На минувшей неделе случилось два значимых события, напрямую связанных с идеей продлить полномочия президента Назарбаева без выборов на десять лет вперед.
Глава Казахстана практически в режиме нон-стоп встретился с председателем ЦИК Куандыком Турганкуловым, а затем с большой группой партийных товарищей.
Как отмечает пресс-служба главы государства, «участники совещания обсудили вопросы предстоящего празднования 20-летнего юбилея независимости и единогласно поддержали общенациональную идею проведения референдума о продлении полномочий первого президента Республики Казахстан — лидера нации».
Среди тех, кто единогласно поддержал референдум, кроме зампредседателя «Нур Отана» Нурлана Нигматулина, которому по должности положено поддерживать все благие начинания в адрес шефа, также засветились: сенатор и председатель «Партии патриотов Казахстана» Гани Касымов, руководитель «Ак Жола» Алихан Байменов, друг президента и председатель ДПК «Адилет» Максут Нарикбаев, глава партии «Ауыл» Гани Калиев, первый секретарь народных коммунистов Владислав Косарев и председатель «зеленой» партии «Руханият» Серикжан Мамбеталин.
Итого фактически идею партии «Нур Отан» по созданию широкой «демократической» коалиции, которая двинет идею референдума в массы, одобрили шесть политических партий. Вопрос — для чего?
На мой взгляд, это не случайно. Я почти не сомневаюсь, что референдум состоится. Но президенту надо обезопасить себя от контрпропаганды, нежелательных заявлений со стороны руководителей политических партий. Как? Очень просто: референдум в обмен на места в парламенте. И вот здесь открывается широчайшее поле для маневра. Напомню, что сейчас согласно выборному законодательству в нижнюю палату Казахстана проходят только те партии, которые преодолели7-процентный барьер. Если всем дать по семь процентов, то «Нур Отану» останутся крохи по сравнению с днем сегодняшним. Да и эксперты смеяться будут: то, по соцопросам, эти партии и процента не набирали (а таковых среди вышеупомянутых — большинство), а на выборах вдруг за семь выпрыгнули.
Поэтому, видимо, решили поступить умнее. Например, елбасы после референдума, выступит с большой речью о демократизации в Казахстане (как, например, не так давно сделал в Узбекистане Ислам Каримов). И в ней предложит внести ряд существенных поправок в выборное законодательство, которые «востребованы жизнью» или «о которых неоднократно обращалась общественность». Можно и новый закон о выборах инициировать. Не суть — как это оформить и подать. Главное — чтобы и овцы были целы, и волки сыты. В частности, подходят узбекский, таджикский или свой «улучшенный» вариант проведения выборов.
Узбекский вариант: увеличиваем число законодателей (так никого не обидим), оставляем гарантированное количество мандатов за Ассамблеей народа Казахстана. Остальные депутаты избираются на многопартийной основе. Избранным считался кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей в своем округе. В выборах участвуют только представители политических партий. Таким образом, решается казахстанская проблема с высоким заградительным партийным барьером, потому что его просто нет. Он упраздняется. А по округам всегда можно полюбовно договориться, кто станет победителем.
Хороший это вариант для власти? Без сомнения! На последних выборах в парламент Узбекистана прошли пять политических партий и даже Экологическое движение (в нашем случае АНК). Многопартийность налицо, и президента никто не критикует.
Таджикский вариант: возвращаеммажоритарно-пропорциональную систему. Снижаем партийный барьер для прохождения в парламент до 5%. В одномандатных округах разрешаем побороться за голоса избирателей как партийным товарищами, так и формально беспартийным, которых негласно двигают политические партии. В этом варианте главное — соблюсти «джентльменские» договоренности между всеми участниками и партией власти «Нур Отан» по распределению мандатов.
Удобная вариация? Вполне. Убирается главное противоречие с Конституцией, согласно которой гражданин Казахстана имеет право быть избранным вне зависимости от партийной принадлежности, поскольку нынче беспартийный права попадания в Мажилис практически лишен. Кстати, в Таджикистане в парламенте заседают по итогам последних выборов представители пяти политических партий, впрочем, абсолютно все они лояльны президенту.
Наконец, собственный вариант. Здесь фантазия может быть безгранична, но самый удобный проект — снизить партийный барьер до пяти процентов и разрешить создание предвыборных блоков. Например, «Адилет» опять пойдет в блоке с «Ак Жолом» и возьмет в довесок «Патриотов», а «Руханият», «Аул» и народные коммунисты — как по нотам разыграют тему защиты крестьян и природы.
