Очень полезным как для журналистов, так и для экспертов оказалось второе заседание пресс-клуба общественного фонда «Амансаулык» по лекарственной теме.
Система обеспечения льготными и бесплатными медикаментами, финансирование, формирование заявок, тендеры и закуп лекарственных средств – у пришедших было что сказать по каждому пункту. Можно сказать, что журналисты услышали ответы на извечные вопросы: кто виноват и что делать?
Горячая линия фонда «Амансаулык» по медико-социальным аспектам вот уже три года дает обильную пищу для вопросов и анализа. Почему финансирование здравоохранения из года в год увеличивается, а бесплатных лекарств как не хватало, так и не хватает? Туда ли идут все эти ежегодные сотни миллиардов тенге?
Советник по политическим вопросам программы «Прозрачность государственных финансов» фонда «Сорос-Казахстан » привел по этому поводу интересные цифры.
- Расходы на здравоохранение в отношении к ВВП имеют тенденцию к снижению: 1,82% от ВВП в 2011 году, 1,81% — в2012-м и 1,73% — в 2013-м , хотя фактические расходы увеличиваются: в 2011 году запланировано израсходовать 392,1 млрд тенге, в 2012-м — 421,1 и 440,3 млрд — в 2013 году, — обратил внимание на несоответствие Жанибек Хасан, который два года курирует проект по мониторингу лекарственного обеспечения.
Увеличивается и объем расходов на здоровье относительно общих затрат республиканского бюджета, правда, незначительно: за три года — на 0,1%. Напомним, что Всемирная организация здравоохранения рекомендует выделять на здравоохранение не менее 5% от внутреннего валового продукта.
Почему же тогда, несмотря на такие колоссальные суммы, почти каждый казахстанец, сталкивавшийся с нашей «бесплатной» медициной, знает: все положенные лекарства не дадут.
Диабетическая ассоциация Казахстана провела опрос среди чиновников, причастных к лекарственному обеспечению.
В итоге президенту ассоциации Наталье Тукалевской пришлось с горечью констатировать, что многие департаменты здравоохранения стремятся «улучшить» данные, не думая о последствиях.
Так, из Атырау честно сообщают: потребность в сахароснижающих таблетках покрывается в среднем на 27%. А вот Шымкент рапортует: обеспеченность — 100%. Правда, если узнать подробности, то оказывается, что из требующихся 50 тысяч таблеток закуплено 20 тысяч. Просто посчитали по одной таблетке в день, а ведь некоторым больным требуется до восьми.
Главного «диабетика» поддержал чиновник — Кадырбек Андагулов, директор департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава по городу Алматы.
- Что у нас получается? Правительство гарантирует, Минздрав издает приказ, местный маслихат выделяет деньги, Лариса Андреевна отвечает. Бюджет первичноймедико-санитарной помощи нужно без рассмотрения маслихата выделять каждой области, — уверен он. — Если денег не хватает, надо сократить количество наименований (бесплатных и льготных лекарств — авт.).
Таким образом, по мнению чиновника, «на уровне правительства при утверждении расходной части бюджета городов и областей должна быть отдельная графа».
- Или тогда не гарантировать. А так мы можем долго говорить, хоть двадцать горячих линий открывать — жалобы будут, — заключил он.
Лариса Андреевна Кузнецова, упомянутаяг-ном Андагуловым начальник отдела лекарственного обеспечения управления здравоохранения Алматы, с коллегой была «абсолютно согласна».
- Все наши «хотелки» должны быть соизмеримы с нашими возможностями, — назвала она вещи своими именами. — Мы неоднократно ставили вопрос о переносе дорогостоящих программ на республиканский бюджет. С другой стороны, нужен вывод из закупок на республиканские средства части уже отработанных программ на амбулаторный уровень.
В частности, по поводу диабета: все проблемы были бы сведены на нет, если бы Минздрав финансирование отдал на места, на амбулаторный уровень, считаетг-жа Кузнецова.
- И тогда: есть пациент, есть болезнь, есть врач, есть рецепт, есть аптека, есть оптовая компания — все! Цена, естественно, регламентируется Минздравом, — «расписала» она схему.
- Это же наша мечта: врач — пациент — аптека! — подтвердила Наталья Тукалевская.
Вернувшись к теме дорогостоящих программ, Лариса Кузнецова признала:
- Мы задохнулись. Включили в перечень (бесплатных лекарств — авт.) такие препараты, которые бюджет сегодня не может потянуть. Стоимость одной упаковки гливека — 260 тысяч, одному пациенту на курс требуется 10—12 тысяч долларов. А это отдано на откуп местным бюджетам. То есть эти дорогостоящие программы надо брать на республиканский бюджет!
Обоснованность этой идеи тут же подтвердила Тамара Рыбалова, глава Ассоциации инвалидов — больных гемофилией, рассказавшая, что на следующий год для взрослых больных гемофилией закупили все нужные лекарства в нужном количестве — из республиканских средств, а закупки для детей передали местным бюджетам. И уже в одной из областей 10 миллионов тенге скостили, поставив под угрозу самочувствие маленьких пациентов.
Всем на все денег не хватит, повторяли очевидные вещи обе стороны участников дискуссии.
- По полгода люди не получают сахароснижающих препаратов, — продолжила Наталья Тукалевская. — И получать не будут — потому что закупается только такой процент. Давайте честно скажем: мы способны обеспечить пациентов на 40—50%, остальные 60% — ребята, покупайте сами. Но мы же говорим, что обеспечиваем! А когда на приеме врач говорит «иди покупай», начинается стресс, недовольство вплоть до митингов.
