Украину нельзя узнать. Ее уже не узнают в Европе. В глазах постсоветского мира она почти полностью потеряла имидж страны, пытавшейся найти альтернативный путь развития.
Резкие изменения в сторону автократии почувствовали и внутри Украины. Один из соавторов отчета о состоянии демократии на Украине от Парламентской ассамблеи Совета Европы Рената Вольвенд заявила, что на Украине введена цензура.
Не очень, конечно, экстраординарная новость для казахстанской аудитории. В Казахстане цензуру никогда не отменяли. А вот на Украине еще никто не отменял закон о запрете цензуры. «Сейчас на Украине, — отметила Вольвенд, — журналисты мало критикуют власть. И мне кажется, это шаг назад». Парламентская ассамблея Совета Европы даже одобрила отдельную резолюцию с выражением беспокойства по поводу вмешательства украинских спецслужб в политический процесс в стране.
Я не помню, чтобы подобный документ был одобрен относительно нынешнего председателя ОБСЕ. Может быть, потому что Европа привыкла к активности КНБ и уже лет пять как отвыкла от притязаний украинской службы безопасности участвовать в давлении на оппозицию и прессу. Такого рода деятельность была свернута на Украине при президенте Викторе Ющенко. Однако недолго музыка играла. Стоило поменяться власти — и былое участие украинских спецслужб сравнительно быстро восстановили.
Ассамблея призвала также расследовать все жалобы на притеснения свободы СМИ. Кроме того, Ассамблея призвала Киев не допустить монополизацию власти и провести реформирование прокуратуры и органов юстиции. Комментируя призывы Парламентской ассамблеи, оппозиционный парламентарий, генерал-лейтенант СБУ Александр Скибинецкий, считает, что Служба безопасности Украины игнорирует также многие предыдущие резолюции ПАСЕ. В частности, СБУ должна быть категорически отдалена от правоохранительных функций. Ее также необходимо девоенизировать и усилить парламентский контроль над ее деятельностью.
Парадоксальная получается ситуация. Есть, скажем, два постсоветских образования — Украина и Казахстан. И там и там советская система оставила в наследство одни и те же органы безопасности. Почему же в той же Европе от Украины до сих пор ожидают кардинальных преобразований, в то время как на Казахстан чуть ли не махнули рукой? Не сработал ли тут чисто психологический эффект: послекучмовская Украина сделала несколько решительных шагов в демократических реформах, а постсоветский Казахстан серьезных демократических преобразований так и не начинал?
И до сих пор даже при мощном откате новой украинской власти назад, в советскость, демократический Запад еще пытается разговаривать с Киевом на понятном обеим сторонам языке. На Западе, вероятно, уже удостоверились, что Астана этот язык не воспринимает даже в статусе председателя ОБСЕ.
Американская делегация в своем отчете на обзорной конференции ОБСЕ в Варшаве объявила, что Украина буквально за последние несколько месяцев перестала придерживаться стандартов ОБСЕ относительно свободы собраний и свободы передвижения. Представитель американского госдепартамента Томас Мелиа заявил на конференции в Варшаве, что нынешние запреты на передвижение и собрания граждан для участия в оппозиционных протестах напоминают о временах на Украине до «оранжевой революции» 2004 года.
Подобная критика в разных формах и на всевозможных форумах звучит и по отношению к Казахстану. Только с одной оговоркой. Если на Украине были периоды отхода от практики запретов, то в Казахстане таких периодов просто не было. С другой стороны, наличие этой критики по отношению к украинским властям свидетельствует о том, что Украина небывалыми темпами догоняет Казахстан по уровню авторитарного жизнеустройства.
Не последнюю роль в возвращении Украины в постсоветское лоно сыграли небезразличные к Киеву соседи и особенно Россия. Независимый путь, избранный Украиной в 2004 году, обострил украинско-российские отношения. Все страны региона не без зависти поглядывали на Киев, который пытался разговаривать с Москвой на равных. Пример стал заразительным. Другие столицы стали позволять себе вольности по отношению к Первопрестольной, и это не могло не нервировать постояльцев в Кремле.
Они наверняка не были просто наблюдателями в том, что происходило в Киеве. Они не могли не вложить свою лепту в перемены. На постсоветском пространстве нанесен очень чувствительный удар по альтернативному развитию, которое до последнего времени пыталась пробовать Украина. Остался лишь маленький островок — Кыргызстан. На долго ли? Кто из соседей готовится внести свою лепту в его возвращение в общий стан?!
0 коммент.:
Отправить комментарий