Конечно, во всех этих случаях нужно менять современное выборное законодательство Казахстана (не об этом ли предварительно беседовал Нурсултан Назарбаев с Куандыком Турганкуловым?) и найти консенсус между будущими игроками. Время для этого есть.
В этом году проводим референдум, а после готовим новый закон о выборах (или поправки). В следующем году проводим выборы в Мажилис в соответствии с календарным планом.
Все довольны: президент на посту до 2020 года, нынешние парламентарии спокойно досиживают срок и готовят запасные аэродромы, партии готовятся к выборам, получив предварительную смету на мандаты от «Ак орды», а по телевизору и в газетах идут нескончаемым потоком материалы о новом витке демократизации в Казахстане.
Среди тех, кто единогласно поддержал референдум, кроме зампредседателя «Нур Отана» Нурлана Нигматулина, которому по должности положено поддерживать все благие начинания в адрес шефа, также засветились: сенатор и председатель «Партии патриотов Казахстана» Гани Касымов, руководитель «Ак Жола» Алихан Байменов, друг президента и председатель ДПК «Адилет» Максут Нарикбаев, глава партии «Ауыл» Гани Калиев, первый секретарь народных коммунистов Владислав Косарев и председатель «зеленой» партии «Руханият» Серикжан Мамбеталин.
Итого фактически идею партии «Нур Отан» по созданию широкой «демократической» коалиции, которая двинет идею референдума в массы, одобрили шесть политических партий. Вопрос — для чего?
На мой взгляд, это не случайно. Я почти не сомневаюсь, что референдум состоится. Но президенту надо обезопасить себя от контрпропаганды, нежелательных заявлений со стороны руководителей политических партий. Как? Очень просто: референдум в обмен на места в парламенте. И вот здесь открывается широчайшее поле для маневра. Напомню, что сейчас согласно выборному законодательству в нижнюю палату Казахстана проходят только те партии, которые преодолели
Поэтому, видимо, решили поступить умнее. Например, елбасы после референдума, выступит с большой речью о демократизации в Казахстане (как, например, не так давно сделал в Узбекистане Ислам Каримов). И в ней предложит внести ряд существенных поправок в выборное законодательство, которые «востребованы жизнью» или «о которых неоднократно обращалась общественность». Можно и новый закон о выборах инициировать. Не суть — как это оформить и подать. Главное — чтобы и овцы были целы, и волки сыты. В частности, подходят узбекский, таджикский или свой «улучшенный» вариант проведения выборов.
Узбекский вариант: увеличиваем число законодателей (так никого не обидим), оставляем гарантированное количество мандатов за Ассамблеей народа Казахстана. Остальные депутаты избираются на многопартийной основе. Избранным считался кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей в своем округе. В выборах участвуют только представители политических партий. Таким образом, решается казахстанская проблема с высоким заградительным партийным барьером, потому что его просто нет. Он упраздняется. А по округам всегда можно полюбовно договориться, кто станет победителем.
Хороший это вариант для власти? Без сомнения! На последних выборах в парламент Узбекистана прошли пять политических партий и даже Экологическое движение (в нашем случае АНК). Многопартийность налицо, и президента никто не критикует.
Таджикский вариант: возвращаем
Удобная вариация? Вполне. Убирается главное противоречие с Конституцией, согласно которой гражданин Казахстана имеет право быть избранным вне зависимости от партийной принадлежности, поскольку нынче беспартийный права попадания в Мажилис практически лишен. Кстати, в Таджикистане в парламенте заседают по итогам последних выборов представители пяти политических партий, впрочем, абсолютно все они лояльны президенту.
Наконец, собственный вариант. Здесь фантазия может быть безгранична, но самый удобный проект — снизить партийный барьер до пяти процентов и разрешить создание предвыборных блоков. Например, «Адилет» опять пойдет в блоке с «Ак Жолом» и возьмет в довесок «Патриотов», а «Руханият», «Аул» и народные коммунисты — как по нотам разыграют тему защиты крестьян и природы.
Конечно, во всех этих случаях нужно менять современное выборное законодательство Казахстана (не об этом ли предварительно беседовал Нурсултан Назарбаев с Куандыком Турганкуловым?) и найти консенсус между будущими игроками. Время для этого есть.
В этом году проводим референдум, а после готовим новый закон о выборах (или поправки). В следующем году проводим выборы в Мажилис в соответствии с календарным планом.
Все довольны: президент на посту до 2020 года, нынешние парламентарии спокойно досиживают срок и готовят запасные аэродромы, партии готовятся к выборам, получив предварительную смету на мандаты от «Ак орды», а по телевизору и в газетах идут нескончаемым потоком материалы о новом витке демократизации в Казахстане.
0 коммент.:
Отправить комментарий