- В прошлом году была заявка на 1 миллиард восемьсот, дали миллиард шестьсот тридцать, — подтвердила тезис цифрами алматинского бюджета на лекарственное обеспечение Лариса Кузнецова. — В этом году наша заявка составила 2 миллиарда четыреста, а дали миллиард семьсот восемьдесят восемь.
На вопрос, где же выход и обращались ли чиновники с этими проблемами в Минздрав, Лариса Кузнецова ответила:
- Министерство запросило к 20 декабря дать свое видение причин, почему сегодня амбулаторное лекарственное обеспечение не удовлетворяет наших граждан и что бы мы могли предложить.
Судя по состоявшемуся разговору, нашему управлению здравоохранения есть что сказать новому министру. Надеемся, Салидат Каирбекова прислушается.
Советник по политическим вопросам программы «Прозрачность государственных финансов» фонда «
- Расходы на здравоохранение в отношении к ВВП имеют тенденцию к снижению: 1,82% от ВВП в 2011 году, 1,81% — в
Увеличивается и объем расходов на здоровье относительно общих затрат республиканского бюджета, правда, незначительно: за три года — на 0,1%. Напомним, что Всемирная организация здравоохранения рекомендует выделять на здравоохранение не менее 5% от внутреннего валового продукта.
Почему же тогда, несмотря на такие колоссальные суммы, почти каждый казахстанец, сталкивавшийся с нашей «бесплатной» медициной, знает: все положенные лекарства не дадут.
Диабетическая ассоциация Казахстана провела опрос среди чиновников, причастных к лекарственному обеспечению.
В итоге президенту ассоциации Наталье Тукалевской пришлось с горечью констатировать, что многие департаменты здравоохранения стремятся «улучшить» данные, не думая о последствиях.
Так, из Атырау честно сообщают: потребность в сахароснижающих таблетках покрывается в среднем на 27%. А вот Шымкент рапортует: обеспеченность — 100%. Правда, если узнать подробности, то оказывается, что из требующихся 50 тысяч таблеток закуплено 20 тысяч. Просто посчитали по одной таблетке в день, а ведь некоторым больным требуется до восьми.
Главного «диабетика» поддержал чиновник — Кадырбек Андагулов, директор департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава по городу Алматы.
- Что у нас получается? Правительство гарантирует, Минздрав издает приказ, местный маслихат выделяет деньги, Лариса Андреевна отвечает. Бюджет первичной
Таким образом, по мнению чиновника, «на уровне правительства при утверждении расходной части бюджета городов и областей должна быть отдельная графа».
- Или тогда не гарантировать. А так мы можем долго говорить, хоть двадцать горячих линий открывать — жалобы будут, — заключил он.
Лариса Андреевна Кузнецова, упомянутая
- Все наши «хотелки» должны быть соизмеримы с нашими возможностями, — назвала она вещи своими именами. — Мы неоднократно ставили вопрос о переносе дорогостоящих программ на республиканский бюджет. С другой стороны, нужен вывод из закупок на республиканские средства части уже отработанных программ на амбулаторный уровень.
В частности, по поводу диабета: все проблемы были бы сведены на нет, если бы Минздрав финансирование отдал на места, на амбулаторный уровень, считает
- И тогда: есть пациент, есть болезнь, есть врач, есть рецепт, есть аптека, есть оптовая компания — все! Цена, естественно, регламентируется Минздравом, — «расписала» она схему.
- Это же наша мечта: врач — пациент — аптека! — подтвердила Наталья Тукалевская.
Вернувшись к теме дорогостоящих программ, Лариса Кузнецова признала:
- Мы задохнулись. Включили в перечень (бесплатных лекарств — авт.) такие препараты, которые бюджет сегодня не может потянуть. Стоимость одной упаковки гливека — 260 тысяч, одному пациенту на курс требуется 10—12 тысяч долларов. А это отдано на откуп местным бюджетам. То есть эти дорогостоящие программы надо брать на республиканский бюджет!
Обоснованность этой идеи тут же подтвердила Тамара Рыбалова, глава Ассоциации инвалидов — больных гемофилией, рассказавшая, что на следующий год для взрослых больных гемофилией закупили все нужные лекарства в нужном количестве — из республиканских средств, а закупки для детей передали местным бюджетам. И уже в одной из областей 10 миллионов тенге скостили, поставив под угрозу самочувствие маленьких пациентов.
Всем на все денег не хватит, повторяли очевидные вещи обе стороны участников дискуссии.
- По полгода люди не получают сахароснижающих препаратов, — продолжила Наталья Тукалевская. — И получать не будут — потому что закупается только такой процент. Давайте честно скажем: мы способны обеспечить пациентов на 40—50%, остальные 60% — ребята, покупайте сами. Но мы же говорим, что обеспечиваем! А когда на приеме врач говорит «иди покупай», начинается стресс, недовольство вплоть до митингов.
- В прошлом году была заявка на 1 миллиард восемьсот, дали миллиард шестьсот тридцать, — подтвердила тезис цифрами алматинского бюджета на лекарственное обеспечение Лариса Кузнецова. — В этом году наша заявка составила 2 миллиарда четыреста, а дали миллиард семьсот восемьдесят восемь.
На вопрос, где же выход и обращались ли чиновники с этими проблемами в Минздрав, Лариса Кузнецова ответила:
- Министерство запросило к 20 декабря дать свое видение причин, почему сегодня амбулаторное лекарственное обеспечение не удовлетворяет наших граждан и что бы мы могли предложить.
Судя по состоявшемуся разговору, нашему управлению здравоохранения есть что сказать новому министру. Надеемся, Салидат Каирбекова прислушается.
0 коммент.:
Отправить комментарий