения от всего акимата за то, что так получилось, — развел руками представитель власти. — Просто с ТОО «Альянс Групп» мы работаем на протяжении пяти лет и они ни разу нас не подвели. Сейчас же для быстрого завершения мы обратились в организацию УМР-6, которая взяла на себя часть работ. Я обещаю вам, что в ближайшие два-три дня все будет сделано, теперь мы непосредственно станем контролировать объект.
Речь главного специалиста вызвала еще больше вопросов. Особенно смутил жильцов тот факт, что на ремонт небольшого участка была выделена басно­словная сумма — $1,5 млн. «Знать бы, кто откат получил, да встретить его в темном переулке», — вздыхали в толпе. Многих интересовал вопрос: если такие огромные деньги расходуются из бюджета, неужели нельзя закончить работу вовремя?
- Мы всеми силами старались успеть, — оправдывался директор ТОО «Альянс Групп» Бахтияр Кожакеев, — но нас подвели поставщики труб, мы получили груз с большой задержкой. Я вам торжественно клянусь: за три-четыре дня все работы будут завершены.
И все же многие вопросы жильцов так и остались без ответа. Особенно их интересовал тот факт, что людям приходят квитанции об оплате за тепло и горячую воду, которые они не получают.
- Я справлялся у тепловиков — там мне сказали, что нужно оплатить сейчас, а потом они проведут перерасчет. Если же мы не будем оплачивать, то нам выставят пеню, — рассказал собравшимся пожилой мужчина. — Но ведь за то, что у нас уже почти два месяца нет горячей воды, нам никто не возмещает моральный ущерб и затраты на лишние расходы электроэнергии!
Собрание жильцов проходило 15 октября, воду обещали подключить к понедельнику. В назначенный день она в кранах так и не появилась. Как прокомментировали ситуацию на интернет-форуме «Центр Тяжести» представители ТОО «Алматинские тепловые сети», ремонтные работы будут завершены не раньше 24—25 октября, несмотря ни на какие заверения и обещания.
Жалуйтесь хоть до пенсии, а до суда все равно не дойдете

Для того чтобы потребитель коммунальных услуг мог в случае чего защитить свои права, необходимо модернизировать всю систему ЖКХ, считает председатель антимонопольной общественной комиссии Петр Своик.
- Дело в том, что в данном случае изначально отсутствует современная правовая база, — утверждает эксперт. — Если бы существовал некий договор между потребителями и поставщиками тепла котором была бы прописана ответственность сторон и оговаривалось, в каких случаях можно отключать воду и тепло, можно ли это делать без согласия жильцов, каким образом происходит перерасчет или вы­плата неустойки), вот тогда можно было бы переводить конфликт в юридическую плоскость и обращаться в суд.
Но на самом-то деле этого нет! Фактически вместо нормальных договорных отношений действует сложившаяся порочная практика — не рыночная, не правовая, а что ни на есть советская. Каждый отдельный жилец платит за тепло и воду по квитанциям, не имея при этом договора с тепловиками. Последние если и заключают договоры, то только с КСК. Хотя они здесь не выступают фактическими субъектами права, поскольку не являются собственниками теплового оборудования дома и не отвечают за его сохранность. Поэтому тепловики с радостью подписывают с ними договоры.
В Казахстане по таким схемам осуществляется снабжение не только теплом и водой, но и газом, электроэнергией. Повторюсь, это чисто советская система, в которой человек в случае чего может только воздух жалобами сотрясать, а правовой основы и возможности подать в суд у него нет. В Конституции говорится, что Казахстан является правовым государством, а на деле выходит, что у жильцов нет правовых отношений с коммунальными службами. Случись что, людям просто не на что опираться: нет ни оснований для подачи искового заявления, ни документа, которым можно оперировать в суде.
Что касается прокладки и ремонта труб, то этим занимаются городские власти. Акимат выделяет средства из бюджета, находит подрядчика и вступает с ним в договорные отношения. В договоре прописаны условия и штрафные санкции, но такая сторона, как «граждане — получатели тепла», в нем не предусмотрена. Получается довольно хитрая схема: оплату за услуги жильцы производят одной стороне, тогда как за коммуникации отвечает другая, и опять же ни с одной из сторон у граждан нет договоров.
Как можно изменить ситуацию? Только целенаправленными мероприятиями властей. В настоящее время я занимаюсь разработкой проекта «План модернизации ЖКХ города Алматы». Там основной набор предложений посвящен структурной реорганизации ЖКХ, в частности переводу его на современную правовую основу. В первую очередь предлагается установить реальные договорные отношения между поставщиками коммунальных услуг и жильцами.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №37 (173) от 20 октября 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий