В минувший понедельник Конституционный Совет страны удалился в совещательную комнату, чтобы обдумать дальнейшую судьбу Назарбаева и института выборов.
Но прежде чем это сделать, в КС устроили настоящее шоу, участниками которого стали: сенатор, мажилисмен, министр юстиции, председатель Верховного суда, представители ЦИК (в количестве сразу двух человек), уполномоченный по правам человека, заместитель генпрокурора, замминистра иностранных дел, представители НПО и так называемые эксперты - ученые ведущих вузов, которых на заседание КС пришло сразу три человека.
Всю эту разношерстную массовку внимательно слушали участники конституционного производства, которые проверяют на соответствие Конституции тот самый закон, который Нурсултан Назарбаев пока так и не подписал. Не стоит даже намекать на то, что говорили почти все докладчики почти одно и то же — мол, народ уже все решил, а проведение референдума это непреодолимое веление времени. Но было и противоположено мнение.
Солнце — воздух — елбасы
Первыми к трибуне подпустили депутатов парламента. Мажилисмен Рахмет Мукашев решил вести себя словно на допросе — народный избранник во всех подробностях рассказал, как, когда и при каких обстоятельствах парламентом был разработан, рассмотрен, принят и направлен на подпись главе государства закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. При этом свою непосредственную причастность к содеянному депутат выделил особо.
- Следует отметить, —почему-то заговорил сам о себе от третьего лица мажилисмен Мукашев, — что депутатом Мажилиса парламента Мукашевым на основании п.10 пп.2 ст.25 конституционного закона РК «О парламенте РК и статусе его депутатов» и пп.10, п.95 регламента парламента РК к законопроекту внесено предложение. Согласно этому предложению п.4 ст.46 КРК был дополнен словом «елбасы» в соответствии с ранее предложенным изменением в п.5 ст.42 Основного закона. Предложения депутата Мукашева были единогласно поддержаны парламентом.
Гордого мажилисмена сменил сенатор Серик Акылбай, который просто не смог не оценить дар предыдущего оратора и заявил:
- Моя задача облегчена тем, что мой коллега Мукашев полностью подробно изложил обстоятельства возникшего к рассмотрению вопроса.
Но и от себя депутат поспешил добавитьпару-тройку хвалебных пассажей в адрес елбасы:
- Согласно теории права конституционные положения, претендующие быть эффективными, должны учитывать ситуации и настроения, поддерживаемые обществом. Более того, они должны соответствовать им. Поэтому граждане страны, понимая, что Конституция способна влиять и фактически влияет на совершающиеся в стране перемены, сегодня ставят вопрос о назначении республиканского референдума по вопросу внесения изменений в Конституцию.
Потом к трибуне вышел заместитель генерального прокурора Асхат Даулбаев, который заявил, что с рассматриваемым законом все в порядке и он не противоречит никакому законодательству. Генпрокурора сменил верховный судья, по мнению которого инициатива также не противоречит Конституции, а даже напротив, «наполняют ее новым содержанием, вызванным к жизни реальной обстановкой в Казахстане, новыми геополитическими, экономическими и социальными условиями».
- Это новое содержание учитывает изменения в общественной жизни, отражает запросы и уверенность народа Казахстана в стабильном развитии нашего государства и процветании демократии и благополучия под руководством действующего президента РК, — объяснил Мусабек Алимбеков.
Далее по списку выступали секретарь Центризбиркома, уполномоченный по правам человека при президенте, который, кстати, долго рассуждал на тему того, что действия казахстанских парламентариев совсем не противоречат международным обязательствам Казахстана. Примерно о том же «пел» замминистра иностранных дел. Вслед за ним заключение о том, что предложенные депутатами поправки не противоречат Конституции страны, выдал президент Союза адвокатов Казахстана Ануар Тугел от имени всех своих коллег.
Ложка дегтя
Привести в чувство государственных мужей, которые уже все продолжали соревноваться в умении произносить хвалебные речи, попыталась дама. Исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова позволила себе то, о чем даже подумать боялось большинство собравшихся.
- Сейчас мы, наша страна, подвергается некой критике со стороны международных организаций, таких как БДИПЧ ОБСЕ, делегации Европейского союза, а так же государственного департамента США, — спокойно, без лишней нервозности заявила госпожа Турмагаметова. — Я считаю, и наша организация считает, что, вот, «елбасы» — это глава государства, это большеморально-нравственная категория, чем законная категория.
Члены конституционного производства слушали Жемис Турмагамбетову раскрыв рты — в виду общего контекста мероприятия, скорее всего, никто не ожидал, что ее доклад будет идти вразрез с остальными.
- И наш вывод таков, — продолжала Жемис Турмагамбетова. — В силу того, что предлагаемые поправки в п.5 ст. 42 по своей юридической природе и последствиям влекут лишение пассивных и активных избирательных прав всех граждан РК, такие поправки противоречат ст.12 Конституции РК в части невозможности отчуждения прав человека. А также требованиям конституционного закона РК от 2 ноября 95 года №2592 «О республиканском референдуме» в части невозможности вынесения на референдум вопросов, которые могут повлечь за собой нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В итоге, заканчивая, правозащитник напомнила собравшимся, что еще несколько лет назад говорил по поводу вмешательств в Конституцию сам президент Казахстана.
- Я буквально цитирую (президента Казахстана — авт.), — уточнила Жемис Турмагамбетова: — «Я всегда исходил из того, что в конституционном законотворчестве требуется особая осмотрительность и тщательность, так как любое изменение норм основного загона влияет на все общество и само государство в целом. Ревизия норм Конституции, подиктованная политической конъюнктурой, — это прямой путь кризису власти и расшатыванию государственных устоев».
И тут же он цитирует польского публициста Мичислава Шаргана: «Чтобы Конституция была еще хуже, ее постоянно надо ухудшать».
Возразить никто так и не смог. После небольшой паузы председательствующий дал слово очередному оратору.
Ушли думать. Вернемся нескоро
Последующие спичи разнообразием не отличались. Выступающие вновь говорили том, что ни один закон не усматривает противоречий депутатской инициативе. А есликому-то не нравится, то это его дело.
- Продление полномочий первого президента РК — это суверенное право, свободный демократический выбор народом нашей страны мира стабильности и согласия, — заявил заведующий кафедрой международного права юридического факультета Евразийского национального университета Ербол Абайдильдинов, приглашенный в качестве эксперта.
Его коллега из Казахскогогуманитарно-юридического университета, доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев и вовсе решил, что проведение референдума не ущемит никого в правах, и даже напротив — непроведение референдума по продлению президентских полномочий Назарбаева ущемит права большинства избирателей.
- Принципом демократии является подчинение меньшинства большинству, — заявил господин Ударцев. — И если принципом нашего государства признан принцип демократии, то первое, что следующее предполагается, — что наше государство, следовательно, должно следовать принципу подчинения меньшинства большинству. Как тут было сказано представителями ЦИК, 55,2% всех избирателей — это достаточно крупная цифра, и отказ им в праве решения вопроса в этой форме является нарушением уже прав большинства.
Договорившись до такого, слово передали представителю Генеральной прокуратуры. Как выяснилось, и в главном надзорном органе ничего подозрительного и противозаконного в намерении депутатов позволить президенту править страной еще 10 лет не нашли. Говоря об этом, заместитель генерального прокурора Асхат Даулбаев настолько увлекся, что пришел к выводу, что референдум можно было проводить и вовсе безо всяких там внесений изменений и дополнений в Конституцию. Тут очередь удивляться наступила уже для председателя Конституционного Совета Игоря Рогова.
- Правильно ли мы поняли, — недоуменно спросил господин Рогов господина Даулбаева, — что действующая Конституция и без этих поправок содержит положения, которые дают право для проведения подобного референдума, иливсе-таки поправки необходимы?
- Мне кажется, — ответил замгенпрокурора, — что в идеале поправки необходимы для того, чтобы был максимально точно юридически обозначен механизм реализации права народа на референдум применительно к данной конкретно ситуации, постольку, поскольку она возникала, она является фактом, ее игнорировать, видимо, в этой ситуации было бы необъективно. И в этом случае парламент, очевидно, поступил юридически выверено и точно, предложив определенную поправку в Конституцию.
На этом открытое обсуждение завершилось. Правда, исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова попыталась задать вопрос официальным лицам, говорящим о полезности референдума для казахстанского общества. Однако председатель КС ее остепенил:
- Задавать вопросы могут только участники производства, — прервал ее господин Рогов, посоветовав Жемис Турмагамбетовой расспрашивать экспертовгде-нибудь в кулуарах.
Члены конституционного производства отправились в совещательную комнату — думать дальше. Когда вернутся, не сказали. Журналистам об этом пообещали сообщить дополнительно.
Солнце — воздух — елбасы
Первыми к трибуне подпустили депутатов парламента. Мажилисмен Рахмет Мукашев решил вести себя словно на допросе — народный избранник во всех подробностях рассказал, как, когда и при каких обстоятельствах парламентом был разработан, рассмотрен, принят и направлен на подпись главе государства закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. При этом свою непосредственную причастность к содеянному депутат выделил особо.
- Следует отметить, —
Гордого мажилисмена сменил сенатор Серик Акылбай, который просто не смог не оценить дар предыдущего оратора и заявил:
- Моя задача облегчена тем, что мой коллега Мукашев полностью подробно изложил обстоятельства возникшего к рассмотрению вопроса.
Но и от себя депутат поспешил добавить
- Согласно теории права конституционные положения, претендующие быть эффективными, должны учитывать ситуации и настроения, поддерживаемые обществом. Более того, они должны соответствовать им. Поэтому граждане страны, понимая, что Конституция способна влиять и фактически влияет на совершающиеся в стране перемены, сегодня ставят вопрос о назначении республиканского референдума по вопросу внесения изменений в Конституцию.
Потом к трибуне вышел заместитель генерального прокурора Асхат Даулбаев, который заявил, что с рассматриваемым законом все в порядке и он не противоречит никакому законодательству. Генпрокурора сменил верховный судья, по мнению которого инициатива также не противоречит Конституции, а даже напротив, «наполняют ее новым содержанием, вызванным к жизни реальной обстановкой в Казахстане, новыми геополитическими, экономическими и социальными условиями».
- Это новое содержание учитывает изменения в общественной жизни, отражает запросы и уверенность народа Казахстана в стабильном развитии нашего государства и процветании демократии и благополучия под руководством действующего президента РК, — объяснил Мусабек Алимбеков.
Далее по списку выступали секретарь Центризбиркома, уполномоченный по правам человека при президенте, который, кстати, долго рассуждал на тему того, что действия казахстанских парламентариев совсем не противоречат международным обязательствам Казахстана. Примерно о том же «пел» замминистра иностранных дел. Вслед за ним заключение о том, что предложенные депутатами поправки не противоречат Конституции страны, выдал президент Союза адвокатов Казахстана Ануар Тугел от имени всех своих коллег.
Ложка дегтя
Привести в чувство государственных мужей, которые уже все продолжали соревноваться в умении произносить хвалебные речи, попыталась дама. Исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова позволила себе то, о чем даже подумать боялось большинство собравшихся.
- Сейчас мы, наша страна, подвергается некой критике со стороны международных организаций, таких как БДИПЧ ОБСЕ, делегации Европейского союза, а так же государственного департамента США, — спокойно, без лишней нервозности заявила госпожа Турмагаметова. — Я считаю, и наша организация считает, что, вот, «елбасы» — это глава государства, это больше
Члены конституционного производства слушали Жемис Турмагамбетову раскрыв рты — в виду общего контекста мероприятия, скорее всего, никто не ожидал, что ее доклад будет идти вразрез с остальными.
- И наш вывод таков, — продолжала Жемис Турмагамбетова. — В силу того, что предлагаемые поправки в п.5 ст. 42 по своей юридической природе и последствиям влекут лишение пассивных и активных избирательных прав всех граждан РК, такие поправки противоречат ст.12 Конституции РК в части невозможности отчуждения прав человека. А также требованиям конституционного закона РК от 2 ноября 95 года №2592 «О республиканском референдуме» в части невозможности вынесения на референдум вопросов, которые могут повлечь за собой нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В итоге, заканчивая, правозащитник напомнила собравшимся, что еще несколько лет назад говорил по поводу вмешательств в Конституцию сам президент Казахстана.
- Я буквально цитирую (президента Казахстана — авт.), — уточнила Жемис Турмагамбетова: — «Я всегда исходил из того, что в конституционном законотворчестве требуется особая осмотрительность и тщательность, так как любое изменение норм основного загона влияет на все общество и само государство в целом. Ревизия норм Конституции, подиктованная политической конъюнктурой, — это прямой путь кризису власти и расшатыванию государственных устоев».
И тут же он цитирует польского публициста Мичислава Шаргана: «Чтобы Конституция была еще хуже, ее постоянно надо ухудшать».
Возразить никто так и не смог. После небольшой паузы председательствующий дал слово очередному оратору.
Ушли думать. Вернемся нескоро
Последующие спичи разнообразием не отличались. Выступающие вновь говорили том, что ни один закон не усматривает противоречий депутатской инициативе. А если
- Продление полномочий первого президента РК — это суверенное право, свободный демократический выбор народом нашей страны мира стабильности и согласия, — заявил заведующий кафедрой международного права юридического факультета Евразийского национального университета Ербол Абайдильдинов, приглашенный в качестве эксперта.
Его коллега из Казахского
- Принципом демократии является подчинение меньшинства большинству, — заявил господин Ударцев. — И если принципом нашего государства признан принцип демократии, то первое, что следующее предполагается, — что наше государство, следовательно, должно следовать принципу подчинения меньшинства большинству. Как тут было сказано представителями ЦИК, 55,2% всех избирателей — это достаточно крупная цифра, и отказ им в праве решения вопроса в этой форме является нарушением уже прав большинства.
Договорившись до такого, слово передали представителю Генеральной прокуратуры. Как выяснилось, и в главном надзорном органе ничего подозрительного и противозаконного в намерении депутатов позволить президенту править страной еще 10 лет не нашли. Говоря об этом, заместитель генерального прокурора Асхат Даулбаев настолько увлекся, что пришел к выводу, что референдум можно было проводить и вовсе безо всяких там внесений изменений и дополнений в Конституцию. Тут очередь удивляться наступила уже для председателя Конституционного Совета Игоря Рогова.
- Правильно ли мы поняли, — недоуменно спросил господин Рогов господина Даулбаева, — что действующая Конституция и без этих поправок содержит положения, которые дают право для проведения подобного референдума, или
- Мне кажется, — ответил замгенпрокурора, — что в идеале поправки необходимы для того, чтобы был максимально точно юридически обозначен механизм реализации права народа на референдум применительно к данной конкретно ситуации, постольку, поскольку она возникала, она является фактом, ее игнорировать, видимо, в этой ситуации было бы необъективно. И в этом случае парламент, очевидно, поступил юридически выверено и точно, предложив определенную поправку в Конституцию.
На этом открытое обсуждение завершилось. Правда, исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова попыталась задать вопрос официальным лицам, говорящим о полезности референдума для казахстанского общества. Однако председатель КС ее остепенил:
- Задавать вопросы могут только участники производства, — прервал ее господин Рогов, посоветовав Жемис Турмагамбетовой расспрашивать экспертов
Члены конституционного производства отправились в совещательную комнату — думать дальше. Когда вернутся, не сказали. Журналистам об этом пообещали сообщить дополнительно.
0 коммент.:
Отправить комментарий